Введение
На практике специалистам в области техносферной безопасности необходимо уметь прогнозировать возможные последствия реализованных опасностей, определять прогнозируемые величины рисков последствий с исходами различной степени тяжести с целью заблаговременной разработки стратегии защиты.
Выполнение практической работы позволит получить практические навыки идентификации опасностей, разработки комплекса превентивных и оперативных мер, снижающих риск тяжёлых последствий при реализации опасностей. Для успешного выполнения работы необходимы теоретические знания – изучение курса лекций, учебных пособий по дисциплине безопасность жизнедеятельности, изучаемой студентами направления 280700.62 «Техносферная безопасность» на третьем курсе в шестом и седьмом семестрах, студентами направления 050100.62 «Педагогическое образование» на первом курсе и втором курсах во втором семестре, третьем и четвёртом семестрах. Продолжительность выполнения работы 4 часа.
Методические указания составлены в соответствии с ООП дисциплины безопасность жизнедеятельности и реализуют общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции бакалавров двух направлений очной формы обучения.
Компетенции, формируемые у бакалавров направления 280700.62 «Техносферная безопасность» профиля «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»: владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7); способность анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16); способность ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19).
Компетенции, формируемые у бакалавров направления 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности»: ОК-11 – готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ПК-7 – готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; ПК-8 – способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения.
Общие требования к выполнению практической работы
Целью выполнения работы является закрепление теоретических знаний и получение навыков идентификации опасностей с целью разработки комплекса превентивных и оперативных мер, снижающих риск тяжёлых последствий при реализации опасностей.
Тематика заданий входит в программу изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности для студентов направления 280700.62 «Техносферная безопасность» профиля «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» направления 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности» очной формы обучения. Продолжительность выполнения работы 4 часа.
Обеспечивающие средства: учебные пособия по дисциплине безопасность жизнедеятельности, настоящие методические указания. Для сопровождения практических занятий используется мультимедийное оборудование, видеотехника, программные продукты, стенды, макеты, приборы контроля обстановки, средства индивидуальной и коллективной защиты, плакаты.
Задание: Изучить теоретическую и практическую часть, ознакомиться с порядком выполнения задания. Вариант индивидуального задания определяется преподавателем. Перечень вариантов заданий представлен в Приложениях А и Г. Выполнить последовательно задание. Дать рекомендации по разработке комплекса превентивных и оперативных мер, снижающих риск тяжёлых последствий при реализации опасностей с использованием знаний, полученных при изучении теоретического материала по дисциплине безопасность жизнедеятельности.
По завершении работы каждому студенту индивидуально необходимо оформить и защитить отчёт. Образец оформления отчёта представлен в Приложении Б. В Приложении В представлены контрольные вопросы для подготовке к защите работы.
Практическое занятие (4 часа)
Идентификация опасностей
Цель работы - ознакомление с качественной классификацией (таксономией) опасностей. Определение направлений разработки безопасных решений.
2.1Теоретическая часть
2.1.1 Качественная классификация (таксономия) опасностей
Качественную классификацию опасностей целесообразно вести по двухуровневой схеме, сведя в первую группу (I уровень) классификации признаки опасности: их происхождение, параметры и зоны воздействия, а именно:
- происхождение источника опасностей;
- вид потока, образующего опасность;
- интенсивность (уровень) воздействия опасности;
- длительность воздействия опасности на объект защиты;
- вид зоны воздействия опасностей;
- размеры зон воздействия опасности;
- степень завершенности процесса воздействия опасности на объект защиты.
Во вторую группу (II уровень) классификации опасностей целесообразно свести признаки, связанные со свойствами объекта защиты, а именно:
- способность объекта защиты различать опасности;
- вид влияния негативного воздействия опасности на
объект защиты;
- численность лиц, подверженных воздействию опасности.
По происхождению опасности среды обитания следовало бы разделить на естественные и антропогенные, полагая при этом, что естественные опасности обусловлены климатическими и иными природными явлениями и что возникают они при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере, а также при стихийных явлениях, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.).
