Учебная программа (силлабус) по дисциплине«Промышленная экология»
модуля М15 Промышленная экология с основами защиты окружающей среды
для студентов 2 курса специальности 5В050608 – «Экология»
факультета «Агрономии»
Уральск – 2014 г
СОГЛАСОВАНО председатель УМБ факультета «Агрономия» КаиргалиеваГ.З. «___» _________ 2014г. | УТВЕРЖДАЮ деканфакультета «Агрономия» Тулегенова Д.К. а «___» _________ 2014 г. |
Учебная программа (силлабус) по дисциплине
«Промышленная экология»(компонент по выбору)
модуля М15 Промышленная экология с основами защиты окружающей среды
Составитель: ст.преподаватель ГумароваЖ.М.
Кафедра «Экологии и природопользования»
факультет «Агрономия»,310 - кабинет
Учебная программа (силлабус) разработана на основании учебного плана и каталога элективных дисциплин специальности 5В060800 «Экология»
Кол-во кредитов 3
Лекция – 15часов
Практические – 30часов
СРОП- 25__часов
СРО – 65часов
Всего – 135часов
Форма контроля – (экзамен)
Обсуждено на заседании кафедры «___»___________2015 г. Протокол №______
Заведующий кафедрой Суханбердина Л.Х.
Описание дисциплины
1.1. Пререквизиты дисциплины: Урбоэкология
1.2. Цель изучения дисциплины: формирование базовых знаний по влиянию промышленных производств на различные компоненты биосферы, а также путях и методах снижения уровня негативного воздействия и последствий загрязнения окружающей среды
1.3. Задачи:
- изучение и определение основных загрязнителей промышленной среды, а также прогнозирование форм и видов их воздействий на составные компоненты биосферы;
- формулирование основных понятий по экологизации технологических процессов промышленных производств
- формирование знаний по оценке выбросов от промышленных производств на различные компоненты биосферы
1.4. Краткое содержание дисциплины: дисциплина промышленная экология состоит из четырех модулей: Человечество и природные экосистемы, Ресурсы природных систем, Промышленность и окружающая среда, Защита окружающей среды
Данный курс знакомит студентов с основными этапами формирования взаимоотношений человека и природы, особенностями оценки влияния загрязняющих веществ на различные компоненты биосферы.
1.5.Результаты обучения:
А (знание и понимание) знание основ взаимодействия общества и природы, экологических проблем окружающей среды от воздействия различных отраслей промышленности и методов ее защиты, технологий и принципов экологизации и экономики промышленного производства, значения природных ресурсов РК в деле устойчивого развития АПК страны, проблем рационального использования природных ресурсов и особенностей техногенеза
В ( применение знаний и пониманий) при анализе особенностей современного экологического кризиса вызываемого техногенезом и выборе основных методов направленных на снижение отрицательного воздействия отходов производства на окружающую среду
С (формирование суждений) при оценке ущерба от загрязнения экосистем, проведении причинно-следственной связи между антропогенной деятельностью и техногенными аномалиями окружающей среды, при выборе наиболее приемлимых проектных решений по утилизации отходов и описании обоснования
Д (коммуникативные способности) в структуировании собственных пониманий при поиске решений снижения негативного воздействия от промышленности, при выполнении расчетных и расчетно-графических работ, построении схем, а также умении применять методы анализа и синтеза
Е (навыки обучения или способности к учебе) формирование навыков усвоения, переработки, анализа, планирования и моделирования при решении проблем экологизации производства
1.6. Постреквизиты дисциплины: Техногенные системы и экологический риск
2.Календарно-тематический план дисциплины
для студентов 2 курса специальности 5В060800 – «Экология»
очной формы обучения на 4 семестр 2014 - 2015уч. год
Неделя | Названиемодуля и темы | Лекция | Прак. | СРОП | СРО | Всего часов |
Модуль 1Человечество и природные экосистемы | ||||||
1. | Тема 1. Введение в предмет промышленная экология | |||||
2. | Тема 2. Антропогенные экосистемы | |||||
3. | Тема 3 Техногенез. Техногенные источники загрязнения окружающей среды | |||||
4. | Тема 4 Геохимическое значение техногенеза | |||||
Модуль 2 Ресурсы природных систем | ||||||
5. | Тема 5. Ресурсы природных систем Законы взаимоотношений природа-человек | |||||
