Выйдя из Радха-Канта Мандира, повернитеналево, пройдите метров десять и, свернув вправо, идите в сторону Говард-хана парикрама марго. Пройдите еще сто метров и вы увидите справа красный каменный храм. Божества Махапрабху и Радха-Кунджа Бихари были установлены в этом храме Гау-дия Матха Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати. Вот стихи из «Шри-Шри Кунджа Бихари аштакам» Шрилы Рупы Госвами:
индра-нила-мани-манджула-варнах
пхулла-нипа-кусуманчита-карнах
кришнахабхир акришараси хари
сундаро джайати кунджа-бихари
радхика-вадана-чандра-чакорах
сарва-баллава-вадху-дхрити-чаурах
чарчари-чатуратанчита-чари
чаруто джайати кунджа-бихари
«Вся слава Кунджа Бихари! Цвет Его лица зачаровывает, как темно-синие сапфиры. Уши Его украшены цветами кадамбы. На Его широкой груди — гирлянда из ягод гунджа.
Вся слава Кунджа Бихари! Он — птица чакора, пьющая сияние луноподобного лика Радхики. Он — вор, похитивший покой жен пастухов. Он грациозно танцует и в такт бьет в ладоши».
Рядом с храмом — пушпа самадхи Шрилы Гаураки-шоры даса Бабаджи.
намо гаура-кишорайа сакшад-ваирагйа-муртайе
випраламбха-расамбходе падамбуджайа те намах
«Я смиренно склоняюсь перед Шрилой Гауракишорой дасом Бабаджи Махараджей, олицетворенным отречением. Он всегда погружен в чувства разлуки со Шри Кришной и глубочайшей любви к Нему».
Гауракишора дас Бабаджи прожил тридцать лет во Врадже. Громким голосом, полным печали, воспевал он святые имена, тоскуя в разлуке с Божественной Четой. Вот фрагмент одного из его самых любимых бхаджанов:
котхай го према-майи / радхе радхе!
радхе радхе го джайа / радхе радхе!
декха дийа пранаракхо / радхе радхе!
томар катал то май раке / радхе радхе!
радхе вриндавана-виласини / радхе радхе!
радхе кану-мано-мохини / радхе радхе!
радхе ашта-сакхир широмани / радхе радхе!
радхе вришабхану-нандини / радхе радхе!
«О Радхе! Радхе! Где Ты? О Богиня экстатической любви! О Радхе! Радхе! Вся слава Тебе. О Радхе! Радхе!
О Радхе! Радхе! Явись мне» чтобы поддержать во мне жизнь. Твой самый презренный, падший слуга взывает к Тебе, О Радхе! Радхе!
О Радхе! Радхе! О прекрасная, наслаждающаяся Вриндава-ном. О Радхе! Радхе! О пленяющая ум Кану (Кришны). О Радхе! Радхе!
О Радхе! Радхе! О прекраснейший драгоценный камень среди Своих восьми ближайших сакхи. О Радхе! Радхе! О обворожительная дочь Вришабхану Махараджа О Радхе! Радхе!»
Шри-Шри Радха Кунджа Бихари ки-джай!
Шри Чайтанья Махапрабху ки-джай!
Шрипада Гауракищора Даса Бабаджи ки-джай!
Мальяхари-кунда
Выйдя из Радха-Кунджа Бихари Мандира, пройдите еще метров сорок по направлению к Говардхана парикрама марту. За большим деревом, обнесенным низкой каменной оградой, которое будет справа от вас, сверните вправо — на дорогу, мощенную булыжником. Пройдите по ней, никуда не сворачивая, сто семьдесят пять метров. Вы войдете в маленькую деревню, молочную ферму, где вдоль дороги мирно пасутся коровы и буйволы. Остановитесь, когда дорога начнет уходить вправо. Слева от вас и будет Мальяхари-кунда. На северном берегу этой заброшенной кунды вы увидите колодец и, возможно, несколько коров и буйволов.
Это место описано в пятой части «Бхакти-ратнакары»: «О Шриниваса, у Мальяхари-кунды проходили чудесные игры, связанные с жемчужным ожерельем. Рагхунатха дас Госвами милостиво описал эти игры в своей книге «Щри Мукта Чарита». Вот краткое изложение «Истории с жемчугом», или мукта чариты:
«Однажды в Двараке Сатьябхама сказала: «О мой Господь, подруга сказала мне, будто Ты вырастил несравненные жемчужины в саду во Вриндаване. Пожалуйста, расскажи мне эту удивительную историю». Когда Кришна вспомнил Враджу, Его переполнила экстатическая према, и Он стал рассказывать.
«Однажды гопи пришли к Мальяхари-кунде, чтобы отпраздновать Дивали месяца Карттика. Мой ручной попугай Вичакшана сказал Мне об этом, и Я тут же отправился к Мальяхари-кунде. Увидев, что Радхика и гопи нанизывают на нити жемчуг, чтобы сделать ожерелья, Я попросил у них несколько жемчухсин, чтобы украсить Моих любимых коров, Харини и Хасини. Но они отказали Мне.
Вновь и вновь я умолял гопи, и, наконец, Лалита сакхи ответила: «Кришна, мне очень жаль, но у меня нет ни одной жемчужины, достойной стать украшением Твоих коров». Я рассердился, назвал Лалиту бессердечной жадиной и убежал к Своей маме. Когда Я попросил у мамы Яшоды жемчуга, чтобы посадить в саду, она только рассмеялась: «Жемчуг не растет на деревьях. Все знают, что жемчужины достают из раковин моллюсков».