Все остальные опасности следовало бы назвать антропогенными, поскольку человек непрерывно воздействует на среду обитания продуктами своей деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя тем самым в среде обитания многочисленные опасности. При этом под антропогенными опасностями следует понимать опасности, которые возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.
В принципе все опасности, происходящие от машин и технологий, по своей сути антропогенны, поскольку их творцом считается человек, однако, учитывая их многообразие, значимость и, как правило, обезличенность по отношению к их создателю, эти опасности в современном представлении выделяют в отдельную группу — группу техногенных опасностей.
Техногенные опасности создают элементы техносферы — машины, сооружения и вещества. Перечень техногенных реально действующих опасностей значителен и насчитывает более 100 видов. К распространенным и обладающим достаточно высокими уровнями относятся производственные опасности: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха в помещениях (температура, влажность, подвижность, давление), недостаточное и неправильно организованное искусственное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд, электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машин и механизмов, части разрушающихся конструкций и др.
В быту и в городских условиях человека также сопровождает целая гамма техногенных негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих заводов; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум, инфразвук, вибрация; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения при различных медицинских обследованиях, фон от строительных материалов и др.
Таким образом, по происхождению все опасности принято делить на естественные, антропогенные и техногенные, при этом считают, что естественные опасности создаются природой, а техногенные и антропогенные опасности - рукотворны.
Более внимательное изучение происхождения опасностей позволяет выделить еще две группы опасностей: естественно-техногенные и антропогенно-техногенные. К естественно-техногенным опасностям следует отнести те, которые инициируются естественными процессами (землетрясения, ветры, дожди и т.п.), приводят к разрушению технических объектов (зданий, плотин, дорог и т.п.) и сопровождаются потерей здоровья и жизни людей пли разрушениям элементов окружающей среды.
К антропогенно-техногенным опасностям относят такие опасности, которые инициируются вследствие ошибок человека (обычно оператора технической системы) и проявляются через несанкционированное действие или разрушение техники или сооружений (аварии на транспорте по вине водителей, пожары и взрывы из-за неправильного обращения с огнем, с электрооборудованием и т.п.).
Таким образом, по происхождению все опасности следует делить на пять групп:
1)естественные;
2)естественно-техногенные;
3)антропогенные;
4)антропогенно-техногенные;
5)техногенные.
Как уже было сказано выше, все жизненные потоки по их физической природе (вид потока) делятся на массовые, энергетические и информационные, следовательно, и возникающие при этом опасности следует воспринимать как массовые, энергетические и информационные.
Массовые опасности возникают при перемещении воздуха (торнадо, ураганы и т.п.), воды и снега (ливни, лавины, штормы, цунами), грунта и других видов земной массы (землетрясения, пыльные бури, оползни и камнепады, извержения вулканов и т.п.). Массовые опасности характеризуются количеством и скоростью перемещения масс различных веществ.
Массовые опасности возникают также при поступлении в элементы биосферы (воздух, вода, земля) различных ингредиентов. В этом случае уровень опасности зависит от концентрации ингредиентов в единице объема или массы элемента биосферы. Концентрация ингредиентов измеряется в мг/м3, мг/л, мг/кг.
Энергетические опасности связаны с наличием в жизненном пространстве различных полей (акустических, магнитных, электрических и т.п.) и излучений (лазерное, ионизирующее и др.), которые обычно характеризуются интенсивностью полей и мощностью излучений.
Информационные опасности возникают при поступлении к человеку (обычно к оператору технических систем), избыточной или ошибочной информации, определяемой в бит/ с.
Все опасности по интенсивности воздействия разделяют на опасные и чрезвычайно опасные.
Опасные потоки обычно превышают предельно допустимые потоки не более чем в разы. Например, если говорят, что концентрация i- гогаза в атмосферном воздухе составляет < 10 ПДК, то подразумевают, что это опасная ситуация, угрожающая человеку потерей здоровья, поскольку находится в зоне его толерантности.
