При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения.
Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область.
В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (СУД).
В.В.Давыдов указывал, что первичная форма существования теоретического знания – это способ действия.
Биология имеет огромное разнообразие подходов к природным данным ученика - это и проведение наблюдений, опытов, написание сказок, рисование и лепка, решение логических задач, моделирование и другие.
Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения компьютерных технологий, развивая интегрированные способы учебной деятельности, способности личности обучаемого.
Например:
1.Терминологические диктанты:
вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным
терминам, подобрать к терминам определения и т.д.
2.Задания на классификацию:
составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому
основанию, определить значимое основание или принцип предложенной классификации,
дополнить классификацию примерами и т.д.
3. Задания на интерпретацию текста в графическое изображение:
схему, таблицу или слайд, презентацию.
4. Задания на сравнения и сопоставление:
сравнивая отдельные объекты или группы организмов, найти сходства и отличия;
выделить признаки для сравнения или сопоставления.
5. Составление характеристик отдельных групп растений или животных, процессов, свойств,
органов по аналогии с раннее изученными или по заданному плану; составление
презентаций явлений или объектов по плану.
6. Составление конспекта, плана ответа по материалам сайта, статьи и т.д.
7. Задания, связанные с мыслительными операциями анализа:
выделение признаков отдельных групп, образующих таксономическую единицу.
8. Выделение причинно-следственных связей:
определение связи между строением и выполняемыми функциями у органоидов
клеток, тканей, органов, выделение причины и следствии явления или процесса.
9.Задания на оценочную деятельность:
найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию,
сайт и другие задания по заданным параметрам.
Используя возможности пришкольного участка можно организовать исследовательскую деятельность обучающихся, которая широко способствует активизации познавательной деятельности.
ВЫВОДЫ:
Новые Стандарты образования дают возможность молодому человеку к социализации, обеспечивающей вхождение его в общество.
Разнообразные формы деятельности на уроках биологии позволяют формировать опыт творческой деятельности, необходимой будущему специалисту.
Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.
Литература
1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. Дома «Первое сентября».- 2011.-№ 9.-С.14-15.
2. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[https://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
3. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[https://festival.1september.ru/articles/419748/]
4. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[https://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
5. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева
6. Лейбович А.Н. Госстандарт в системе начального профессионального образования // Профтехобразование в России: Итоги ХХ века и прогнозы: В 2 т. – Т.1. – М., 1998.
7. Ялалов Фарит Габтелович, Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию действительный член Петровской академии наук и искусств, доктор педагогических наук, профессор, ректор Нижнекамского муниципального института, г. Нижнекамск Республика Татарстан