Но в конце концов мама Яшода дала мне несколько жемчужин, и Я посадил их в саду возле Ямуны. Когда Я отправил Мадхумангалу попросить у гопи молока, чтобы полить Мои жемчужины, они просто посмеялись над ним. Тогда я попросил молока у Своей мамы и полил жемчужины. Через четыре дня появились тоненькие зеленые росточки. Гопи смеялись надо Мной, говоря, что это побеги сорняков.
Через несколько дней побеги выросли и стали ползучими растениями, источающими сладкий аромат. На удивлен ние всем, на этих растениях стали появляться большие красивые жемчужины.
Мы с Моими друзьями потешались над маленькими жемчужинами гопи. Гопи очень понравились Мои жемчужины, но Я не дал им ни одной. И они поклялись вырастить жемчужный сад вдвое больше Моего.
Гопи собрали весь свой жемчуг и посадили его. Они не оставили ни одной жемчужины ни на своих телах, ни в домах. «Ну, теперь-то мы покажем Кришне», — думали гопи и щедро поливали свое жемчужное поле трижды вдень молоком, гхи и маслом. Чандравали тоже засеяла поле, вдвое больше, чем у Радхики.
Видя, что в садах гопи выросли одни только колючки, мы с друзьями смеялись над ними. Чтобы еще больше унизить гопи, Я надел на всех коров, буйволов, коз и овец Враджи изысканные украшения и ожерелья из жемчуга Даже каждой обезьяне, живущей во Вриндаване, досталось по жемчужному ожерелью! А сакхи не получили ни одной жемчужинки.
Топи боялись, что родители накажут их, увидев, что в доме не осталось жемчуга. Они дали Чандрамукхи иКанча-налате много золота и послали их купить Мои жемчужины. Но Я отказал им, сказав, что каждая гопи должна прийти сама и поторговаться, чтобы купить Мой жемчуг.
Тогда пришли, все гопи, кроме Радхарани, которая спряталась неподалеку так, что могла все слышать. Все гопи хотели купить Мой жемчуг. Я дал Вишакхе маленькую жемчужину для. Радхарани и сказал, что если Она не заплатит немедленно, то Я запру Ее в Своем саду.
Тогда Субала, который выступал посредником, попросил Меня быть помягче и не заламывать цену. Субала открыл коробку с Моим жемчугом и показал его гопи. Тут мы стали спорить о цене жемчуга Не достигнув соглашения, гопи ушли к Шри Радхике и все вместе отправились к Радха-кунде».
И тогда Кришна с величайшей радостью Своими руками сделал ожерелья из лучших жемчужин. Он взял первое и положил его в золотую шкатулку, на крышке которой выгравировал имя Радхики. Точно так же Кришна приготовил и другие шкатулки, чтобы отправить каждой саххи. В знак взаимности Радхарани послала Кришне орехи бетеля, душистые гирлянды и вкусные блюда, которые приготовила Сама Счастливые гопи надели ожерелья и вернулись домой, и родители с радостью любовались их жемчужными украшениями.
Мукта-чарита лила ки - джай!
Шива Кхари.
Вернитесь на Говардхана парикрама марг, сверните вправо и идите до маленького перекрестка (около ста метров). Сверните вправо, придерживаясь Говардхана парикрама марга, и пройдите: еще тридцать пять метров, пока не увидите слева озеро. Это Шива Кхари, или Шива Пушкарини. Прямо у дороги стоит храм Господа Шивы, известный как Рамешвара Храм имеет форму куба высотой около полутора метров. Господь Шива поселился здесь, чтобы охранять Радха-кунду. Вот история о Господе Шиве из «Падма Пураны», «Вриндавана Махатмьи»:
«Однажды самка шакала остановилась у Шива Кхари, чтобы немного попить из кунды. Дети увидели шакалиху и прибежали с палками, чтобы побить ее. Спасаясь; она спряталась в лисьей норе, которая оказалась поблизости. Тогда дети, чтобы изловить шакалиху, разложили костер у входа в нору.
В это время, по счастливому стечению обстоятельств, Шримати Радхарани шла с Радха-кунды вместе с гопи. Услышав горестный плач шакалихи, Она сказала: «Нельзя, чтобы кто-то был несчастен в месте, которое я очень люблю».
И Радха отправила одну из гопи посмотреть, в чем дело. Когда гопи увидела, в какую беду попала шакалиха, она прогнала детей, а удачливую шакалиху принесла клотосным стопам Радхи. Шакалиха, плача, упала перед Царицей Вриндавана Тогда Шримати Радхарани приласкала ее и благословила, даровав вечное служение».
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур приводит такую молитву Шиве в «Учении Шри Чайтаньи»: «Единственное, о чем стоит просить в молитвах — это чтобы Кришна все сильнее и сильнее привлекал наш ум: Нам не нужны ни богатство, ни последователи, и мы не жаждем избавления от страданий рождения и смерти.
Когда мы рядом с Махадевой (Шивой), мы должны молиться Господу Шиве. «Слава правителю царства Вриндавана, чей лоб украшен полумесяцем! Слава тому, кому поклоняются Санандана, Санатана и Нарада! О Господь, благослови меня неистощимой безграничной любовью к прекрасным, как лотосы, стопам возлюбленного Враджи». Мы не просим ни об исцелении от недуга', ни об освобождении. Но, обращаясь к Господу Шиве и Парвати, мы говорим: «Пожалуйста, благословите нас, чтобы наши умы были сосредоточены на Кришне».
Тот, кто с верой омывается в прекрасной кунде Шива Кхари, может обрести самое сокровенное служение Шри-мати Радхарани. Давайте же, перед тем как вернуться к Радха-кунде, помолимся, посыпав голову пылью этого священного места, чтобы Господь Шива был милостив к нам.
Шива Кхари ки джай!