В тех случаях, когда уровни потоков воздействия выше границ толерантности, ситуацию считают чрезвычайно опасной. Обычно она характерна для аварийных ситуаций или зон стихийного бедствия. В этих случаях концентрация примесей или уровни излучений на несколько порядков превышают ПДК или ПДУ и угрожают человеку летальным исходом.
По длительности воздействия опасности классифицируют па постоянные, переменные (в том числе периодические) и импульсные. Постоянные (действуют в течение рабочего дня, суток) опасности, как правило, связаны с условиями пребывания человека в производственных или бытовых помещениях, с его нахождением в городской среде или в промышленной зоне. Переменные опасности характерны для условий реализации циклических процессов: шум в зоне аэропорта или около транспортной магистрали; вибрация от средств транспорта и т.п. Импульсное или кратковременное воздействие опасности характерно для аварийных ситуаций, а также при залповых выбросах, например при запуске ракет. Многие стихийные явления, например гроза, сход лавины и т.п., также относятся к этой категории опасностей.
По виду зоны воздействия (по месту воздействия) опасности делят на производственные, бытовые и городские, а также на зоны ЧС.
По размерам зоны воздействия опасности классифицируют на локальные, региональные, межрегиональные и глобальные.
Как правило, бытовые и производственные опасности являются локальными, ограниченными размерами помещения, а такие воздействия, как потепление климата (парниковый эффект) или разрушение озонового слоя Земли, являются глобальными.
Опасности иногда воздействуют одновременно на территории и население двух и более сопредельных государств. В этом случае опасные зоны и опасности становятся межнациональными, а поскольку источники опасности, как правило, расположены только на территории одного из государств, то возникают ситуации, приводящие к трудностям ликвидации последствий этих воздействий.
По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты опасности разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.
Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива — пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.
Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что «жизнедеятельность человека потенциально опасна».
Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой негативного воздействия на объект защиты (человека, природу). Она всегда координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.
Реализованная опасность — факт воздействия реальной опасности на человека и (или) среду обитания, приведший к потере здоровья или летальному исходу человека, к материальным потерям, разрушению природы. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и (или) возгоранию строений, то это реализованная опасность.
Ситуации, в которых опасности реализуются, принято разделять на происшествия и чрезвычайные происшествия, а последние — на аварии, катастрофы и стихийные бедствия,
Происшествие — событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и (или) материальным ресурсам.
Чрезвычайное происшествие (ЧП) — событие, происходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.
Авария — чрезвычайное происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно пли экономически нецелесообразно (в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами авария — это разрушение сооружений и (или) технических устройств, неконтролируемые взрывы и (пли) выбросы опасных веществ).
Катастрофа - чрезвычайное происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей.
Стихийное бедствие - чрезвычайное происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) -это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условии жизнедеятельности людей.
Объект защиты, как правило, обладает избирательной способностью к идентификации опасностей органами чувств. Ряд опасных воздействий (вибрация, шум, нагрев, охлаждение и т.д.) человек идентифицирует с помощью органов чувств. Некоторые опасные воздействия, такие как инфразвук, ультразвук, электромагнитные поля и излучения, радиация, не идентифицируются человеком. Все опасности по способности объекта защиты выявлять их органами чувств можно классифицировать на различаемые и неразличаемые.
По виду негативного воздействия опасностей на объект защиты их принято делить на вредные (угнетающие) и опасные (разрушающие) и чрезвычайно опасные (масштабные опасные) факторы.
Вредный фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Опасный фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.
Чрезвычайно опасный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к массовым потерям и большому ущербу.
Термины «угнетающие» и «разрушающие» применяют для оценки воздействия опасностей на природу. Для техносферы используют термин «разрушающие».
По численности лиц, подверженных воздействию опасности принято выделять индивидуальные, групповые (массовые).
