Теперь снова идите к храму Радха-Кунджа Бихари и Радха-кунде. Сверните влево, пройдите мимо храма Гопала и поверните налево на узкую тропинку. Когда вы пройдете по ней вглубь метров пять, слева от вас будет вход в Радха-Шьямасундара Мандир. Божества этого храма — экспансии Тех, что были установлены во Вриндаване Шри Шьяманандой Прабху.
Кришнадас (прежнее имя Шьямананды) вставал до рассвета, чтобы подмести тропинки Сева Кунджи. Однажды
утром он нашел золотой колокольчик с ножного браслета, который очаровал его своим сиянием. Заметив, что потеряла колокольчик, Радхарани отправила Лалиту в Сева Кунд-жу найти его. Когда Лалита попросила Кришнадаса отдать колокольчик, он ответил, что вернет его только настоящей хозяйке.
Лалита завязала Кришнадасу глаза и отвела его к Радхарани. Перед тем как прикрепить колокольчик на лодыжку Радхе, Кришнадас с почтением коснулся им своего лба. От этого прикосновения возникла новая тилаха, по которой и по сей день можно отличить его последователей. Узнав об этом удивительном случае, Шри Джива Госвами дал Кришнадасу имя Шьямананда.
Давайте же будем молиться Шьямананде Прабху, чтобы однажды он благословил нас, дав какое-нибудь смиренное служение, которое привлечет к нам внимание Шрима-ти Радхарани.
Шри-Шри Радха-Шьямасундара ки-джай! Шрипа Шьямананда Прабху ки-джай!
Радха-Дамодара Мандир
Выйдите из Радха-Шьямасундара Мандира, сверните влево и пройдите по тропинке еще тридцать метров. Через дверной проем слева от вас будет виден маленький красный храм Радха-Дамодары. Изначальные Божества Радха-Дамо-дары, установленные во Вриндаване Шри Дживой Госвами, сейчас пребывают в Джайпуре.
Вот стих из знаменитой «Шри Дамодараштаки» Шри Сатьявраты Муни, прославляющий Господа Дамодару:
намас те 'сту домне спхурад дипти-дхамне твадийодарайатха вигивасйа дхамне намо радхикайаи твадийа прийайаи намо 'нанта-лилайа девайа тубхйам
«О Господь Дамодара! Я склоняюсь перед чудесной веревкой, обвязавшей Твою талию, обитель ослепительного сияния. Я склоняюсь перед Твоим животом, прибежищем всей вселенной. Я склоняюсь перед Радхикой, Твоей возлюбленной. И, наконец, я склоняюсь перед Твоими бесчисленными трансцендентными играми».
Шри Санатана Госвамипада объясняет сокровенное содержание этой стотры в своей «Диг-Даршана-Тике». Слова намо радхикайаи означают, что поклоны предлагаются возлюбленной Кришны — Бхагавати Шри Радхике. Это сделано, чтобы показать, что милость возлюбленной Кришны помогает достичь желаемого.
Слово радхика указывает на качества и совершенство того, кто всегда занят поклонением Кришне, или ардха-ной, заботясь только о Его удовольствии. Слова твадийа прийайаих означают, что Радха дорога не только Кришне, но и всем преданным Кришны. Слова намо 'нанта-лилайа девайа тубхйам означают «я склоняюсь перед Тобой, Шри Кришна, всегда увлеченным неисчислимыми играми (такими как раса-лила) со Шримати Радхикой во Враджа Гокуле».
Шри-Шри Радха-Дамодара ки джай! Шри Джива Госвами ки-джай!
Радха-Гопинатха Мандир
Вернитесь на Радха-кунда парихрама марг и сверните влево. Следующий храм справа от вас, за водопроводными кранами — Радха-Гопинатха Мандир.
Эти Божества Радха-Гопинатхи были установлены около четырехсот лет назад после того, как Джахнава Деви получила даршан Господа Гоиинатхи под деревом, тпалшли у Радха-кунды. В Гаура-лиле Джахнава Деви—божественная супруга Шри Нитьянанды Прабху. Во Вриндавана-лиле она служит Радхе-Шьямасундаре как Ананга Манджари, младшая сестра Радхи.
По известной легенде, которой уже двести лет, когда Джахнава Деви принимала Его даршан, Гопинатха похитил ее и поставил слева от Себя. И Радха чтобы выполнить желание Кришны, передвинулась и встала справа от Него.
Но Гаудия ачарьи, шастры историки объясняют это так. Посетив Вриндаван, Джахнава Деви увидела, что Божество Радхарани стоит рядом со значительно меньшим по размерам Гопинатхой. Вернувшись в Бенгалию, Джахнава велела стхапажи, мастеру, изготовляющему Божества, изваять новое Божество Шримати Радхарани. Когда работа была цыполнена, оказалось, что лицо Божества Радхи в точности похоже на лицо Джахнавы Деви. Это произошло по той причине, что стхапати, преданный последователь Ма Джахнавы, все время думал о ней, когда работал, и его мысли приняли форму Божества.
Когда это Божество Радхарани прибыло во Вриндаван, Шри Джива Госвами провел абхишеку и установил Его рядом с Гопинатхой. С тех пор храмовые брахманы поклоняются этому Божеству как Радхарани, со всеми надлежащими мантрами.
Шри-Шри Радха-Гопижтха ки-джай!
Шритати Ананга Макджари ки-джай!
Шримати Джахнава Деви ки-джай!