Методика применения системы Moodle при проведении курсов повышения квалификации преподавателей




В Оренбургском государственном университете система управления обучением Moodle установлена на сервере Управления современных информационных технологий в образовании в ноябре 2009 года. Главная страница сайта «Электронные курсы ОГУ в системе обучения Moodle» (https://moodle.osu) представлена на рисунке 24.

 

Рисунок 24 – Сайт «Электронные курсы ОГУ в системе обучения Moodle»

В период с ноября 2009 года по июнь 2011 года система Moodle была апробирована на курсах повышения квалификации преподавателей по трем программам:

– «Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) в системе профессионального образования: проектирование, технологии, инструментальные средства»;

– «Технологии компьютерного обучения и тестирования в профессиональном образовании».

– «Технологические аспекты реализации модели уровневого высшего профессионального образования».

Активное внедрение системы Moodle в образовательный процесс университета повлекло за собой необходимость обучения преподавателей по вопросам методики ее применения в условиях перехода на ФГОС ВПО [13, 16]. Для достижения этой цели в 2010 году была разработана программа повышения квалификации «Технология разработки курса для дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов», содержание которой представлено шестью модулями (рисунок 25).

В процессе проведения курсов считалось необходимым решить две сложные задачи по формированию у слушателей как знаний и умений в области педагогического дизайна (проектирования и разработки) электронных курсов, так и приемов работы в системе управления обучением Moodle. Выполнить поставленные задачи требовалось в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации (72 ауд. часа), которые преподаватели проходят практически без отрыва от основной работы.

Рассмотрим методику применения системы Moodle при проведении курсов повышений квалификации преподавателей в сфере электронного обучения. Отметим, что в данном случае система использовалась одновременно и как среда обучения, и как объект изучения. С первого занятия слушатели курса были зарегистрированы в системе Moodle в роли «обучающихся». Им предлагалось по каждому модулю освоить ресурсы (учебно-методические материалы, аннотированные интернет-источники, научные публикации и др.) и элементы курса (задания, чаты, форумы, анкеты, опросы, семинары, тесты и др.) системы Moodle. Фрагмент электронного курса представлен на рисунке 26.

Рисунок 25 – Структура программы курса «Технология разработки курса для дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов»

 

На вводном занятии использовался элемент курса «Опросник» для проведения входного анкетирования (рисунок 27). Цель анкетирования – выявление уровня ИКТ-компетентности преподавателей и их ожидаемых результатов от прохождения курса.

 

Рисунок 27 – Элемент курса «Опросник». Входное анкетирование

 

 

Рисунок 26 – Электронный курс «Технология разработки курса для дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов»

в системе Moodle (материалы первого и второго модулей)

Модуль 1. Проблемы и перспективы модернизации и информатизации высшего профессионального образования

В рамках изучения первого модуля слушатели выполняли задания и параллельно изучали дидактические возможности элементов курса системы Moodle (таблица 10).

Таблица 10 – Задания к модулю 1

Темы Задания Элементы курса Moodle
Основные понятия и направления информатизации образования Дискуссионная площадка (семинар) «Форум»
Роль и место самостоятельной работы в профессиональной подготовке студентов в условиях стандартов нового поколения Информационная компетентность студентов (выбор и раскрытие содержания компетенций студентов) «Рабочая тетрадь»
Информационная компетентность преподавателя Подведение итогов по первому модулю «Чат»

 

Так, преподавателям было предложено поучаствовать в дискуссионной площадке на базе элемента курса «Форум». Семинар проводился по теме «Тенденции и проблемы развития образования в условиях внедрения интернет-технологий в педагогический процесс», в котором предлагались для обсуждения следующие вопросы:

1) Смена парадигмы образования. Предлагаем вам просмотреть видеофрагмент лекции Кена Робинсона о смене парадигмы образования по адресу https://www.detstvo2030.ru/blog/?id=89. Понравилось ли вам выступление? Согласны ли вы с мнением автора или нет? Почему? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

2) «Портрет современного студента». Коллектив Евразийского Открытого Института и LBS Education при поддержке Microsoft провели исследование по теме «Портрет современного студента».