Классификация опасностей по признакам, характеризующим их свойства (I группа) и воздействие на объект защиты (II группа), приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация опасностей
Группа и признаки классификации | Вид (класс) |
I группа. Свойства опасностей | |
Но происхождению | Естественные Естественно-техногенные Антропогенные Антропогенно-техногенные Техногенные |
По физической природе потоков | Массовые Энергетические Информационные |
По интенсивности потоков | Опасные Чрезвычайно опасные |
Но длительности воздействия | Постоянные Переменные, периодические Импульсные, кратковременные |
По виду зоны воздействия | Производственные Бытовые Городские(селитебные) Зоны ЧС |
По характеру поражающего действия | Механические Барические Акустические Термические Токсические Электромагнитные Радиационные Биологические Психологические Комбинированные Электромагнитные Радиационные Токсические Биологические Психологические Комбинированные |
По степени завершенности процесса воздействия | Потенциальные Реальные Реализованные |
II группа. Свойства объекта защиты | |
По способности различать (идентифицировать) опасности | Различаемые Не различаемые |
По виду негативного влияния опасности | Вредные Опасные |
По численности лиц, подверженных опасному воздействию | Индивидуальные (личные) Групповые (коллективные) Массовые |
2.1.2 Паспорт опасности
Классификация опасностей позволяет для каждого конкретного случая подробно описать негативное событие и составить паспорт опасности, например:
• транспортный шум имеет техногенное происхождение в виде потока энергии с опасной интенсивностью в зонах города или на транспортных магистралях и представляет реальную опасность для людей. Шум — это различимая органами слуха опасность, имеющая главным образом вредное действие на человека и группы людей. На природные и техногенные объекты существенного влияния не оказывает;
• акустическое воздействие взрыва, орудийного выстрела или пуска ракеты имеет техногенное происхождение в виде потока энергии чрезвычайно высокой интенсивности и кратковременного (импульсного) воздействия, реализуемого в локальных зонах. Оценивая взрыв по влиянию на объект защиты, его следует отнести к различаемым и опасным воздействиям, способным оказывать воздействия от индивидуального до группового.
Паспорт опасности необходим для правильной оценки ее негативного влияния на людей и окружающую среду, а также для выбора защитных мер, необходимых для устранения или локализации воздействия опасности.
Работа по таксономии опасностей ведется давно. Так, в рамках производственной среды существует классификатор национального стандарта ГОСТ 12.0.003-74, в рамках окружающей среды - ГОСТ 14.03-2005.
Паспорт опасности можно представить и втабличной форме. Пример паспорта опасности грозового разряда в атмосфере представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Паспорт опасности грозового разряда в атмосфере
Признак | Вид опасности |
Происхождение | Естественное |
Вид потока | Энергетический |
Интенсивность потока | Чрезвычайно опасная |
Длительность воздействия | Кратковременная |
Зона воздействия | Городская и природная |
Размеры зоны воздействия | Локальная |
Степень завершенности воздействия | Реальная при грозе и реализованная попаданием молнии в объект защиты |
Степень идентификации человеком | Различаемая |
Степень опасности | Травмоопасная |
Масштаб (численность) воздействия | Индивидуальный, редко - групповой |
2.1.3 Основные принципы обеспечения безопасности
Условно основные принципы обеспечения безопасности можно разделить на четыре группы. Группы принципов и входящие в группу принципы представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Принципы обеспечения безопасности
Ориентирующие | Технические |
1. Активности оператора; | 1. Блокировки; |
2. Гуманизации деятельности; | 2. Вакуумирования; |
3. Деструкции; | 3. Герметизации; |
4. Замены оператора; | 4. Защиты расстоянием; |
5. Классификации; | б. Компрессии; |
6. Ликвидации опасности; | 6. Прочности; |
7. Системности; | 7. Слабого звена; |
8. Снижения опасности. | 8. Флегматизации; |
9. Экранирования. | |
Организационные | Управленческие |
1. Защиты временем; | 1. Адекватности; |
2. Информации; | 2. Компенсации; |
3. Несовместимости; | 3. Контроля; |
4. Нормирования; | 4. Обратной связи; |
5. Подбора кадров; | 5. Ответственности; |
6. Последовательности; | 6. Плановости; |
7. Резервирования; | 7. Стимулирования; |
8. Эргономичности. | 8. Эффективности. |
Некоторые принципы относятся к нескольким классам одновременно. Принципы обеспечения безопасности образуют систему. В то же время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.
