Инклюзивное обучение осуществляется с первого дня встречи учителя с учениками. Инклюзивность – это учёт в обучении индивидуальных и групповых потребностей. Сюда относятся личные, культурные, познавательные, физические и чувственные потребности.
В классе каждый ученик имеет своеобразные потребности и желания. Если учитель умеет определить индивидуальные особенности учащихся, понимает их, то он сможет учесть эти потребности своих учеников. В соответствии с учебной программой потребности удовлетворяются, а желания (если они полезны, соответственны) обеспечиваются.
С целью обеспечения инклюзивности в классе учитель должен:
· Создавать условие для достижения успехов и удач;
· Заинтересовывать учащихся и отмечать каждый их успех;
· Позитивно построить отношения учитель- учитель, учитель-ученик;
· Разделить обучение на алгоритмы и определить увлекательные цели;
· Разбудить интерес в учащихся и на протяжении всего учебного процесса обеспечить его сохранение;
· Постоянно создавать обратную связь;
· Осуществлять позитивный подход;
· Организовывать постоянное наблюдение над развитием, вести соответствующие заметки;
· С целью обеспечения индивидуальных потребностей учащихся подготавливать различные ресурсы обучения.
Вместе с тем, если не учесть некоторые моменты, то они могут, в свою очередь, создавать препятствия для инклюзивности. Среди них:
· Не возбуждение интереса у учащихся к целям обучения;
· Не применение современных стратегий и технологий;
· Не правильная организация оценивания в обучении и не создание обратной связи;
· Не обеспечение формирования в обучении жизненных и основных умений;
· Не применение соответствующих методов для сбора информации и создания обратной связи.
Таким образом, инклюзивность – это создание интересных, своеобразных, увлекательных возможностей для всех учащихся, привлечение всех учащихся к обучению, обеспечение их одинаковыми отношением, методами, общением и ресурсами. Эти факторы, обеспечивая возможности дифференциации и обеспечения индивидуальных потребностей в обучении, составляют основных опор инклюзивного обучения.
Основным условием обеспечения инклюзивности является определение с первого дня индивидуальных особенностей учащихся, их нужд и потребностей, и построить на нем процесс обучения. Инклюзивная практика отмечает важность дифференциации с целью обеспечения индивидуальных потребностей. В широком смысле, если исполнять все сказанное, то повысит мотивацию, интерес учащихся к обучению, и обучение будет интересным для них. Наряду с вышеуказанным, есть еще и другие моменты, на которые необходимо уделять внимание. Учитель может приготовить для урока разные упражнения, ресурсы и средства оценивания, но этого еще не достаточно. Может возникнуть вопрос: что еще может учитывать учитель? Конечно же, характер ученика его часто меняющееся настроение, его возбужденность, его чувство. Поведение ученика, особенно в подростковый период может часто меняться, все же, учитель должен хорошо знать своих учащихся, их индивидуальные особенности, что бы, предотвратить нежеланное их поведение, и при планировании каждого урока должен заранее предусматривать различные ситуации, и их предотвращение.
Учащиеся, которых нужно учесть в инклюзивном обучении:
- учащиеся, которые учатся посредством зрения, слуха и движения (визуальными, аудиторными кинестетическими (ВАК) способами);
- недовольные учащиеся – учащиеся, которые не довольны средой обучения;
- свободные учащиеся – учащиеся, которые не привлечены в среду обучения;
- учащиеся, имеющие проблемы в поведении;
- дислексия – учащиеся, которым трудно читать и писать;
- дискалькулия – учащиеся, которые не разбираются в цифрах и в вычислении;
- способные и талантливые учащиеся – учащиеся, имеющие особые знания и умения в различных областях;
- учащиеся, нуждающиеся в специальном обучении – учащиеся с ограниченными умственными и физическими возможностями;
- гиперактивные учащиеся со слабым вниманием;
- учащиеся, имеющие возрастные, половые, религиозные, языковые, расовые отличия.
Опишем подробно учебные нужды и потребности отмеченных выше типов учащихся. Учащихся, которые нуждаются в специальном обучении, учитель всегда должен держать в центре внимания, должен постоянно поддерживать их, и принимать соответствующие меры по повышению их учебной мотивации. С этой целью необходимо, применяя нужные стратегии обучения, привлечь каждого ученика к обучению, и создать среду инклюзивного обучения.