6. | Тема 6. Ресурсы природных систем Ресурсы природных экосистем. Природно-ресурсный потенциал. | |||||
7. | Тема 7. Ресурсы природных систем Ресурсный цикл | |||||
8. | Тема 8. Ресурсы природных систем Оценка качества окружающей среды | |||||
Модуль 3 Промышленность и окружающая среда | ||||||
9. | Тема9. Промышленность и окружающая среда Основные загрязнители окружающей среды. Влияние энергетики, металлургии и химической промышленности на окружающую среду | |||||
10. | Тема10. Промышленность и окружающая среда. Основные загрязнители окружающей среды. Влияние сельского, жилищно-коммунального хозяйств, легкой промышленности и транспорта на окружающую среду | |||||
11. | Тема 11.Промышленность и окружающая среда Основные загрязнители окружающей среды. Влияние нефте-газового комплекса на окружающую среду | |||||
Модуль 4. Защита окружающей среды | ||||||
12. | Тема 12. Защита окружающей среды Методы очистки отходов производства | |||||
13. | Тема13. Защита окружающей среды Санитарно-защитные зоны. | |||||
14. | Тема14.Защита окружающей среды Безотходные и малоотходные технологии | |||||
15. | Тема 15. Защита окружающей среды Экологизация промышленного производства | |||||
Всего |
Содержание дисциплины
План лекций
Неделя | Модуль, тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
1. | Модуль 1. Человечество и природные экосистемы. Введение в предмет промышленная экология | 1.Значение промышленной экологии в формировании экологического мышления специалиста 2. Причины и пределы устойчивости живого вещества биосферы 3. Антропогенное воздействие на окружающую среду | |
2. | Модуль 1. Человечество и природные экосистемы. Антропогенные экосистемы | 1. Типы экосистем 2. Агроэкосистемы 3. Индустриально-городские экосистемы | |
3. | Модуль 1. Человечество и природные экосистемы. Техногенез. Техногенные источники загрязнения окружающей среды | 1. Факторы антропогенного воздействия, приводящие к нарушению экоϲᴎстемы. 2.Понятие экологически чистого производства. Утилизация отходов производства 3. Особенности современного экологического кризиса вызываемого техногенезом | |
4. | Модуль 1. Человечество и природные экосистемы Геохимическое значение техногенеза | 1.Общее понятие о геохимии техногенеза 2. Проблемы геохимии техногенеза 3. Техногенные аномалии | |
5. | Модуль 2. Ресурсы природных систем Законы взаимоотношений природа-человек | 1.Законы взаимоотношений природа-человек 2.Значение природных ресурсов РК в деле устойчивого развития АПК страны 3.Научно –технический прогресс и его двоякая сторона развития | |
6. | Модуль 2. Ресурсы природных систем Ресурсы природных экосистем. Природно-ресурсный потенциал. | 1.Ресурсы природных систем 2. Классификация природных ресурсов 3.Проблемы рационального использования природных ресурсов.Природно-ресурсный потенциал | |
7. | Модуль 2. Ресурсы природных систем Ресурсный цикл | 1. Ресурсный цикл 2. Проблемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды 3. Проблемы использования земельных и водных ресуров | |
8. | Модуль 2. Ресурсы природных систем Оценка качества окружающей среды | 1.Классификация загрязнений окружающей среды 2.Химическое и физическое загрязнения ОС 3.Загрязнение компонентов окружающей природной среды. Оценка качества окружающей среды. | |
9. | Модуль 3. Промышленность и окружающая среда Основные загрязнители окружающей среды. Влияние энергетики, металлургии и химической промышленности на окружающую среду | 1.Характеристика основных загрязнителей окружающей среды и ос-новные методы их снижения. 2.Влияние энергетики, металлургии и хи-мической промышленности на состояние окружающей среды. Методы снижения уровня загрязнения воздушной среды. 3.Атомная энергетика и окружающая среда | |
10. | Модуль 3. Промышленность и окружающая среда. Основные загрязнители окружающей среды. Влияние сельского, жилищно-коммунального хозяйств, легкой промышленности и транспорта на окружающую среду | 1.Влияние легкой промышленности на окружающую среду 2.Влияние сельскохозяйственного и жилищного-коммунальногохозяйства на окружающую среду. Методы очистки сточных вод. 3.Дорожно-транспортный комплекс и состояние окружающей среды | |
11. | Модуль 3. Промышленность и окружающая среда Основные загрязнители окружающей среды. Влияние нефте-газового комплекса на окружающую среду | 1.Воздействие нефтедобывающей промышленности на атмосферу, гидросферу и литосферу 2.Проблемы образования и утилизации отходов в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности 3.Проблемы загрязнения окружающей среды отходами нефте-газового комплекса.Методы очистки природных объектов загрязненных отходами нефте-газовой промышленности | |
12. | Модуль 4. Защита окружающей среды Методы очистки отходов производства | 1.Методы очистки газо-воздушной смеси от загрязнителей 2.Методы очистки сточных вод от загрязнителей 3.Схемы обращения с газообразными, жидкими и твердыми отходами производства | |
13. | Модуль 4. Защита окружающей среды Санитарно-защитные зоны. | 1.Характеристика санитарно-защитных зон. Требования к устройству и размещению СЗЗ 2.Размеры СЗЗ 3.Объекты размещения санитарно-защитных зон. | |
14. | Модуль 4. Защита окружающей среды Безотходные и малоотходные технологии | 1.Снижение отрицательного воздействия отходов производства на окружающую среду 2.Малоотходные и безотходные техологии 3.Биологический метод утилизации отходов | |
15. | Модуль 4. Защита окружающей среды Экологизация промышленного производства | 1.Технологии и принципы экологизации производства 2.Принципы безотходной технологии в производстве 3.Экологизация промышленности и экономическое развитие | |
Всего |
План практических занятий
Неделя | Модуль, тема | Содержание занятий (должно отражать формирование результатов обучения (пункт 1.5)) | Кол-во часов | |
1. | 1- модуль Человечество и природные экосистемы. Введение в предмет промышленная экология | 1.Расскажите о значении промышленной экологии в формировании экологического мышления специалиста. Укажите роль и место промышленной экологии в ряде других экологических наук. 2. Перечислите виды техногенного воздействия человечества в направлении противоположном естественным процессам в биосфере. Проведите причинно-следственную связь между причинами нарушения стабильности и устойчивости в биосфере 3. Перечислите виды антропогенного воздействия на окружающую среду. Сформулируйте собственные выводы по теме и обобщите в форме таблицы. | ||
2. | 1- модуль Человечество и природные экосистемы. Антропогенные экосистемы | 1. Охарактеризуйте типы экосистем. Проведите ранжировку экологических систем. Приведите примеры экологических систем биосферы. 2. Отметьте особенности аграрных экологических систем. Опишите их специфику и особенности функционирования. 3. Обрисуйте в общих чертах индустриально-городские экосистемы. Перечислите основные проблемы урбанизации и роста численности городов. | ||
3. | 1- модуль Человечество и природные экосистемы. Техногенез. Техногенные источники загрязнения окружающей среды | 1.Перечислите основные факторы антропогенного воздействия, приводящие к нарушению экоϲᴎстемы. 2. Дайте понятие об экологически чистом производстве. Охарактеризуйте существую-щие способы обработки отходов производст-ва используя зарубежные и отечественные примеры по их утилизации. 3. Проанализируйтеособенности современного экологического кризиса вызываемого техногенезом | ||
4. | 1- модуль Человечество и природные экосистемы Геохимическое значение техногенеза | 1.Дайте определение геохимии техногенеза. 2.На примере изучения результатов извлечения природных ресурсов в виде рассеивания металлов, руд, углерода,биогенных элементов и конечном итоге нарушении крупномасштабных процессов в биосфере покажите роль техногенеза как ускорителя геохимических преобразований природных систем. 3.Проведите причинно-следственную связь между антропогенной деятельностью и техногенными аномалиями | ||
5. | 2–модуль Ресурсы природных систем Законы взаимоотношений природа-человек | 1.Опишите в общих чертах законы взаимоотношений природа-человек 2.Расскажите о значении природных ресурсов РК в развитии промышленности 3.Сформулируйте выводы о научно-техническом прогрессе | ||
6. | 2–модуль Ресурсы природных систем Ресурсы природных экосистем. Природно-ресурсный потенциал. | 1.Охарактеризуйте ресурсы природных систем 2.Опишите классификацию природных ресурсов 3. Перечислите основные проблемы рационального использования природных ресурсов. Дайте исчерпывающее определение природно-ресурсному потенциалу | ||
