ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Научная библиотека
Научно-практический центр «Эвристика»
Оформление письменных работ:
Методические указания
Москва 2004
ББК 63 О-91 | Оформление письменных работ: метод. указания / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Науч. б-ка, Науч.-практ. центр "Эвристика"; [сост. Р. Б. Казаков, М. Д. Лямеборшай, И. В. Савельева,]. М.: РГГУ, 2004. 75 с. |
Методические указания подготовлены в соответствии с программой курса "Информационная эвристика" на основе действующих ГОСТов и предназначены для студентов РГГУ, выполняющих письменные учебно-научные работы. Содержат основные правила оформления письменных работ и их научно-справочного аппарата. Приводятся основные требования к библиографическому описанию изданий и примеры описания, а также примеры подстрочных примечаний и списков источников и литературы. |
СоставителиР.Б. Казаков, М.Д. Лямеборшай, И.В. Савельева
Ó М. Д. Лямеборшай,
И. В. Савельева, 2004
Ó Российский государственный
гуманитарный университет, 2004
Содержание
Предисловие | |
Примерная структура письменной работы | |
Научно-справочный аппарат письменной работы | |
Оформление текста письменной работы | |
Рекомендуемая литература | |
Приложения |
Предисловие
Методические указания предназначены для студентов РГГУ, которым предстоит в процессе учебы в университете выполнить ряд письменных учебно-научных работ и завершить свое обучение написанием и защитой дипломной работы.
Студенческие работы не случайно названы учебно-научными. Начиная с первого курса, студенты осваивают приемы и методы научных исследований, в ходе которых получается новое научное знание, а также приемы оформления результатов проведенных исследований в письменном виде.
Студенты составляют часть научного сообщества, а представителями, на которых возложена обязанность проверки результатов научного исследования, их верификации, являются сначала преподаватель данной дисциплины, а в дальнейшем, при подготовке и защите дипломной работы, - научный руководитель, профессорско-преподавательский состав кафедры (на которой готовится дипломная работа) и члены Государственной аттестационной комиссии. Необходимыми требованиями в ходе проведения научной работы являются следование действующей в данном научном сообществе логике научного исследования, овладение языком науки, корректное (выполненное по правилам, принятым в данном научном сообществе) оформление результатов исследования.
Цель данного пособия состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в вузе, и дать необходимые пояснения по их выполнению.
Данные методические указания содержат основные требования, предъявляемые к оформлению письменных работ в вузе. Следует учитывать, что при реализации современной образовательной модели, принятой в РГГУ, студент выполняет по каждой дисциплине значительное количество письменных работ разного вида. Они могут быть разного объема (очень небольшого, если речь идет о блиц-контрольной, значительного, если речь идет о курсовой работе, и т. п.), разного характера (контрольная работа предполагает выполнение ряда определенных преподавателем заданий, а семинарский доклад – обстоятельное изложение хода исследований и его результатов по теме, избранной самим студентом, и т. п.), представлять собой самостоятельное исследование научной проблемы (доклад, курсовая работа) или результат вторичной переработки научной информации (рецензия, аннотация, реферат). Работы небольшого объема (блиц-контрольные, проверочные) часто выполняются во время занятий по упрощенным правилам оформления. Текст семинарского доклада в письменном виде, курсовая работа и – как завершающее исследование – дипломная работа требуют значительного времени для подготовки и строгого соблюдения правил оформления письменного текста и научно-справочного аппарата к нему.
Важно подчеркнуть, что семинарский доклад, курсовая работа, представляющие результат самостоятельного исследования конкретной научной проблемы, – это именно те виды письменных работ, в которых происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования. Практические приемы и навыки, получаемые здесь, в дальнейшем используются при подготовке дипломной работы.
Методические указания знакомят с примерной структурой доклада и курсовой работы, основными требованиями к составу и оформлению научно-справочного аппарата письменной работы, требованиями к оформлению письменного текста работы в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Примерная структура письменной работы
Доклад и курсовая работа (с учетом всех особенностей и специфики поставленных целей и задач) имеют типовую структуру, которая может включать следующие элементы.
Введение, в котором обосновывается актуальность избранной темы, анализируются историография проблемы, корпус источников по теме, ставятся цель и задачи работы и оговариваются ее структура, а также особенности исследовательской методики автора и построения текста работы.
Главы работы, которые должны иметь название; в них излагаются ход и результаты исследования, делаются выводы по результатам решения научных проблем (как правило, 2-3 главы).
Заключение, где подводятся итоги проведенного исследования и дается решение поставленной во Введении проблемы.
Список использованных источников и литературы, содержащий библиографическую информацию об использованных при подготовке письменной работы неопубликованных документах, публикациях источников, литературы и справочных и информационных изданиях, которые были использованы (процитированных в тексте или изученных и использованных, но без ссылок на них).
В зависимости от поставленных целей работа может открываться не Введением, а Вступлением, и делиться на разделы, а не на главы. В этом случае за титульным листом следует Содержание.
В случае необходимости письменная работа может включать вспомогательные указатели (чаще всего – именной, географических и этнических названий и др.) и приложения.