Диагностика внимания у младших школьников. Основные методики
1. «Методика вычеркивания» (АВТОР Екатерина Додонова)
Цель: узнать концентрированность внимания, его переключаемость и распределение.
Времени на него отводится две с половиной минуты. В течение этого времени ребенок должен найти на листе определенные фигуры (только круги и квадраты, только овалы и т.д.) и зачеркнуть их – одну фигуру линией по горизонтали, а одну – линией по вертикали. Этот момент заранее оговаривается с ребенком. Вся работа делится на несколько этапов по команде «стоп» и «начинай». На листе обозначается момент остановки. Время работы в каждом промежутке – тридцать секунд, перерыв между интервалами не более пяти секунд.
Результаты. Подсчет результатов происходит таким образом считаются:
все предметы, которые ребенок пересмотрел за все время;
количество предметов за один промежуток;
число допущенных ошибок.
Далее составляется формула, по которой вычисляется показатель продуктивности. От полного количества просмотренных предметов отнимаем 2,8 помноженное на количество допущенных ошибок и деленное на время в секундах. Таким образом, можно узнать общий показатель продуктивности внимания. Второй раз та же сама формула просчитывает показатель по каждому этапу. Если в первом случае время составляло 150 секунд, то теперь мы делим на тридцать и выбираем все переменные только из одного этапа. Это позволит составить график, который показывает распределение внимания на каждом этапе – когда была наивысшая концентрация, где она понижается и почему (устал, отвлекся и т.д.).
Интерпретация подсчетов по первой формуле такова:
если результат выше, чем 1,25 дается десять баллов (очень высокая продуктивность внимания),
если результат от 1,00 до 1,25 – ребенок получает восемь или девять баллов (высокая продуктивность внимания),
при результате от 0,75 до 1,00 ставится шесть или семь баллов,
от 0,5 до 0,75 – четыре-пять баллов (достаточная продуктивность внимания),
от 0,25 до 0,5 – два-три балла (низкая продуктивность внимания),
до 0,25 – один балл (очень низкая продуктивность внимания).
2. «Методика треугольников». (АВТОР Екатерина Додонова)
Цель: выявить уровень переключения внимания;
Психологи для диагностики уровня распределения внимания используют два теста с треугольниками. Первый тест достаточно простой – ребенку предлагается нарисовать треугольники и закрасить некоторые из них цветным карандашом. Лучше для начала дать ребенку задание нарисовать десять треугольников, а вот закрашенные треугольники должны быть в произвольном порядке (например, второй, пятый, девятый). Результаты этого теста представлены в трех градациях:
высокий – если ребенок нарисовал все треугольники и закрасил нужные фигуры;
средний – если нарисованы все треугольники, но закрашены в неправильном порядке;
низкий – если ребенок не смог закрасить треугольники и ошибся в количестве нарисованных фигур.
Второе задание состоит в том, что ребенок должен нарисовать приблизительно две строчки с треугольниками, стоящими основанием на строчках, а следующие две – вверх тормашками. Далее треугольники опять «становятся» на место. Для начала можно дать ребенку половинку тетрадного листа на выполнение. Команда, какие треугольники нужно рисовать, дается взрослым. Результаты задания интерпретируются таким образом:
если ребенок вовремя переключился на перевернутые треугольники и так делал все разы, то это свидетельствует о высоком уровне переключения внимания;
если ребенок при написании перевернутых треугольников исправился уже после первых трех неправильных фигур, то это говорит о высоком уровне переключения внимания;
средний уровень диагностируется в том случае, если ребенок уже после написания всех треугольников заметил свои ошибки и исправил их;
низкий уровень бывает в том случае, если у ребенка возникли трудности уже на первой строчке (заминается, раздумывает, начинает писать неправильно);
очень низкий уровень у тех детей, которые не могут решиться начать писать даже первую строчку и сразу же делают ошибки.
Методика исследования объёма внимания.
Цель: Выявить объем внимания.
Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек (рис.19). Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками — 15 секунд, 8-9 точками — 20 секунд
Обработка результатов
Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.
Существуют следующие нормативы:
I — 3 точки на двух карточках,
II — 4 точки на двух карточках,
III— 6 точек на двух карточках,
IV— 9 точек на двух карточках,
V — 10 точек на двух карточках,
VI — 11 точек на двух карточках,
VII — 13 точек на двух карточках,
VIII — 15 точек на двух карточках,
X — 16 точек на двух карточках.
Ранговые места I и Ш свидетельствуют о малом объеме внимания, III-VII — о среднем, VIII и IX — о большом.