Ниже приведены некоторые высказывания по результатам опроса:

«76% моих преподавателей никогда не использовали wiki, блоги и подкасты»

«Как минимум 14% моих преподавателей позволяют мне при помощи технологий создавать что-то новое, 63% – никогда этого не делают»

«Я буду учиться в процессе работы»

«Научите меня думать, создавать, анализировать, оценивать и применять»

«Я выполняю 49% работ по чтению материалов, предложенных мне», «Лишь 26% из них имеют отношение к моей жизни»

«За этот год я прочитаю 8 книг, 2300 Интернет-страниц и 1281 профиль в социальной сети»

«Я напишу 42 страницы конспектов в этом году и более 500 страниц электронных писем»

«Я прихожу на занятия со своим ноутбуком, но не использую его для обучения»

Уважаемые преподаватели! Выразите свое мнение по данным высказываниям и поделитесь педагогическим опытом, позволяющим, на ваш взгляд, более успешно сформировать информационную компетентность современного студента.

3) Самостоятельная работа студентов. В условиях перехода на ФГОС ВПО доля самостоятельной работы студентов существенно увеличивается. Как вы считаете, насколько целесообразно организовывать самостоятельную работу студентов с использованием ИКТ? Поделитесь своим мнением, опытом, методикой организации такой работы. Как вы решаете проблемы мотивации, контроля и эффективности самостоятельной работы студентов при использовании педагогических технологий и ИКТ? Довольны ли вы полученными результатами?

4) Мотивация преподавателей для работы с ИКТ. 8-9 июня 2011 года в Москве состоится Международный форум по образованию Smart E-Learning Россия, в рамках которого пройдет конкурс «Лучшая система мотивации преподавателя для работы с ИКТ в обучении студентов». Несомненно, тема очень актуальная и для наших занятий. Как можно мотивировать преподавателей на качественную разработку и эффективное применение средств ИКТ в педагогической деятельности? Нам интересен ваш опыт, предложения, концептуальные идеи…

Отметим, что использование форума позволило интересно подвести итоги рассматриваемого лекционного материала, поделиться всем участникам курса своим педагогическим опытом применения ИКТ в образовательном процессе, подискутировать, поразмышлять и выразить свое мнение.

Помимо этого преподавателям было предложить поработать с элементом курса «Рабочая тетрадь». Так, необходимо было выбрать компетенции из ФГОС ВПО (от 3 до 5), формирующие информационную компетентность студентов в рамках читаемой дисциплины, и раскрыть их содержание в рабочей тетради (рисунок 28).

Рисунок 28 – Элемент курса «Рабочая тетрадь». Раскрытие содержания компетенций студентов

По завершению изучения первого модуля с помощью элемента курса «Чат» преподаватели поделились своим первым впечатлением о системе Moodle.

Модуль 2. Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) в учебном процессе высшей школы

В процессе изучения второго модуля слушатели курса на примере фрагмента преподаваемой дисциплины изучили основы гипертекстовых технологий и получили практические умения по всем этапам проектирования, разработки и оформления ЭУМК. По каждой теме модуля слушатели выполняли задания по технологии создания ЭУМК и параллельно изучали дидактические возможности новых элементов курса системы Moodle (таблица 11).

В процессе выполнения практических заданий преподаватели работали не только индивидуально, но и в группах. Для формирования четырех групп с помощью элемента курса «Опрос» слушатели курса указали направление преподаваемых дисциплин (рисунок 29).

Таблица 11 – Задания к модулю 2

Темы Задания Элементы курса Moodle
Электронный курс лекций (ЭКЛ) в учебном процессе высшей школы Выбор направления преподаваемой дисциплины «Опрос»
Оценка электронного курса лекций (одно лекции) по заданным критериям «Семинар»
Список «полезных» интернет-ресурсов «Задание – ответ в виде текста»
Совместное составление списка интернет-источников «Глоссарий»
Инструменталь-ные средства и технологии разработки ЭУМК Создание педагогического сценария фрагмента ЭУМК по читаемой дисциплине (в формате doc) «Задание – ответ в виде нескольких файлов»
Тестирование по основам HTML «Тест»
Оформление фрагмента ЭУМК с помощью Microsoft FrontPage или BookMaker (в формате html) «Задание – ответ в виде одного файла»
       

 

Представленная информация использовалась и при проведении рефлексивных семинаров по разным направлениям с помощью элемента курса «Семинар». Цель семинара заключалась в оценке качества созданных электронных курсов лекций (ЭКЛ), а также в обмене опытом по созданию образовательных ресурсов данного вида.

