Этапы исследовательской деятельности | Информационные процессы | ||||||
Поиск | Отбор | Хранение | Обработка | Создание | Передача | Доступ | |
Поиск проблемы | ü | ü | |||||
Выбор исследуемой (изучаемой) темы | ü | ü | ü | ü | |||
Формулировка гипотезы | ü | ü | |||||
Выявление и систематизация подходов к решению | ü | ü | ü | ü | |||
Разработка плана исследования | ü | ü | |||||
Сбор и систематизация информации | ü | ü | ü | ü | |||
Анализ и обобщение полученных материалов | ü | ü | ü | ü | |||
Оформление итоговых результатов | ü | ü | ü | ||||
Защита результатов | ü | ü | ü | ü | ü | ||
Рефлексия (переработка результатов исследований) | ü | ü | ü | ||||
Внедрение результатов исследований в практику | ü | ü |
Итак, под современной самостоятельной работой будем понимать информационно-исследовательскую деятельность – процесс получения нового знания на основе современных информационных процессов (поиск, хранение, обработка, передача, продуцирование, организация доступа) и исследовательских методик (систематизация, анализ, обобщение, выбор и др.) [13].
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под информационной деятельностью?
2. Какова суть самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде?
3. Какие информационные процессы чаще всего присутствуют в современной самостоятельной работе студентов?
5.2. Дидактические возможности информационно-коммуникационных
технологий
В целом педагогическое сообщество положительно оценивает дидактические возможности ИКТ. В условиях информатизации общества и высшей школы ИКТ становятся многофункциональным инструментом современных форм обучения, выступая инструментом организации, управления и методической поддержки учебных процессов; инновационными технологиями проведения занятий; фундаментальной областью знаний; инструментом дальнейшего развития высшего образования.
В ходе выполнения самостоятельной работы с помощью ИКТ у студентов накапливаются разнообразные знания в данной области (о возможностях современных технологий, о правилах выполнения элементарных операций, о способах создания информационных продуктов в виде текстов, таблиц, схем, презентаций, медиаматериалов), а также развиваются информационно-исследо-вательские умения (умения, обеспечивающие выполнение исследовательских задач с помощью различных технологий и информационных источников); информационно-технологические умения (умения, ориентированные на технологическую деятельность – от выполнения элементарных операций над информацией до сложных процессов проектирования и разработки информационных объектов); информационно-методические умения (обеспечивают способность студента к использованию ИКТ в предметной области).
В частности:
– в процессе поиска новой информации по изучаемой теме студент учится конкретизировать и формулировать цель поиска и корректно строить поисковую фразу; анализировать неудачи поиска и уточнять его границы; строить наиболее рациональный алгоритм поиска информации;
– отбор информации развивает у студента умения структурировать полученный материал, отделять значимое от незначимого, определять качество найденного материала, прогнозировать его актуальность для решаемой задачи;
– в ходе сохранения информации у студента формируются навыки работы с разнообразными накопителями и файлами, умения обеспечить надежность и безопасность хранения; развиваются способности к структуризации информации и ее разделению на отдельные и логичные кластеры; накапливается опыт выстраивания логики хранилища;
– обработка информации развивает у студента способности к конкретизации целей обработки, предположению конечного результата, выбору наиболее подходящего программного инструмента, выстраиванию рационального алгоритма обработки информации, достижению задуманного результата, рефлексии неудач и исправлению ситуации;
– в ходе создания информационного объекта развиваются способности образного мышления для представления образа конечного результата и выбора наиболее корректных программных продуктов, умения синтезировать разрозненные материалы в единый продукт и выстраивать логику представления информации, развиваются навыки оформления полученного результата по заданным требованиям;
– передача информации позволяет студенту накапливать опыт электронной коммуникации, формировать умения, представлять информацию в требуемом виде, выбирать наиболее корректный и безопасный способ передачи информации или, наоборот, подстраивать информацию под выбранный вид передачи.
Использование ИКТ в самостоятельной работе позволяет студентам эффективно перераспределять учебное время между выполняемыми задачами за счет его экономии на поисковых, вычислительных, оформительских операциях. Упрощается доступность дополнительных электронных образовательных ресурсов и увеличивается их объем и разнообразие, что позволяет рассматривать изучаемую проблему с разных сторон. Использование наиболее современных ИКТ (облачных технологий, технологий Web 2.0) стимулирует личностную и познавательную активность студентов, способствует развитию у них креативного, инновационного и критического мышления. Расширение пространственных и временных границ коммуникации и обмена информацией с другими студентами и преподавателями способствует активизации деятельности студентов по выполнению самостоятельной работы.
Для преподавателей при использовании ИКТ в организации СРС появляются возможности для следующего: включения в нее явлений, неподдающихся непосредственному изучению в реальности; предоставления учебной информации в кратчайшие временные сроки и в удобном для восприятия виде; дифференцированного подхода к каждому студенту при сохранении его целостности; построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом возможностей и потребностей студентов; проведения систематического контроля и мониторинга хода выполнения самостоятельной работы каждым студентом; ее своевременной корректировки и координации; оперативного оповещения студентов о результатах контроля.
Вместе с тем чрезмерная ориентация самостоятельной работы на ИКТ может иметь негативные последствия: снижение эффективности усвоения материала из-за сокращения живого общения, отсутствия психологической адаптации учебного материала и многозначности объяснений, приоритетного использования визуального канала восприятия; сужение диапазона приобретаемых учебных навыков в пользу информационно-технологических умений в ущерб навыкам анализа, диалогического общения и взаимодействия; усиление информационного давления, развитие психологической информационной и интернет-зависимости; увеличение информационного потока, превышение оптимальной информационной емкости изучаемого учебного материала, возникновение эффекта информационной перегрузки студента и как результат снижение качества усвоения учебного материала [2; 4; 8;15].
Обладая большим дидактическим потенциалом и определенными преимуществами перед традиционной формой обучения, информационно-коммуникационные технологии несут с собой определенные трудности их применения в учебном процессе. К числу наиболее актуальных проблем ученые относят дидактическую обоснованность выбора той или иной технологии и электронно-образовательных ресурсов для проведения занятия, сложность временного планирования таких занятий, отсутствие общепризнанных форм удаленного оценивания результатов [1; 10;14].
Вопросы для самопроверки
1. Каким положительным образом отражается применения ИКТ в самостоятельной работе на знания и способностях студента, результатах его работы?
2. Какие дидактические возможности ИКТ могут быть востребованы преподавателями в педагогической деятельности?
3. Какие негативные последствия может иметь применение ИКТ в учебной деятельности студентов?
5.3. Информационно-коммуникационные технологии
в различных формах самостоятельной работы студентов
Большинство существующих форм самостоятельной работы студентов могут быть выполнены с помощью ИКТ. Вектор дальнейшего развития данных технологий будет только увеличивать перечень заданий, выполняемых посредством ИКТ (табл. 2). Так, в последнее время все большее количество студентов конспектирование лекций выполняют не традиционным способом (запись ручкой в режиме стенографии тетрадь), а с применением разнообразной техники – ввод текста в планшет, фотография с доски, аудио- или видеозапись лекции и др. Наиболее востребованными технологиями в СРС выступают интернет-технологии (позволяют осуществлять поиск учебной информации, ответов на поставленные вопросы, составлять списки литературы и получать консультации в сетевых и профессиональных сообществах), текстовые редакторы (основной инструмент генерации результата самостоятельной работы), графические редакторы (позволяют создавать наглядные схемы, пособия, чертежи, другую статичную графику) и программы построения презентаций.
Таблица 2