К организационным относятся принципы, реализующие в целях безопасности положения научной организации деятельности.
Принцип защиты временем предполагает сокращение до безопасных значений длительности нахождения людей в условиях воздействия опасности. Этот принцип имеет значение при защите от ионизирующих излучений, от шума, при установлении продолжительных отпусков и в других случаях. Рассмотрим несколько примеров.
Отпуск. Все трудящиеся получают оплачиваемый отпуск. Это снимает накопившуюся усталость и способствует улучшению здоровья и повышению жизненного тонуса.
Продолжительность рабочего дня. Там, где пока не устранены вредные условия труда, действующее законодательство предусматривает систему компенсаций профессиональных вредностей. Одним из видов компенсаций является сокращение продолжительности рабочего дня.
В химической промышленности для значительного числа работников установлен сокращенный рабочий день продолжительностью 6 ч (36-часовая рабочая неделя), для некоторых профессий — 5 ч и далее 4 ч.
Принцип нормирования состоит в регламентации условий, соблюдение которых обеспечивает заданный уровень безопасности. Необходимость нормирования обусловливается тем, что достичь абсолютную безопасность практически невозможно. Нормирование имеет важное методологическое значение. Нормы являются исходными данными для расчета и организации мероприятий по обеспечению безопасности. При нормировании учитываются психофизические характеристики человека, а также технические и экономические возможности.
Лимитирующим показателем при нормировании вредных факторов является отсутствие патологических изменений в состоянии здоровья. Приведем некоторые примеры норм безопасности.
Концентрация вредных веществ. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны нормируется предельно допустимыми концентрациями (ПДК).
ПДК — это такие концентрации, которые при установленной продолжительности работы в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья. Эти концентрации являются максимально разовыми.
ПДК устанавливаются также для атмосферного воздуха населенных пунктов. В этом случае используются максимально разовые и среднесуточные концентрации. Установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в водоемах санитарно-бытового водопользования, а также для почв, продуктов и т. д.
Принцип несовместимости заключается в пространственном и временном разделении объектов реального мира (веществ, материалов, оборудования, помещений, людей), основанном на учете природы их взаимодействия с позиций безопасности. Такое разделение преследует цель исключить возникновение опасных ситуаций, порождаемых взаимодействием объектов. Этот принцип весьма распространен в различных областях техники.
Хранение АХОВ. Аварийные химически опасные вещества (АХОВ) по условиям безопасности делятся на 5 групп. Совместное хранение веществ разных групп не разрешается по условиям безопасности.
Производственные помещения. Принцип несовместимости реализуется при планировке производственных и бытовых помещений. Бытовые помещения изолируют от производственных. Производственные помещения планируют так, чтобы исключалось загрязнение воздуха одних помещений токсичными веществами, поступающими из других цехов.
В производствах категории А и Е по взрыво- и пожароопасности не допускается устройство подвальных и цокольных помещений, так как они могут оказаться местом скопления ядовитых и взрывоопасных газов и паров. В остальных случаях устройство таких помещений должно быть обосновано. Производственные здания не должны иметь чердаков.
Принцип эргономичности состоит в том, что для обеспечения безопасности учитываются антропометрические, психофизические и психологические свойства человека.
Антропометрические требования сводятся к учету размеров и позы человека при проектировании оборудования, рабочих мест, мебели, одежды, СИЗ и др.
Психофизические требования устанавливают соответствие свойств объектов особенностям функционирования органов чувств человека.
Психологические требования определяют соответствие объектов психическим особенностям человека.
Практическая часть
Порядок проведения работы
1 Внимательно прочитайте теоретическую часть: познакомьтесь с классификационными признаками опасностей, изучите пример составления паспорта опасности, основные принципы защиты.
1 Внимательно изучите ситуацию чрезвычайного характера, описываемую в вариантах заданий в Приложении А. Как правило, номер варианта соответствует порядковому номеру студента в журнале.
2 В соответствии с полученным заданием проведите оценку опасности по классификационным признакам, представленным в таблице 1, составьте паспорт опасности, заполнив таблицу Б 1 отчета Приложения Б, выбор классификационного признака отмечайте в столбцах 3 и 4 «галочкой» или любым другим знаком.
3 Определите основные принципы защиты по таблице 3, раскрывая суть защитных мер. Заполните таблицу Б 2 Приложения Б.
4 Подготовьтесь к защите работы по вопросам, представленным в Приложении В.
Контрольные вопросы
1. Какова цель выполнения задания?
2. С какой целью классифицируют опасности?
3. Назовите классификационные признаки.
4. Что такое техногенные опасности?
5. Что такое «паспорт опасности»?
6. С какой целью составляют «паспорт опасности»?
7. На какие группы делят принципы обеспечения безопасности?
8. В чём суть принципа системности?
9. В чём суть принципа деструкции?
10. В чём суть принципа ликвидации опасности?
11. В чём суть принципа снижения опасности?
12. В чём суть принципа защиты временем?
13. В чём суть принципа защиты расстоянием?
14. В чём суть принципа прочности?
15. В чём суть принципа экранирования?
16. В чём суть принципа компенсации?
17. В чём суть принципа эффективности
18. В чём суть принципа несовместимости?
19. В чём суть принципа нормирования?
20. В чём суть принципа эргономичности?
21. В чём суть принципа плановости?
22. Каков порядок выполнения задания?