Формирование русской классической школы




2.4. Формирование русской классической школы  на примере

творчества М.И. Глинки

 

Содержание учебного материала

 

1

Русская классическая школа. М.И.Глинка и А.С.Пушкин: истоки творчества и достижения.

 

2

Опера «Иван Сусанин»/ «Жизнь за царя». Особенности воплощения идеи в драматургии, композиции, музыкальных образах.

 

3

Опера «Руслан и Людмила». Эпическая драматургия. «Ориентальный Восток»-  интонационные средства воплощения.

 

4

Симфоническое творчество. Жанровое разнообразие, претворение национально-самобытных черт.

 

5

Романсовое творчество. Стилистика зрелого периода творчества.

 

Семинарское занятие

Тема: «М.И. Глинка – основатель классической русской школы».

Вопросы к семинару:

1.Творческий портрет М.И. Глинки. Роль творчества для мировой и отечественной музыкальной культуры;

2.Примеры из творчества М.И. Глинки в программе «Музыка». Трактовка музыкальных образов в рамках тематизма школьной программы «Музыка»: «Вальс – фантазия»;

Образ И. Сусанина из оперы «Иван Сусанин».

Увертюра из оперы «Руслан и Людмила».

Романсы «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье» и «Попутная песня».

 

Самостоятельная работа студентов

1. Заполнить  таблицу  и подготовить сообщение на тему:

 «Периодизация жизненного и творческого пути М.И.Глинки»;

2. Слушать  произведения (согласно списку),  запомнить основные темы на слух, анализировать с точки зрения средств выразительности и элементов стиля, петь примеры музыкальных тем из творчества композитора;

3. Изучить учебно-методическую литературу с целью выявления трактовки музыкальных произведений  на уроках в школе и подготовить доклады, мультимедийные презентации для обеспечения образовательного процесса для практики в школе по творчеству М.И.Глинки.

3

       

 

Составление конспекта

  1. Жизненный и творческий путь М.И. Глинки. Периодизация [2]; [7]; [15, 570-579].
  2. История создания оперы «Иван Сусанин»/« Жизнь за царя» [8].
  3. Характеристика музыкальных образов Сусанина, народа [2]; [5]; [8].(см. образец).
  4. Характеристика музыкальных образов Руслана [4, 124], Людмилы, Черномора.
  5. Анализ восточных и фантастических сцен в опере «Руслан и Людмила» (интонационные истоки, ладо-гармонические  средства выразительности, тембровые  краски оркестра) [4, 130-134]; [2, 455].
  6. Симфоническое творчество: форма произведений, истоки музыкального языка, методы развития музыкального материала в произведениях: «Камаринская», «Арагонская хота», «Вальс - фантазия» [4].
  7. Периодизация вокально-камерного творчества [2, 484-497]; [6, 141-142]; [4, 59-76].

 

ВЫПИСЫВАНИЕ ЦИТАТ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ

Вклад М. Глинки в мировую музыкальную культуру [12,2]             

 

Вопросы для самоконтроля и дополнительной подготовки:

  1. Определите значение творчества Глинки в истории русского и мирового музыкального искусства.
  2. Назовите выдающихся современников Глинки в области смежных видов искусств (литература, живопись).
  3. Каковы были «музыкальные университеты» композитора?
  4. Почему М.И. Глинку часто сравнивают с А.С. Пушкиным?
  5. Перечислите основные сочинения композитора, согласно  периодизации жизненного пути.
  6. К каким жанрам принадлежат оперы композитора?
  7. Какие интонационно-образные находки использует Глинка для  характеристики оперных героев - реальных, фантастических, восточных?
  8. Почему Глинка является основоположником классического романса?
  9. Используя прием сопоставления (сходства и различия) приведите примеры музыкальных разноплановых характеристик: богатырское, героическое – созидательное;    фантастическое, злобное - разрушительное (На примере оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки)
  10. Кто из героев в опере «Руслан и Людмила» носитель народной мудрости и эпического начала? Какими средствами выразительности они воплощены?
  11. Перечислите основные хоровые сцены в операх «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин». Назовите их фольклорные истоки.

                                                                     

Текущий контроль

Форма проведения: СЕМИНАР. Тема: «М.И. Глинка – основатель классической русской школы».

Отслеживаемые параметры:

обобщение и систематизация знаний по творчеству М. Глинки;

подготовка докладов и выступлений; адаптация музыковедческого материала к практике в ДОУ и школе;

определение музыкальных примеров из творчества композитора на слух.

                                                                                               

Вопросы к обсуждению

1. Творческий портрет М.И. Глинки. Роль творчества для мировой и отечественной музыкальной культуры [11, 12]. Комментарии отдельных фрагментов схемы «классицизм» применительно к творчеству Глинки (основные темы, образы, жанры, средства воплощения).

2. Примеры из творчества М.И. Глинки в программе «Музыка» в ДОУ и школе.

Трактовка музыкальных образов в рамках тематизма школьной программы «Музыка»:

-«Вальс – фантазия»[8].

- Образ И. Сусанина из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)[5, 8]; Духовные образы М. Глинки в опере «Жизнь за царя» [3].

- Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»[5, 8].

- Романсы «Жаворонок» и «Попутная песня»[5, 8].

 

Литература:

1.История русской музыки. Сост. Владышевская Т.В., Левашева О.Е., Кандинский А.И. Выпуск 1. – М., 1999.

2.История русской музыки Том 1(от древнейших времен до середины XIX века) Ред. Кандинский А.И. М., Музыка, 1972.

3.Кошмина И.В. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры. Кн. 1.Владос, 2001.

4.Левашева О.Е. М.И.Глинка. Кн.1, 2 – М., Музыка, 1987, 1988.

5.Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 класс». Сост. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – М., Просвещение, 2002.

6.Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века». М.: Владос, 2001.

7.Русская музыкальная литература. Вып. 2. Сост. и общ. ред. Фрид Э.Л. - Л.: 1980.

8.Русская музыка в школе под ред. Рапацкой Л.А. – М., Владос, 2003

9.Серов А.Н. Статьи о музыке. Выпуск четвертый 1859-1860, М.: Музыка, 1988

10.Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. Сост. Григорович В.Б., Андреева З.М. 2-е изд. – М., 1990.

Периодические музыкальные издания:

11.«Музыкальная Академия» № 2, 4/ 2004г. С.Слонимский «Русское чудо» (стр.155-184);

Музыкальная жизнь»№6/2004 г. «Солнце русской музыки»;

12.«Музыка в школе» №2 /2004г. «Глинка на музыкальном Олимпе» (ознакомиться с вопросами и заданиями для олимпиады, стр. 39);

13. «Музыка в школе» №2 /2004г (стр.30).

14.Энциклопедия «Шедевры мировой классической музыки». Глава «М.И. Глинка». 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2024-04-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: