Системно-деятельностный подход в обучении
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь.
Пословица
Основные идеи системно-деятельностного подхода
В системно-деятельностном подходе понятие деятельности занимает одно из ведущих мест, а деятельность сама рассматривается как система. Еще в XIX в. Ф.Френбель описал всеобщую схему деятельности, (взаимоопределяемость цели и средства), отметив социально-историческую обусловленность деятельности и её форм. «Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат»[2]. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Сейчас в качестве цели образования ставится развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности (УСД). Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Что означает понятие "деятельность"?
1) деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).
2) результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
3) в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности обучаемого и присущие этим особенностям формы деятельности.
Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя:
- цель;
- средство;
- сам процесс преобразования;
- его результат.
Системно-деятельностный подход в обучении не противоречит, а сочетаются со многими другими педтехнологиями (подходами в обучении), например, компетентностным, личностно-ориентированным, технологиями деятельностного типа, например:
- технологии, основанные на уровневой дифференциации;
- на создании учебных ситуаций;
- на реализации проектной и исследовательской деятельности;
- на практико-ориентированном подходе в образовании:
1) одни (авторы Ю. Ветров, Н. Клушина) практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента, с требованиями своей профессии и рынка предоставления образовательных услуг, а также значимости своей профессии и личности в социальной сфере.
2) Другие (авторы П. Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
3) Третьи (авторы А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.) связывают его с изучением профильных и непрофильных дисциплин.
И сейчас появился ещё деятельностно-компетентностный подход (термин Ялалова Фарита Габтеловича, г. Нижнекамск Республика Татарстан).
Он не отрицает ЗУНовскй подход (на технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится), но отмечается, что использование деятельностного подхода в профобразовании изменяет саму парадигму образования – происходит переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно-деятельностной парадигме образования. При которой действует еще одна формула: компетенция — деятельность — компетентность.
Компетенция должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Компетентность – это и есть знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а работает с ним.
Методы компетентностного подхода позволяют достичь определенных результатов, приобрести значимые компетенции в различных видах деятельности, в том числе и профессиональной.
Овладеть компетенциями возможно только используя различные виды деятельности. Таким образом, мы видим, что компетенции и дея тельность взаимосвязаны. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. То есть процесс обучения – это и есть процесс приобретения ЗУН и опыта деятельности овладения профессиональными, социально значимыми компетентностями.
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века «Образование: скрытое сокровище», Жак Делор сформулировал глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
Перед образованием ставятся задачи:
- научить получать знания (учить учиться)
- научить работать и зарабатывать (учение для труда)
- научить жить (учение для бытия)
- научить жить вместе (учение для совместной жизни)
№/№ п/п | Система школьного обучения | Система профессионального образования |
1. | Усвоение системы знаний, умений, навыков | Формирование умений учиться компетенции, что необходимо для дальнейшего овладения новыми компетенциями |
2. | «Изолированное» изучение учебных предметов | Включение содержания обучения для решения значимых жизненных задач (пример, книги по биол. В.С.Кучменко: не отдельные уровни, а как систему, начиная с кл. – как система; организм; экосистема – нельзя уничтожить какое-то растение/животное, т.к. они взаимосвязаны и важны для человека). |
3. | Стихийная учебная деятельность учащегося | - целенаправленная, планомерная организация деятель-ности студентов; - является саморегулирующимся механизмом разноуров- невого обучения; - позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся; - обеспечивает возможность выбора каждым обучаемым индивидуальных видов и способов деятельности для достижения им социально безопасного минимума |
4. | Индивидуальная форма усвоения знаний | Учебное сотрудничество для достижения целей обучения |
5. | Под опытом деятельности подразумевается опыт учебно-познавательной деятельности | В рамках деятельностно-компетентностного подхода опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям на основе имеющихся ЗУН. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности. |
6. | «Знания – умения – навыки» путем формирования у учащихся практических умений и навыков. | При деятельностно-компетентностном подходе ЗУН включают в себя еще и опыт деятельности Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности |
В системе общего образования деятельность осуществляется путем формирования у учащихся практических умений и навыков на основе приобретения «Знаний – умений – навыков».
В системе общего и профессионального образования деятельность выступает как готовность обучаемого к определенным действиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков и является внутренним двигателем этой личности к цели. И уже включает в себя не только виды учебно-познавательной деятельности, но и профессиональную деятельность. И при деятельностно-компетентностном подходе кроме ЗУН нужен еще опыт деятельности:
Знаний — Умений — Навыков — Опыт деятельности
И эти виды деятельности в ходе профессиональной подготовки обогащаются, изменяются, дополняются различными видами деятельности.
Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Процесс учения понимается как процесс развития личности, обретения духовно-нравствен-ного опыта и социальной компетентности.
Педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсона разработан деятельностный метод обучения.
Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов, направленных не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, методы и формы обучения, реализуемые в деятельности. [4].
Она не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей (см. выше).
Вообще-то отношение к термину «деятельность» неоднозначное. Например, А.Н.Леонтьев отмечал, сто не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности (пример 1-Ф).
Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности [3].
В педагогике выделяют ведущие виды деятельности: игровую, учебную и трудовую деятельность.
В психологии деятельность связывают с психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности).
Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.