Семинар проводился в два этапа. На первом этапе слушатели курса размещали презентацию своей лучшей лекции в формате pps для Microsoft PowerPoint 2003. На втором этапе происходила взаимооценка представленных работ по заданным критериям: оценка содержания, структуры лекции, шрифтового и цветового оформления, размещения учебного материала, использования интерактивных и мультимедийных объектов.

 

Рисунок 29 – Элемент курса «Опрос» (режим голосования)

Отметим, что по данным критериям оцениваются работы, участвующие во внутривузовском конкурсе лучших электронных образовательных ресурсов. В процессе совместной работы преподаватели не только выставляли баллы, но и оставляли комментарии и отзывы на оцениваемые ЭКЛ. По итогам семинара система Moodle автоматически вывела рейтинг по каждому из направлений. Помимо этого авторы трех лучших работ по каждому из направлений непосредственно демонстрировали свой ЭКЛ всем слушателям курса во время аудиторной работы.

Следующее занятие, в рамках которого рассматривались пять вопросов, было посвящено образовательным ресурсам сети Интернет:

1) Способы использования Интернет в образовательных целях.

2) Педагогические сообщества, объединения, форумы, блоги, порталы.

3) Сервисы web 2.0.

4) Поисковые педагогические каталоги.

5) Интернет-ресурсы Оренбургского государственного университета.

На практическом занятии преподавателям была предложена работа по совместному составлению списка наиболее качественных и интересных интернет-источников в сфере образования (рисунок 30). С этой целью использовался элемент курса «Глоссарий». Для анализа интернет-источников и грамотного составления аннотаций предлагалось воспользоваться руководством по обзору Web-сайтов (https://ifets.ieee.org/russian/periodical/ website_review_guide.html).

 

Рисунок 30 – Элемент курса «Глоссарий». Совместное составление списка интернет-источников

В рамках темы «Дизайн и эргономика ЭУМК и ЭКЛ» были рассмотрены вопросы оформления электронного учебного материала. На практическом занятии слушателям курса была предложена карта оценки дизайна и эргономики компьютерных средств обучения (КСО). Данная карта предназначена для разработчиков и экспертов электронных образовательных ресурсов, а также учителей и преподавателей с целью выбора качественных КСО к занятиям. Эксперт должен по каждому критерию выставить балл от 0 до 3. Сумма баллов характеризует качество дизайна и эргономики созданного КСО. Результаты экспертизы могут быть использованы для формирования резюме о пригодности или непригодности применения электронного образовательного ресурса в процессе обучения, а также его коррекции с учетом предложенных рекомендаций. Карту рекомендовалось оформлять в рабочей тетради.

Помимо этого слушателям было предложено подобрать гармоничное цветовое оформление будущего ЭУМК с помощью генератора цветовой схемы (Color Scheme Generator). Данный ресурс представляет собой ссылку, оформленную в курсе, на сайт https://colorschemedesigner.com (рисунок 31).

 

Рисунок 31 – Ресурс «Ссылка на веб-страницу». Генератор цветовой схемы (Color Scheme Generator)

По завершению изучения темы «Инструментальные средства и технологии разработки ЭУМК» преподавателям рекомендовалось пройти тест для самоконтроля «Основы HTML» (рисунок 32).

 

Рисунок 32 – Элемент курса «Тест». Вопросы теста для самоконтроля «Основы HTML»

Тестовые задания предлагались различных типов (выбор одного из многих, многие из многих, на соответствие, короткий ответ). Отметим, что на прохождение теста было дано две попытки (на каждую попытку по 30 минут), а вопросы генерировались случайным образом. Тестирование проходило в «защищенном» окне браузера, что демонстрировало преподавателям один из вариантов защиты теста от несанкционированных действий студентов. Слушатели также могли просматривать результаты каждой попытки сдачи теста, проанализировать свои неправильные ответы, ознакомиться с комментариями преподавателей (рисунок 33).