Рассмотрим детальнее некоторые принципы. Для этого дадим определение группы и некоторых принципов в группе, а также приведем примеры его реализации. Для изучения всех принципов в группе необходимо воспользоваться учебным пособием [5].
Ориентирующие принципы
Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой.
Принцип системности состоит в том, что любое явление, действие, всякий объект рассматривается как элемент системы.
К элементам системы относятся материальные объекты, а также отношения и связи, существующие между ними. Так, например, пожар как физическое явление возможен при наличии: 1) горючего вещества; 2) кислорода в воздухе не менее 14% по объему; 3) источника воспламенения определенной мощности и совмещении перечисленных трех условий в 4) пространстве и 5) времени.
В данном примере пять условий — это элементы, образующие определенную систему, так как результатом их взаимодействия является одно конкретное следствие — пожар. Устранение хотя бы одного элемента исключает возможность загорания и, следовательно, разрушает данную систему как таковую.
Таким образом, рассматривая явления с системных позиций, следует различать такие понятия, как система, элементы системы и результат. Причем перечисленные понятия сами находятся в системном отношении между собой.
Принцип системности ориентирует на учет всех элементов, формирующих рассматриваемый результат, на полный учет обстоятельств и факторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Принцип деструкции (от латинского destructio — разрушение) заключается в том, что система, приводящая к опасному результату, разрушается за счет исключения из нее одного или нескольких элементов. Принцип деструкции органически связан с рассмотренным принципом системности и имеет столь же универсальное значение.
При анализе безопасности сначала используют принцип системности, а затем, учитывая принцип деструкции, разрабатывают мероприятия, направленные на исключение некоторых элементов, что приводит к желаемой цели. Поясним на примере. Для возникновения и развития процесса горения необходимы горючее, окислитель и источник зажигания с определенными параметрами. Так, наибольшая скорость горения наблюдается в чистом кислороде, наименьшая — при содержании кислорода в воздухе 14%, при дальнейшем уменьшении концентрации кислорода горение большинства веществ прекращается. Температура горящего вещества также должна быть определенной. Если горящий объект охлажден ниже температуры воспламенения, то горение прекращается. Воспламенение возможно также только при условии определенной мощности источника зажигания. Нарушение хотя бы одного из условий, необходимых для процесса горения, приводит к прекращению горения. Это обстоятельство широко используется в практике тушения пожаров. Принцип деструкции также используется в технике предупреждения взрывов газов, пыли, паров.
Принцип снижения опасности состоит в том, что уровень опасности снижается за счет применения известных на данном этапе научного и технического развития средств и способов снижения опасности. Например, за счет замены высокотоксичного сырья менее токсичным без изменения результата. Опасности, имеющие естественную природу, как правило, не поддаются полной ликвидации, в связи с этим, применяют принцип снижения опасности, готовясь к реагированию, пассивной защите.
Принцип ликвидации опасности состоит в том, что существующая опасность ликвидируется полностью за счет радикальных мероприятий: полной замены существующих технологий, орудий труда - на инновационные, безопасные. Все источники опасности, имеющие антропогенную причину, человек, как правило, обязан стремиться прогнозировать, не допускать их возникновения (ликвидировать) в самом источнике.
Технические принципы
Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. Технические принципы основаны на использовании физических законов.
Принцип защиты расстоянием заключается в установлении такого расстояния между человеком и источником опасности, при котором обеспечивается заданный уровень безопасности. Принцип основан на том, что действие опасных и вредных факторов ослабевает по тому или иному закону или полностью исчезает в зависимости от расстояния.
Например, Противопожарные разрывы. Чтобы избежать распространения пожара, здания, сооружения и другие объекты располагают на определенном расстоянии друг от друга. Эти расстояния называют противопожарными разрывами.
