- I. Абстракционизм. 1910. Германия.
От латинского отвлечение. Нефигуративное искусство, или беспредметничество.
Первая абстрактная акварель была написана В.Кандинским в 1910 году в Мурнау, хранится в Национальном музее Грузии.
Абстракционизм прошел два этапа:
- – ранний с 1910 года.
- – поздний после второй мировой войны.
Кроме того, абстракционизм можно разделить на две разновидности:
- Геометрический, оперирующий геометрическими формами;
- Живописный, композиция строится на основе цветовых пятен неправильной формы.
Художники раннего абстракционизма: В Кандинский, К.Малевич, Ф.Купка, П Мондриан, Э.Лисицкий и др.
Художники позднего абстракционизма: Д.Поллок, Г.Рихтер.
Живописный абстракционизм.
Ранний
Василий Кандинский (1866-1944).
В большей мере работал в духе живописного абстракционизма, но есть (уже поздние) работы с использованием геометрических составляющих.
Одесса. Порт. 1898
Пестрая жизнь. 1907
Дома в Мурнау, на Обермаркт. 1908
Импровизация. 1909
Первая абстрактная акварель. 1909
Казаки. 1910
С 1922 по 1933 год преподавал в Баухаусе
Композиция 8. 1923
Два в одном. 1933
Тридцать. 1937
Поздний
Джексон Полок (1912-1956).
Использовал метод, с помощью которого создавал свои композиции, получивший название дриппинг. Сам его называл льющаяся краска: набрызгивал на полотно с кисти, или капал из банки.
№ 1. Лавандовый туман.
№ 5. 1948.
Геометрический абстракционизм
Ранний
Казимир Малевич (1879-1935)
Явился создателем (1915) особого направления в абстракционизме – супрематизма (от лат. supremus – наивысший). Представляет собой динамичные асимметричные композиции из простейших геометрических фигур – круга, квадрата, прямоугольника. Означает превосходство цвета над остальными качествами живописи.
Начинал с импрессионизма.
Белье на заборе. 1903
Автопортрет. 1910
Натюрморт. 1911 ГРМ
Женщина с ведрами. 1912
Самовар. 1913
Красный квадрат. 1915
Черный квадрат
У знаменитой картины были предшественники:
1. Роберт Фладд. Великая тьма. 1617.
2. Берталь. Вид на ла Хог ночью. 1843.
3. Гюстав Доре. Сумеречная история России. 1854.
4. Пол Билхолд. Драка негров в тоннеле. 1882.
5. Альфонс Алле. Битва негров в пещере глубокой ночью. 1893.
Всего черных квадратов Малевичем было написано 4, хранятся они в Третьяковской галерее (первый), в Русском музее, Эрмитаже (2 картины, одна из которых стала известна в 1993 году).
Супрематизм. 1915-1916. ГРМ.
Разработал предметы чайного сервиза
Чайник и получашки. 1923.
В конце 20-х -30-е годы возвращается к фигуративной живописи
Скачет красная конница. 1932
Автопортрет. 1933
Пит Мондриан (1872-1944)
Голландский художник. Начинал с реализма.
Ферма в Дювендрехте вечеромю 1916
Создал новое направление голландского абстракционизма – неопластицизм.
На этом направлении основывалась деятельность группы Де Стейл (Стиль), членом которой был художник. Позиция группы: художник должен принимать участие в обновлении жизни, отдавая предпочтение функциональности, прагматизму. Архитектура – ведущая.
Композиция с сеткой. 1919.
Композиция с красным, голубым и желтым. 1930.
Композиция с красным, желтым, синим и черным. 1921.
Бродвей, Буги-вуги. 1943.
Поздний
Черты: отказ от изображения реалистических форм.
- II. Дадаизм. 1916-1922. Швейцария.
Название возникло: дада – лошадка (французское),
детский лепет,
кормилица (немецкий),
удвоенное утверждение (русский, румынский).
В общем, бессмыслица.
Художники: Ф.Пикабиа, М.Дюшан, Г.Арп, К.Швиттерс, П.Элюар и др.
Работы в форме: коллажа (франц. приклеивание) – из плоских элементов,
ассамбляжа (франц. монтаж) – объемные элементы на плоскости,
реди-мейда – использование готовых предметов или в качестве части
изображения, или самостоятельно как произведение искусства,
фотомонтажа.
Марсель Дюшан (1887-1968).
Фонтан. 1917
Колесо велосипеда. 1913
L.H.O.O.Q. 1919.
Ф.Пикабиа. (1879-1953).
Редчайшая картина на земле. 1915
Вит это Стиглиц. 1915
М.Рэй. (1890-1976).
Крупнейший фотограф своего времени.
Рэйограф. 1921
Дамское белье. 1931
Черты: деформация, абстракция, натурализм.
В итоге после 1922 года французский дадаизм вливается в сюрреализм, немецкий – в экспрессионизм.
- III. Сюрреализм. 1917-1960-е. Франция.
Название возникло от французского surrealisme – сверхреальное, надреальное.
Художники: С.Дали, Р.Магритт, Х.Миро, Д.де Кирико, М.Эрнст.
Сутью направления является создание реальных иллюзий нереального, аллюзий (намеки на известные образы и факты) и парадоксов.
Предшественниками называют И.Босха и Д.Арчимбольдо
Выделяют два направления:
- Используются традиционные приемы академической живописи: перспектива, светотень, передача объема, фактуры. Иллюзорное воспроизведение нереального состояния изначально реальных объектов, или нереальной ситуации.
- Свободные формы, тяготеющие к абстракции.
Сальвадор Дали (1904-1989).
Постоянство памяти. 1931
Осенний каннибализм. 1936
Атомная Леда. 1949.
Мадонна Порт Льигат. 1950
Распятие. 1954
Тайная вечеря. 1955.
Рене Магрит (1898-1967).
Влюбленные. 1928
Ясновидение. Автопортрет. 1936
Перспектива. Мадам Рекамье. 1949
Сын человеческий. 1964
Жоан Миро (1893-1983).
Ферма. 1922
Карнавал Арлекина. 1925
Натюрморт со старым ботинком. 1937
Во второй половине века, после второй мировой войны, модернизм получит дальнейшее развитие в появлении новых направлений