Модуль 3. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения компьютерных технологий обучения в высшей школе

По завершению изучения данного модуля слушателям предлагалось оставить сообщение в форуме по теме «Достоинства и недостатки компьютерных технологий обучения».

Рисунок 33 – Элемент курса «Тест». Просмотр результатов тестирования

Модуль 4. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) для организации самостоятельной работы студентов

В рамках изучения темы «Интернет-технологии в образовании» преподавателям были предложены ссылки на веб-сайты, на которых можно пройти курсы с целью самообразования и по окончании обучения получить сертификат:

1) https://moi-universitet.ru/ – Образовательный портал «Мой университет»;

2) https://www.intuit.ru – Интернет-университет информационных технологий;

3) https://www.e-teaching.ru – Эффективная работа преподавателя;

4) https://businesslearning.ru – «Система дистанционного бизнес-образования»;

5) https://tk-edu.ru/index.html – Портал повышения компьютерной грамотности.

При рассмотрении темы «Организация самостоятельной работы студентов с использованием ДОТ» слушателям курса предлагалось совместное составление электронного тезауруса (рисунок 34). Необходимо было распределить 95 понятий по 7 заранее заданным категориям и дать им определения. Для этой цели использовался элемент курса «Глоссарий». Совместно созданный тезаурус при желании можно было распечатать. Отметим, что для эффективного выполнения задания преподавателям предлагалось разделиться на группы.

 

Рисунок 34 – Элемент курса «Глоссарий». Совместное составление тезауруса

Предлагаемые категории:

1) Программное обеспечение и информационные системы.

2) Интернет. Терминология и технологи.

3) HTML. Основные понятия.

4) Услуги, сервисы и инструменты сети Интернет.

5) Информатизация. Социальные аспекты.

6) Электронные ресурсы. Виды и технологии создания.

7) Обучение на базе ИКТ. Возможности и педагогические технологии.

Отметим, что совместное составление тезауруса способствует активизации самостоятельной работы всех обучающихся, развивает способности работать в группах.

Модуль 5. Формы и методы контроля знаний студентов при использовании ДОТ

При изучении пятого модуля слушатели также изучали дидактические возможности новых элементов курса системы Moodle (таблица 12).

Таблица 12 – Задания к модулю 5

Темы Задания Элементы курса Moodle
1. Организация контроля знаний студентов на основе интерактивных технологий ДОТ Актуализация знаний. Обсуждение вопросов применения тестовых технологий «Чат»
2. Разработка тестовых заданий по читаемой дисциплине для системы дистанционного обучения Вебинар «Тестирование в системе Moodle» Дополнительный модуль и приложение BigBlueButton
Демонстрационный тест «Основные типы тестовых заданий в Moodle» «Тест»
Создание интерактивных упражнений в Hot Potatoes Дополнительное программное средство Hot Potatoes

 

Так, с помощью элемента курса системы Moodle «Чат» слушатели ответили на ряд вопросов преподавателей и обменялись собственным опытом применения технологий компьютерного тестирования в образовательном процессе.

Обсуждаемые вопросы в чате:

Разрабатываете ли вы тестовые задания по своей дисциплине?

Зарегистрирован ли у вас фонд тестовых заданий (в УСИТО, лаборатории компьютерного тестирования)?

Знаете ли вы правила составления качественных тестовых заданий?

Какие формы тестовых заданий вы используете при проведении контроля знаний студентов (один из многих, многие из многих, ответ текстом, на соответствие и др.)?

Знакомы ли вы с системами компьютерного тестирования (ФЭПО, АИССТ и др.)? Работали ли вы с ними?

Какие особенности, достоинства и недостатки компьютерного тестирования по сравнению с традиционной системой контроля знаний студентов вы можете выделить?

Понравилось ли вам тестирование в Moodle? Почему?

Рассмотрение возможностей системы Moodle для проведения контроля знаний студентов проводилось в режиме вебинара (онлайн-семинара). Во время вебинара слушатели находились у своих компьютеров в одной аудитории, связь между ними поддерживалась через Интернет посредством загружаемого приложения BigBlueButton, которое может интегрироваться в Moodle. При этом обеспечивалась видео и аудио связь с лектором, находящимся в другой аудитории (рисунок 35).

