Данная статья посвящена основным концептуальным подходам к разработке новой тео- рии физического воспитания. В статье на основе анализа отечественных и зарубежных публикаций изучают- ся основные концептуальные подходы к модернизации теории физического воспитания. Обосновывается по- ложение о наличии кризисной ситуации в разработке новой теории физического воспитания. Детально анали- зируются основные показатели сложившейся ситуации.
Ключевые слова: физическое воспитание, инновационные формы и методы.
За последние десятилетия в нашей стране и за рубежом проделана значительная научно- исследовательская работа, ориентированная на разработку концепций модернизации современной системы фи- зического воспитания, поиск новых идей и подходов к его организации. Разрабатываются и внедряются в прак- тику новые проекты и программы физического воспитания [1].
Мнение о необходимости пересмотра подходов к физическому воспитанию, представление их как ком- плексной, эффективной и современной системы было высказано президентом России В.В. Путиным 13 марта 2013 года в центре образования «Самбо-70». По словам президента, начинать надо с ключевых участников это- го процесса – руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием [4].
В поиске средств решения этой задачи следует учитывать, что особенно важную роль в целенаправлен- ном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание.
Однако, как признает большинство ученых и практических специалистов, современная система физи- ческого воспитания является недостаточно эффективной [3].
Отечественные авторы всех новаций в области физического воспитания, как правило, подвергают кри- тике эту традиционную концепцию. Предлагается множество инновационных концептуальных подходов. Но в этом их многообразии наиболее принципиальное значение имеют два подхода. Первый из них связан с физиче- ской культурой, второй – со спортом.
В различных странах концепции физического воспитания приобретают определенную специфику.
Например, в Польше наиболее широко представлен подход к физическому воспитанию как педагогиче- ской деятельности, связанной с социокультурной модификацией тела человека. Имеют место лишь некоторые различия в конкретизации этого общего подхода [1].
В Финляндии основной является концепция физического воспитания, ориентированная на воспитание здоровья и здорового образа жизни учащихся посредством вовлечения их в различные формы двигательной активности на протяжении всей жизни. К числу основных условий, обеспечивающих участие человека в двига- тельной активности, финские ученые относят: социальное признание (одобрение друзей и общества), интеллек- туальный компонент (наличие знаний о пользе двигательной активности и о том, что является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни) и наличие основных двигательных умений и способностей [2].
В Голландии приоритет отдается концепции «двигательного образования (воспитания)», согласно ко- торой самое важное значение для человека имеет двигательная культура (культура движений) и способность использовать ее в течение всей жизни [3].
В отличие от финской концепции, в которой двигательная активность рассматривается исключительно как средство обеспечения здоровья, в Голландии ее оценивают более широко, учитывая возможность ее влия- ния на разностороннее развитие личности и обеспечение межличностного общения с окружающим миром.
В Англии на протяжении уже более 100 лет центральное место занимает концепция физического вос- питания, делающая акцент на спорте – выработке спортивных знаний и умений, участие в спортивных соревно- ваниях и подготовка к ним, достижение спортивных результатов (с учетом индивидуальных способностей), проявление физической и спортивной активности на протяжении всей жизни.
При этом занятия спортом рассматриваются и как средство формирования личностных качеств и соци- альных способностей, в том числе этических черт. Здоровье в этой концепции лишь один из аспектов наряду с такими, как развитие личности, формирование характера посредством занятий спортом, его влияние на мотива- ционную и волевую сферу, стремление к индивидуальному превышению своих спортивных достижений [3].
В Германии преобладает смесь из трех указанных выше европейских концепций [3]. К числу новаций немецких специалистов можно отнести разработку и внедрение в практику физического воспитания комплекса программ, делающих акцент на творческие (креативные), эстетические и художественные компоненты двига- тельной активности. Речь идет, прежде всего, о программах деятельности театра движений (спорта, пантомим) © Фирсин С.А. / Firsin S.A., 2013 и т.п. Роланд Науль и Кристиан Рихтер выделяют три концепции физического воспитания, которые, по их мне- нию, являются приоритетными не только для педагогов их страны, но также для педагогов Финляндии, Голлан- дии и Англии:
1) «воспитание здоровья» («Gesundheitserziehung»);
2) «двигательное воспитание» («Bewegungserziehung»);
3) «спортивное воспитание» («Sporterziehung») [3].
Такой подход к теории физического воспитания и ее практической реализации характерен и для США. Иллюстрацией может служить разработанная в последние годы американскими учеными и практиками образо- вательная система под названием «Превосходная физическая подготовка» («Physical Best») – программа все- сторонней физической подготовки в процессе физического воспитания, призванная помочь воспитуемым сформировать умения, знания, интересы, поведение, ориентирующие на физически активный, здоровый образ жизни [1, 2, 3].
В последнее время, как в европейских странах, так и в США, большую популярность приобретает кон- цептуальный подход к физическому воспитанию, предусматривающий широкое использование фитнес- технологий, методов, методик.
В физическом воспитании учащихся образовательных учреждений применяется комплекс и других форм двигательной активности, видов спорта, игр – аэробика, танцы, гимнастика, бадминтон, теннис, пинг- понг, катание на коньках и скейтбордах, стрельба из лука, боулинг, плавание, борьба, йога, различные команд- ные игры.
Таким образом, анализ основных концептуальных подходов отечественных и зарубежных исследовате- лей к современному физическому воспитанию показывает, что в целом проделана значительная работа по определению важных направлений, целевых установок, «руководящих идей», инновационных форм и методов новой теории физического воспитания.
Однако, как признает большинство ученых и практических специалистов, современная система физи- ческого воспитания является недостаточно эффективной [1].
Владислав Столяров считает что, несмотря на определенные достижения, правомерно говорить не только о наличии нерешенных проблем, но в определенном смысле даже о кризисной ситуации в разработке этой теории и других, связанных с ней теорий (прежде всего теории физической культуры) [3].
Данная ситуация выдвигает на повестку дня проблему модернизации современной системы физическо- го воспитания и теории этого воспитания.
Но в этих материалах затрагиваются лишь отдельные аспекты направления современного физического воспитания и, как правило, применительно к тем или иным группам населения (например, к школьникам или студентам) или странам. Отсутствует общая теоретическая оценка предлагаемых концепций, не выявляется их соответствие основным принципам и положениям современной логики и методологии науки. Все это затрудня- ет полноценную оценку современного состояния разработки новой теории физического воспитания.
В поиске средств решения этой задачи следует учитывать, что особенно важную роль в целенаправлен- ном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание.