Конспект НОД средняя группа
Воспитатель: Вилесова Людмила Николаевна
МБДОУ Детский сад № 19 г. Кудымкара
Тема: «Части лица»
Задачи:
- активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части лица» на коми – пермяцком языке с использованием рабочей тетради «Играя, учим язык»;
- продолжать учить составлять предложения по действиям на русском и коми – пермяцком языке, используя картинки для рассказывания Е. Протасовой;
- развивать интерес к коми – пермяцкому языку.
Оборудование: предметные картинки: части лица человека; презентация Е. Протасовой «Картинки для рассказывания», сюжет «Витя гуляет»; ноутбук.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Бур асыв!
А вы любите играть?
Орсам? Баитам коми - пермяцкὄй кыв вылын?
Тогда я вам предлагаю сыграть в одну увлекательную и интересную игру, которая находится в тетради для изучения детьми коми – пермяцкого языка.
Проходим к столу - мунам, садитесь удобно - пуксям
Игра «Части лица. Угадай по описанию».
У каждого из вас на столе лежит изображение лица.
Я буду рассказывать, а вам необходимо эти части лица назвать на коми – пермяцком языке, находить части лица по описанию, прикладывать правильно на шаблон.
Начнём? - Пондὄтам?
1.Всё на свете увидят. Что это? Мый эта?
Синнэз. Эта син, и эта син. Кык син.
Выкладываем.
2.Все запахи различает. Эта…
Ныр. Ӧтίк ныр. Нос.
Выкладываем, всё верно.
3.Всё умеет говорить. Эта…
Ӧм. Правильно, ὄм.
Пуктам местаὄ. Молодцы!
4.Они всё слышат, а девочки серёжками украшают.
Пель. Эта пель да эта пель. Кык пель.
Пуктам местаὄ. Молодцы!
5.Пригладим, расчешем, а девочки бантиком украсят. Мый эта?
Юрси. Правильно, юрси. Эта мый? Эта юрси.
А теперь идём дальше. Слушайте внимательно.
6.На ней держится голова. Эта мый? Эта голя.
Вот и всё. Кто, ребята, у нас получился? Мальчик – зоночка.
А сейчас расскажите немного о себе: кто вы, как вас зовут.
Тэ кин?
Дети по очереди называют своё имя, половую принадлежность.
Хорошо справились с игрой.
А хотите сочинить историю про мальчика Витю?
Смотрим на слайды и говорим, что на них изображено.
Сначала сочиним на русском языке, а потом попытаемся перевести на коми – пермяцкий язык.
1 слайд. Витя гуляет.
2 слайд. Витя смотрит на облака.
3 слайд. Они похожи на овец.
4 слайд. На мышку, корову, зайчика, слона, свинью.
5 слайд. Зажигаются звёзды. Пора идти домой.
6 слайд. Спокойной ночи, Витя!
А теперь попробуем на коми – пермяцком языке.
1 слайд. Витя гуляйтὄ.
2 слайд. Небо вылὄт уйὄны кымὄроккез. А что означает слов «кымὄроккез»?
3 слайд. Нίя вачкисьὄны баляэз вылὄ.
4 слайд. Нίя вачкисьὄны шыр, мὄс, кὄч, порсь, слон вылὄ. Повторим всё предложение вместе.
5 слайд. Ойὄн ὄзйὄны звездаэз. Колὄ мунны гортὄ узьны.
6 слайд. Бур ой, Витя!
Получился у нас с вами рассказ?
Удалось нам немножко поговорить на коми – пермяцком языке!?
Получилось! Ребята, ὄддьὄн бур – всё отлично!