Период XVII – XVIII вв. в Западной Европе носит наименование Нового времени. В этот исторический отрезок активно формируется капитализм, идет бурное развитие науки и техники, вырабатывается новое мировоззрение. Возникает потребность в новом видении мира. Развитие промышленности, мореплавания, торговли, многочисленные географические открытия расширили кругозор европейских ученых. Множество глобальных научных открытий сформировали новое естествознание, в основе которого находится заранее спланированный эксперимент, описанный математическим языком. Бурно развиваются механика, физика, химия, экспериментальная биология. Научная революция заключается не только в создании новых, отличных от предыдущих теорий. Это еще и новое представление о знании, о науке. Изменяется сам образ науки. Научные идеи социализируются. Накопление научных знаний и постановка новых научных проблем требуют создания общей методологии познания.
Ведущими направлениями философии Нового времени являются рационализм, который основное внимание уделяет логическим основаниям науки, и эмпиризм.
Основное положение рационализма: главным источником знания являются идеи, т.е. мысли и понятия, врожденные человеку. Вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное знание об окружающем мире, рационализм оставляет без ответа.
Наиболее видные представители рационализма: Рене Декарт (1596—1650), Бенедикт Спиноза (1632—1677) и Готфрид Лейбниц (1646—1716).
Эмпиризм декларирует, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Однако остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.
Представители эмпиризма: Френсис Бэкон (1561 —1626), Томас Гоббс (1588— 1679) и Джон Локк (1632— 1704).
Для философии Нового времени характерна острая борьба материалистических взглядов и идеалистических воззрений. Мыслители-материалисты Нового времени опирались на достижения естествознания. Наибольшее развитие в этот период получили математика, механика и физика, которые были необходимы для развития производства. Это отразилось в философском видении мира, получившем название механицизма.
Механицизм — теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея, что каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения.
Основными методами естествознания в эпоху Нового времени были эксперимент и анализ. Благодаря их использованию состоялись многие великие открытия. Однако аналитический метод односторонен. Использование только аналитического метода, без синтеза, привело к рассмотрению явлений природы разобщено, т.е. не диалектически, а метафизически. Поэтому в естествознании, а затем и в философии преобладало метафизическое мышление.
ФИЛОСОФИЯ Р. ДЕКАРТА: Рене Декарт (1596— 1650) — французский философ, физик, физиолог и математик, родоначальник рационализма. Философское учение Декарта в истории науки получило название картезианства. Философские взгляды Декарта дуалистичны.
По мысли Декарта, человек состоит из тела и души, обладающей мышлением и волей. Дуализм Декарта противопоставляет друг другу тело (материю) и дух. Тело представляет собой сложный механизм, способный к движению вследствие механического воздействия на него. Взаимодействие тела и души совершается посредством особого органа — шишковидной железы. Душа с телом соединены Богом, что отличает человека от животных; животные не имеют души и не обладают сознанием. Материальная и духовная субстанции конечны, бесконечна лишь божественная субстанция.
Декарт создал доказательства бытия Бога:
· наличие самой идеи Бога в человеческом разуме предполагает существование источника этой идеи;
· реальность предполагает существование объекта, свойством которого она является, т.е. Бога.
Большое значение Декарт придавал вопросу о методе познания.
В качестве предварительного методического приема Декарт применил сомнение в истинности общепризнанного знания. Сомневаться можно во всем: в существовании внешнего мира и собственного «Я»; единственное, что, безусловно, существует, — это само сомнение. Сомнение есть один из актов мышления: я сомневаюсь, поскольку мыслю; следовательно, я существую. Этот метод получил наименование метода радикального сомнения.
На основании формулы «Я мыслю — следовательно, я существую» Декарт устанавливает критерий достоверности: наше самосознание дает нам идеи мышления и бытия, постигаемые эмпирически. Все дальнейшие рассуждения должны опираться на этот критерий достоверности. Ведущее значение в процессе познания отводилось синтезу и дедукции.
Учение о познании Декарта коренится в логическом характере математического знания. Согласно его мысли, математические истины обладают совершенной достоверностью, вытекающей из самой природы интеллекта. Поэтому ключевым методом познания Декарт считает дедукцию, которая из небольшого числа достоверных исходных положений (аксиом) выводит достоверные логические выводы и следствия. Достоверность аксиом разум определяет интуитивно.
Дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего.
Для получения достоверного знания необходимо руководствоваться рационалистическим методом, опирающимся на следующие правила:
следует допускать в качестве истинных только те положения, которые представляются ясными и не вызывают сомнений в их истинности;
сложную проблему нужно раскладывать на составные, частные проблемы и задачи;
познание происходит от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;
не следует допускать никаких пробелов в логических звеньях исследования.
Философские идеи Декарта оказали большое влияние на последующее развитие физики и философии, причем как идеализма, так и материализма: учение о непосредственной достоверности самосознания, о врожденных идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального явилось опорой для идеализма; учение о природе и всеобщий механистический метод Декарта использовались материалистами.
ФИЛОСОФИЯ Б. СПИНОЗЫ: Бенедикт Спиноза (1632—1677) — нидерландский философ-рационалист, взгляды которого сформировались под влиянием Декарта.
Основу философии Спинозы составляет учение о субстанциях.
Субстанция — то, что «существует само по себе и представляется само через себя».
Субстанция одна, она является всем существующим. Вся природа — это единая вечная и бесконечная субстанция, которая является причиной самой себя. Субстанция неделима. Бог, также являясь субстанцией, не является личностным существом; он безличностная сущность. По сути, природа и Бог отождествляются.
Основное положение метафизики Спинозы: Бог, или субстанция, или природа есть причина самой себя.
Все отдельные вещи — проявления единой субстанции, ее модусы. Неотъемлемым свойством субстанции является атрибут.
Атрибут — фундаментальное свойство, сущность субстанции. Атрибуты не зависят друг от друга и не влияют один на другой. Субстанция имеет бесконечно много атрибутов, но человеку доступны только два: протяжение и мышление.
Протяжение — определяющий признак тела, охватывающий все физические характеристики вещей.
Мышление — процессы сознания, свойственные субстанции. Поскольку все есть субстанция, вся природа обладает мышлением.
На уровне человека протяжение и мышление составляют тело и душу. Сложность души соответствует сложности тела. Тело и душа автономны, но между ними есть соответствие, поскольку они являются атрибутами одной субстанции.
Основополагающий принцип бытия — причинность. Все имеет свою причину, ибо «ничто не происходит из ничего». Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в совокупности составляют однозначную необходимость.
Для человека принцип причинности означает отсутствие свободы воли.
Познавательная деятельность в учении Спинозы имеет три уровня:
1) чувственное познание, или мнение;
2) понимание, состоящее из рассудка и разума;
3) интуиция — фундамент достоверного знания.
В центре этической концепции Спинозы находится понятие аффектов, или эмоций.
Аффектом называется как состояние человеческой души, имеющей смутные или неясные идеи, так и связанное с этим состояние человеческого тела.
Основных аффектов, переживаемых человеком, три:
1)удовольствие;
2)неудовольствие;
3) желание.
Естественные желания порабощают человека. Избавление от рабства страстям ведет к осознанию абсолютного рабства Богу, что и является свободой. Свободный человек руководствуется в своей деятельности исключительно разумом.
ФИЛОСОФИЯ Г. ЛЕЙБНИЦА: Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) — немецкий философ-рационалист. Одновременно с Ньютоном он разработал основы дифференциального и интегрального исчисления; первым предложил идею машинизации мыслительного процесса.
Лейбниц был не согласен с теорией «чистой доски» Локка и считал, что душа изначально, до получения первого опыта, имеет свои индивидуальные особенности, которые и определяют восприятие внешних впечатлений. Лейбниц создал концепцию «малых восприятий», разделив понятия психики и сознания. Центральным понятием философии Лейбница является монада.
Монада — простая неделимая духовная сущность, субстанциальная единица.
Все в мире есть монады. Монады неделимы, не имеют частей и не зависят одна от другой. Каждая душа — это уникальная монада. Каждое явление природы, каждая монада неповторимы. Монады постоянно изменяются; они способны к страданию, восприятию и сознанию. Мир монад строго иерархичен. Низшие монады обладают неясными представлениями; они составляют неорганический и растительный мир. У животных представления достигают ступени ощущений, а у человека — ясного понимания, осмысленности, разумности. Исчерпывающая полнота представления, ясное знания всего и, как следствие этого, максимум активности свойственны верховной монаде — Богу. Такая теория бесконечного множества независимых духовных сущностей получила название идеалистического плюрализма.
Лейбниц — автор четвертого закона логики — закона тождества (достаточного основания).
Закон достаточного основания — всякая мысль признается истинной, если она имеет для этого достаточное основание.
Лейбниц первым разработал реляционную концепцию пространства и времени. Пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют.
Пространство — порядок взаимного расположения индивидуальных тел, существующих вне друг друга.
Время — порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.
Согласно концепции Лейбница, невозможно говорить о протяженности отдельного тела безотносительно к другим. Пространство есть отношение, применимое лишь ко многим телам, к ряду тел. Можно говорить только об относительном размере данного тела в сравнении с размерами других тел. То же можно сказать и о длительности: понятие длительности применимо к отдельному явлению постольку, поскольку оно рассматривается как звено в единой цепи событий.