Санитарно-защитные зоны. Для защиты жилых застроек от вредных и неприятно пахнущих веществ, повышенных уровней шума, вибраций, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества, ионизирующих излучений предусматриваются санитарно-защитные зоны. Санитарно-защитная зона — это пространство между границей жилой застройки и объектами, являющимися источниками вредных факторов. Размер санитарно-защитной зоны устанавливается в соответствии с санитарной классификацией предприятий.
Принцип прочности состоит в том, что в целях повышения уровня безопасности усиливают способность материалов, конструкций и их элементов сопротивляться разрушениям и остаточным деформациям от механических воздействий. Реализуется принцип прочности при помощи так называемого коэффициента запаса прочности, который представляет собой отношение опасной нагрузки, вызывающей недопустимые деформации или разрушения, к допускаемой нагрузке.
Принцип слабого звена состоит в применении в целях безопасности ослабленных Элементов конструкций или специальных устройств, которые разрушаются или срабатывают при определенных предварительно рассчитанных значениях факторов, обеспечивая сохранность производственных объектов и безопасность персонала. Принцип слабого звена используется в различных областях техники.
Противовзрывные проемы. Для обеспечения взрывостойкости зданий, внутри которых возможен взрыв, в оболочке зданий предусматривают противовзрывные проемы такой площади, через которые в течение заданного времени (исключающего разрушение здания) можно понизить давление взрыва до безопасной величины. В качестве противовзрывных часто используют оконные и дверные проемы. Давление, при котором разрушаются или открываются проемы, должно быть возможно меньшим. Остекление для взрывоопасных зданий рекомендуется одинарным. Если площадь остекления не обеспечивает взрывостойкости, то устраивают легкосбрасываемые или легкоразрушаемые покрытия или панели, масса 1 м2 которых не должна превышать 120 кг. Отношение площади проемов к площади всего покрытия называют коэффициентом проемности, который принимается равным 0,6-0,7.
Принцип экранирования состоит в том, что между источником опасности и человеком устанавливается преграда, гарантирующая защиту от опасности. При этом функция преграды состоит в том, чтобы препятствовать прохождению опасных свойств в гомосферу. Применяются, как правило, разнообразные по конструкции сплошные экраны.
Защита от тепловых излучений. Распространено применение экранов для защиты от тепловых облучений. При этом различают экраны отражения, поглощения и теплоотвода. Для устройства экранов отражения используют светлые материалы: алюминий, белую жесть, алюминиевую фольгу, оцинкованное железо.
Система индивидуальной защиты (СИЗ). Принцип экранирования реализуют при использовании СИЗ (очки, щитки, беруши, перчатки, респираторы и т.п.).
Управленческие принципы
Управленческими называются принципы, определяющие взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности.
Принцип плановости означает установление на определенные периоды направлений и количественных показателей деятельности. В соответствии с рассматриваемым принципом должны устанавливаться конкретные количественные задания на различных иерархических уровнях на основе контрольных цифр.
Планирование в области безопасности должно ориентироваться на достижение конечных результатов, выраженных в показателях, характеризующих непосредственно условия труда. Другие показатели являются производными.
Принцип стимулирования означает учет количества и качества затраченного труда и полученных результатов при распределении материальных благ и моральном поощрении. Принцип стимулирования реализует такой важный фактор, как личный интерес.
Принцип компенсации (от лат. compensatio — возмещение) состоит в предоставлении различного рода льгот с целью восстановления нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов или предупреждения нежелательных изменений в состоянии здоровья.
Компенсации предусматриваются рабочим, военнослужащим и другим категориям лиц. Одним из видов компенсации является повышение тарифных ставок для работающих на горячих, тяжелых и вредных работах примерно на 13%, а для работающих на особо тяжелых и особо вредных работах — на 30-33% выше, чем для работающих в нормальных условиях.
Принцип эффективности состоит в сопоставлении фактических результатов с плановыми и оценке достигнутых показателей по критериям затрат и выгод.
В области безопасности различают социальную, инженерно-техническую и экономическую эффективность. Функция эффективности в безопасности весьма специфична. Основное значение имеет организующая роль принципа эффективности.