Слушателям были продемонстрированы основные возможности элемента курса «Тест» системы Moodle. Также лектор ответил на возникающие вопросы участников вебинара в чате, продемонстрировал практические приемы работы с удаленным рабочим столом при объяснении нового материала.

В процессе обсуждения проблемы проведения контроля знаний обучающихся на основе интернет-технологий слушатели курса смогли сравнить возможности тестирования в системе Moodle с другими системами компьютерного тестирования, применяемыми в образовательном процессе.

Проведение занятия в режиме вебинара имеет следующие достоинства:

- доступность технологии (для проведения вебинара слушателям необходим доступ к сети Интернет и любой интернет-браузер);

- интерактивность материала (все действия лектора отображаются в режиме реального времени на компьютерах слушателей);

- обратная связь со слушателями (встроенный в приложение чат позволяет лектору отвечать на вопросы слушателей, а также слушателям обмениваться собственным опытом педагогической деятельности);

- запись проводимых лекций (занятие в режиме вебинара может быть записано и выложено в виде отдельного ресурса, доступного для скачивания и просмотра в офлайн-режиме).

Кроме того, с помощью инструментального программного средства Hot Potatoes преподаватели научились создавать интерактивные упражнения разных типов по читаемой дисциплине и интегрировать их в LMS Moodle (рисунки 36, 37).

 

Рисунок 35 – Занятие в режиме вебинара

 

 

Рисунок 36 – Элемент курса «Hot Potatoes Quiz». Упражнение на соответствие

 

Рисунок 37 – Элемент курса «Hot Potatoes Quiz». Упражнение на восстановление последовательности (drag-and-drop)

Модуль 5. Разработка курса в системе электронного обуче­ния Moodle для дистанцион­ного сопровождения самосто­ятельной работы студентов

В рамках заключительного, шестого, модуля преподаватели спроектировали педагогический сценарий курса (одного модуля) по читаемой дисциплине, а затем реализовали его в системе LMS Moodle. В таблице 13 представлены используемые элементы курса системы Moodle.

Таблица 13 – Задания к модулю 6

Темы Задания Элементы курса Moodle
Проектирование педагогического сценария курса Опрос «Название вашего электронного курса в системе Moodle» «Чат»
Реализация педагогического сценария в системе Moodle Подготовка карты вашего электронного курса (в форме doc) «Задания – ответ в виде нескольких файлов»
Оформленный модуль электронного курса «Задания – ответ вне сайта»

 

Таким образом, по завершению изучения первых пяти модулей программы курса слушатели разработали фрагмент ЭУМК по читаемой дисциплине и уверенно ориентировались в системе управления обучением Moodle. На втором этапе обучения, в процессе изучения последнего шестого модуля программы курса, каждый слушатель создал и оформил фрагмент электронного курса в LMS Moodle, в котором он выступал в роли «преподавателя».

С целью подведения итогов курса и получения обратной связи на базе элемента курса «Форум» был реализован активный метод саморефлексии «Ресторан».

Впечатление о курсе. Активный метод «Ресторан»: Мы предлагаем Вам представить, что во время наших занятий Вы провели в ресторане, и теперь директор ресторана просит Вас ответить на несколько вопросов:

Пожалуйста, добавьте...

Я почти переварил...

Больше всего мне понравилось...

Я переел...

Я съел бы еще этого..

Кроме того была проведена выходная анкета с помощью элемента курса «Опросник». Цель анкетирования слушателей – выявление степени соответствия их ожидаемых и полученных результатов по завершению обучения, получение отзывов о курсе (рисунок 38).

Рисунок 38 – Элемент курса «Опросник». Выходное анкетирование

По завершению курса, если слушатель посетил 50% занятий и более, а также выполнил задания ко всем модулям программы, система Moodle автоматически генерировала персональный поздравительный сертификат с помощью элемента курса «Сертификат».

В заключение отметим, что изложенная методика проведения курсов повышения квалификации преподавателей в сфере электронного обучения в целом себя оправдала. Основную задачу курса - научить как разрабатывать курс и максимально эффективно реализовать его в системе Moodle - считаем выполненной. Такой вывод позволяет сделать тот факт, что 90% слушателей создали в системе Moodle фрагмент своего курса и в интерактивной анкете, заполняемой по окончании курса, заявили о намерении доработать его и использовать в своей педагогической практике.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: