Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) — создатель философской системы абсолютного идеализма. Большой его заслугой является разработка диалектики как метода философского исследования.
Гегель представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Он сформулировал диалектическое миропонимание и разработал диалектический метод исследования.
Гегелем создано учение о законах и категориях диалектики.
Категории — это объективные формы действительности. В их основе лежит «мировой разум», «абсолютная идея», или «мировой дух».
Гегель также сформулировал три закона диалектики:
1) закон перехода количественных отношений в качественные;
2) закон направления развития (отрицание отрицания);
3) закон единства и борьбы противоположностей.
Гегель утверждал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути его развития. Развитие происходит поступательно — от низших форм к высшим. Источник развития коренится в противоречиях: противоречие движет миром. Действительность представляет собой цепь диалектических переходов.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления Гегель признает все сущее доступным познанию. «Все, что разумно, — действительно, а все, что действительно, — разумно».
Абсолютный идеализм Гегеля заключается в вынесении первопричины сущего вовне. Существуют три стадии развития абсолюта:
1) субъективный дух (уровень индивида);
2) объективный дух;
3) абсолютный дух.
Абсолют является в этих трех ипостасях. Абсолютная идея реально выражается в мышлении.
Политико-правовая концепция Гегеля. Вопросами права и государства должна заниматься философия, так как только она способна выявлять идеи, лежащие в основе права вообще, а не в основании какого-либо кодекса или государственной формы. Право рассматривается философией в виде идеи права, что способствует единению понятия права с его реализацией на практике.
Развитие общества и его институтов происходит в соответствии с объективной закономерностью. Исходя из тезиса о тождестве бытия и мышления Гегель полагает, что законы всегда позитивны. Естественное право представляет собой идею права вообще, отражающую правовые отношения между людьми. В ее основе лежит тезис о всеобщей свободе, которой наделен каждый человек. Однако в сфере права реализуется не индивидуальная воля, а коллективная, которая требует от каждого члена общества поступать в соответствии с долгом гражданина. Индивидуальная свобода согласуется с необходимостью («свобода есть осознанная необходимость»).
Антропологическая философия Л.Фейербаха
Для Людвига Фейербаха характерен материалистический взгляд на природу и человека. Свою философию Фейербах называет философией будущего, так как рассматривает в качестве реального субъекта разум человека, который является продуктом природы.
Характерная черта философии Фейербаха — антропологизм. Человек — высший продукт природы, неразрывно связанный с нею. Задача философии, как считал Фейербах, — стать учением о человеке, т.е. антропологией. Все философские категории — пространство и время, материя и движение и пр. — должны рассматриваться через призму человека. Человек является конечной целью философии, смыслом философствования.
Основанием для новой философии должна стать природа. Природа наделила человека чувствами и разумом; человеческая психика связана с его телесной организацией, одновременно обладая качественной спецификой, не сводимой к физиологическим процессам.
Мышление человека способно адекватно постигать действительность, в том числе и находящуюся вне сознания. Основная роль в познании принадлежит чувствам. Процесс мышления представляет собой сопоставление и синтез показаний органов чувств. Все формы познания (ощущения, представления, понятия, идеи) являются образами, копиями вещей, их свойств и отношений.
Фейербах большое внимание уделял проблеме религии. Проанализировав происхождение и сущность религии, он пришел к парадоксальному выводу, что не Бог создал человека, а человек — Бога. Бог является объективацией сущности человека; все положительные черты, которыми он наделен, — свойства человеческого рода. «Человек человеку Бог», — говорил Фейербах: поклоняться нужно не абстрактному Божеству, а человеческому роду.