Бхаджана-кутир Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура находится в том же здании, слева от бхаджана кумира Даса Госвами. Хотя Вишванатха совершал здесь бхаджану почти сто лет спустя после Даса Госвами, в 1680 году, он тоже пребывал в умонастроении манджари-бхавы. Поэтому вполне закономерно, что их бхаджана кутиры соединены здесь.
Когда Вишванатха пришел во Вриндаван, он увидел, что с уходом Госвами (около ста лет назад) красота священного места ушла в непроявленное состояние. Мусульмане разрушили многие храмы. Большинство священнослужителей покинули Вриндаван, увезя с собой Божества. Оставшиеся Божества оказались в забвении, Им никто не служил. Преданные постоянно пребывали в страхе.
Люди, в большинстве.своем, не хотели изучать священные писания. Своей преданностью, силой духа и трудолюбием Вишванатха привлек к себе много преданных, среди которых было немало ученых, таких как Баладева Видьябхушана С великой решимостью Вишванатха взялся за восстановление утраченной славы Вриндавана. Вот некоторые из его заслуг.
Вишванатха сам установил Божество Гокулананды и стал служить Говардхана шиле, которой поклонялся Господь Чайтанья. Он восстановил в должности священников, чтобы они служили Божествам в разных храмах. Вишванатха восстановил множество храмов и построил новые.
В те времена обычным людям были почти недоступны научные труды Госвами на санскрите. Вишванатха написал простые и ясные комментарии к этим произведениям, а также краткое изложение оригинала Все преданные могли теперь понять и оценить суть работ Госвами. Вишванатха широко, распространил эти книги, чтобы помочь вайшнавам в их повседневном обучении и духовной практике. Он также организовал курсы, чтобы знания передавались и не утрачивались.
«Вишванатха Чакраварти Тхакур был защитником, руководителем и ачаръей движения в средний период развития Гаудия-вайшнавизма (1650 — 1750)» (Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).
Однажды, составляя «Мантрартха Дипику» (объяснение к кама-гаятри), Вишванатха пришел в недоумение. Он никак не мог понять, почему Кришнадас Госвами написал в «Чайтанья-чаритамрите», что в кама-гаятри двадцать четыре с половиной слога, в то время как по самым тщательным подсчетам самого Вишванатхи выходило двадцать пять.
Шри Радхика явилась во сне Вишванатхе и дала ему такое наставление: «О Вишванатха! Пожалуйста, не печалься больше. То, что написал Кришнадас — правда. Он — Моя приближенная служанка, и поэтому знает все Мои самые сокровенные настроения. Кама-гаятри — мантра для поклонения Мне. И Я, несомненно, проявляюсь через слоги этой мантры. Без Моей милости никто не может постичь ее.
Поищи разрешения загадки о половине слога в книге, которая называется «Варнагама-бхасвади». Кришнадас прочел эту книгу и написал то, что написал. Слог йа, за которым следует ви, как во фразе кама девайа видмахе, считается половиной слога. Это сочетание приходится на лоб Кришны, потому что Его лоб имеет очертания ореола полумесяца. Все остальные буквы мантры образуют полные слоги, то есть полные луны. Теперь проснись, сверься с этой книтой и поведай об этом для всеобщего блага».
Тотчас проснувшись, Вишванатха в экстазе воскликнул: «Хей Радхе! Хей Радхе! Хей Радхе!» Даршан Радхарани наполнил произведение Вишванатхи божественной щакти. Среди вайшнавов Вишванатха Чакравартипада остается непревзойденным в эрудиции, теологических познаниях, поэтическом таланте и понимании расы. Он написал свыше сорока книг о Радха-Говинда према-бхакти, в числе которых «Шри Кришна Бхаванамрита», «Мадхурья-кадамбини», «Враджа-рити-чинтамани»; «Чаматкара-чандрика», «Санкалпа-калпа-друма» и другие. Жизнь пучение Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура несут счастье, вдохновение и трансцендентную мудрость всей сампрадае Гаудия-вайшнавов. Во Врадже Вишванатха Чакраварти служит Шримати Радхике как Винода-валлари Манджари.