7. | 2–модуль Ресурсы природных систем Ресурсный цикл | 1.Охарактеризуйте ресурсный цикл. Постройте пример модели ресурсного цикла. 2.Перечислите проблемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды 3.На основе изучения использования природных ресуров постройте схему иллюстрирующую совокупность перемещений того или иного вещества в ресурсном цикле. | ||
8. | 2 –модуль Ресурсы природных систем Оценка качества окружающей среды | 1.Приведите классификацию основных загрязнителей окружающей среды 2.Охарактеризуйте химические и физические загрязнения ОС. Приведите примеры. 3.Назовите основные проблемы загрязнения компонентов окружающей природной среды. Перечислите методы оценки качества окружающей среды. | ||
9. | 3-модуль Промышленность и окружающая среда Основные загрязнители окружающей среды. Влияние энергетики, металлургии и химической промышленности на окружающую среду | 1.Охарактеризуйте основные загрязнители от промышленных производств поступающих в природные компоненты. 2.Опишите влияние производств: энергетики, металлургии и химической промышленности на состояние окружающей среды. 3.Перечислите проблемы атомной энргетики. Составьте заключение о значении атомной энергетики | ||
10. | 3-модуль Промышленность и окружающая среда. Основные загрязнители окружающей среды. Влияние сельского, жилищно-коммунального хозяйств, легкой промышленности и транспорта на окружающую среду | 1.Охарактеризуйте особенности влияния легкой промышленности на окружающую среду. 2.Укажите основные проблемы негативного влияния сельскохозяйственного и жилищного-коммунального хозяйства на окружающую среду. Изучите методы очистки сточных вод от сельхозяйственных и жилищно-коммунальных предприятий.На основе изучения методов очистки сточных вод составьте опорную схему. 3.Проведите причинно-следственную связь между дорожно-транспортным комплексом и состоянием окружающей среды | ||
11. | 3-модуль Промышленность и окружающая среда Основные загрязнители окружающей среды. Влияние нефте-газового комплекса на окружающую среду | 1.Охарактеризуйте воздействие нефтедобывающей промышленности на атмосферу, гидросферу и литосферу Укажите основные причины образования отходов в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. 2.На основе изучаемых вопросов составьте схему добычи и транспортировки нефти и газа с разбивкой на ресурсы-отходы-загрязнители 3.Изучите проблемы загрязнения окружающей среды отходами нефте-газового комплекса. Укажите в виде опорного конспекта основные методы очистки природных объектов отходами нефте-газовой промышленности | ||
12. | 4-модуль Защита окружающей среды Методы очистки отходов производства | 1.Составьте сводную таблицу основных методов очистки газо-воздушной смеси от загрязнителей. 2.Изучив основные методы очистки сточных вод от загрязнителей составьте краткие выводы 3.Постройте схему обращения с газообразными, жидкими и твердыми отходами производства | ||
13. | 4-модуль Защита окружающей среды Санитарно-защитные зоны. | 1.Охарактеризуйте санитарно-защитную зону предприятия. Укажите требования к устройству и размещению СЗЗ 2.Опишите размеры СЗЗ. Приведите примеры обустройства СЗЗ. 3.Охарактеризуйте объекты размещения санитарно-защитных зон. | ||
14. | 4-модуль Защита окружающей среды Безотходные и малоотходные технологии | 1.Перечислите основные методы направленные на снижение отрицательного воздействия отходов производства на окружающую среду. Приведите пример расчета ущерба от загрязнения окружающей среды. 2.Охарактеризуйте малоотходные и безотходные техологии. Составьте альтернативный вариант промышленного производства с использованием инновационных технологий в направлении снижения фактора загрязнения 3.Приведите приведите примеры успешного использования биологических методов в утилизации отходов | ||
15. | 4-модуль Защита окружающей среды Экологизация промышленного производства | 1.Опишите основные технологии и принципы экологизации производства 2.Какие принципы безотходной технологии используются в настоящее время в отечественном и зарубежном производстве 3.Проведите причинно-следственную связь между экологизацией промышленности и экономическим развитием | ||
Всего | ||||