Давайте искренне помолимся, чтобы однажды, через тысячи рождений, мы стали пылинками в тени его лотосныхстоп. За бхаджана кутиром Вишванатхи Чакраварти растет невысокое дерево пилу. Его густая листва ниспадает на ступени Манаса-иавана-гхаты на Шьяма-кунде. Говорят, что когда-то это дерево было брахманом, который теперь принял эту смиренную форму для совершения важного служения Радхике и гдпи. Когда- Радха и Ее саюси приходят сюда купаться в полдень, они вешают свою одежду на это дерево. Вишванатха Чакраварти часто беседовал об играх Радха-Шьямы с этой великой личностью. Предложив этому дереву воду из Шьяма-кунды, можно попросить его о милости, чтобы и мы однажды смогли выполнять служение в играх Радха-Мадхавы.
«Я неизменно склоняюсь перед деревьями и лозами Вриндавана — они не подвержены воздействию материи.
Они милостиво даруют цель жизни тому, кто всегда лишь видит их, прикасается к ним, слушает или помнит о них» («Вриндавана-махимамрита»).
Шри-Шри Радха-Гокулананда ки-джай
Шри Вишванатха Чакраварти Тхакура ки-джай!
Манаса-павана-гхата
Ступени от вышеупомянутого дерева пилу спускаются к Манаса-павана-гхате Шьяма-кунды. Шри Радхика и Ее юпи купаются в ней. каждый день в полдень. Однажды, купаясь здесь, Шри Радха сказала: «Я благословлю каждого, кто будет омываться здесь, в Шьяма-кунде, наполнив его такой же любовью, как и Моя, к Моему Господу Шьямасундаре».
Шри Манаса-павана-гхата ки-джай!
Пять Пандавов
Слева от бхаджана кутира Вишванатхи Чакраварти, на возвышенности над Шьяма-кундой, есть место, где пять (панча) Пандавов жили в телах деревьев. Когда Дас Госва-ми проводил раскопки на Шьяма-кунде, Пандавы явились ему во сне. Они попросили его не срубать деревья, потому что это они жили на берегу, приняв такую форму для совершения бхаджапы. Дас Госвами выполнил просьбу Пандавов и придал Шьяма-кунде неправильную форму, чтобы оставить деревья. Старшие преданные, живущие здесь, говорят, что Пандавы ушли отсюда, и только одно-два мертвых дерева остались на том месте, где они раньше совершали свою бхаджану.
Посещая такие священные места, мы можем понять, как это возможно, что все деревья во Вриндавана-дхаме — мудрецы и преданные. Эти деревья называют калпа-врик-ша, исполняющими желания. Поскольку это преданные, полностью осознающие окружающую действительность и очень 'милостивые по своей природе, они могут исполнять желания людей. Вот почему преданные всегда служат и молятся милостивым деревьям калпа-врикша Вриндавана и обнимают их. Радха-кунда— самое важное место во Врад-же, и ясно, что деревья, окружающие ее, — совершенно особенные. Оставим же чувство ложного престижа и склонимся перед ними, в молитве прося даровать нам Радха-Кришна према-бхакти.
«Удивительные деревья Враджа-бхуми абсолютно духовны и преисполнены различных энергий. Они подобны воплощениям Верховной Божественной Личности. Обусловленные души не могут постичь духовной природы воплощений Верховного Господа так же, как неправильно они понимают славу деревьев Враджи» («Враджа-рити-чинтамани»).
Здесь рядом с каменным сиденьем растет приносящее всем благо растение ту ласы. Попугай Вриндадеви щебечут в ветвях деревьев о последних играх Радхи. Здесь можно тихо посидеть, глядя на спокойные воды Шьяма-кунды с того места, где сидел Шри Чайтанья Махапрабху. Давайте осознаем, что мы сегодня находимся здесь только по безграничной милости Господа Чайтаньи. Можно поклониться Шьяма-кунде, произнеся молитву Шри Вишванатхи Чакра-варти Тхакура.
«Шри Кришна-кундаштака»