Курсовая работа должна включать в себя следующие обязательные разделы:
1) введение. На двух-трех страницах раскрывается актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость в современных условиях хозяйствования, формулируется цель и задачи, которые ставит перед собой автор при написании работы, определяется предмет и объект изучения. Предметом исследования непосредственно является выбранная тематика работы. В качестве объекта исследования выступает экономический субъект, по материалам которого пишется практическая часть работы. Объект исследования в обязательном порядке согласовывается с преподавателем или определяется им;
2) первый раздел. Данный раздел является общетеоретическим. В нем необходимо раскрыть следующие вопросы:
– сформулировать цель и задачи аудита рассматриваемого объекта (одна цель и не менее пяти задач);
– перечислить основные нормативные документы по учету рассматриваемого предмета, которые должен знать аудитор, чтобы понимать, как правильно вести учет и формировать отчетность в части данных фактов хозяйственной жизни. Кроме того, следует указать нормативные документы, регулирующие вопросы организации и проведения аудита в сфере рассматриваемой темы (не менее 10 нормативных документов). Целесообразно по каждому приведенному документу дать краткий комментарий, указывающий на то, какого рода вопросы, относящиеся к выбранной теме работы, раскрывает данный нормативный документ;
– привести источники информации аудируемого лица по рассматриваемому предмету (все источники информации следует представить с разбивкой на четыре группы:
· первичные учетные документы;
· регистры бухгалтерского и налогового учета;
· формы бухгалтерской отчетности с указанием строк, содержащих информацию, относящуюся к рассматриваемому предмету;
· элементы учетной политики, связанные с рассматриваемым предметом);
– описать основные направления проверки и детализирующие их аудиторские процедуры, применяя которые аудитор сможет выразить мнение о достоверности отчетности в части рассматриваемого предмета. Аудиторские процедуры должны раскрываться максимально подробно с описанием возможных к применению методов сбора аудиторских доказательств; со ссылками на действующие нормативные документы в сфере учета и налогообложения, которые должны соблюдаться аудируемым лицом; с указанием на соответствующие первичные учетные документы и регистры, подлежащие проверке в рамках данной процедуры; с приведением наиболее сложных вопросов учета и налогообложения, требующих от аудитора повышенного внимания(должно быть представлено не менее пяти направлений, каждое из которых должно включать не менее трех аудиторских процедур);
3) второй раздел. Этот раздел должен включать описание практических аспектов планирования аудиторской проверки в рамках выбранной темы. Раздел должен включать:
– краткое описание роли и ключевых особенностей письма о согласии на проведение аудита и договора на оказание аудиторских услуг (данные документы должны быть приведены в качестве приложений к курсовой работе);
– раскрытие вопросов, связанных с пониманием деятельности аудируемого лица и оценкой эффективности его системы внутреннего контроля (СВК). Данный пункт должен сопровождаться применением аналитических процедур и тестирования, результатом которых должно стать выявлением проблемных, наиболее рискованных сфер в деятельности аудируемого лица в целом, а также в части предмета курсовой работы (анализ деятельности аудируемого лица должен быть проведен минимум по трем направлениям, а тест оценки эффективности СВК должен включать пять блоков,в каждом из которых должно быть не менее десяти вопросов);
– расчет общего уровня существенности, а также его частного значения применительно к рассматриваемому объекту (расчет производить на основании бухгалтерской отчетности или иных данных конкретной организации.Бухгалтерскую отчетность или иные данные, на основании которых производился расчет, следует привести в приложении к курсовой работе);
– определение уровня аудиторского риска, а также его составляющих: неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения (расчет компонентов аудиторского риска проводится с учетом специфики деятельности конкретной организации);
– формирование плана и программы аудита рассматриваемого предмета. Целесообразно увязать план и программу с направлениями проверки и аудиторскими процедурами, которые были описаны в разделе 1 курсовой работы (план должен содержать не менее пяти направлений проверки.В программе каждому направлению должно соответствовать не менее трех аудиторских процедур);
– классификатор возможных нарушений по рассматриваемому предмету с указанием нормативных документов, которые не соблюдаются в каждом конкретном нарушении. Целесообразно привести указание на последствия неустранения данного нарушения, также назвав соответствующий нормативный документ, определяющий эти последствия (классификатор должен содержать не менее 15 возможных нарушений);
4) третий раздел. Так же, как и второй имеет практическую направленность. Должен содержать результаты проведенной аудиторской проверки, а также итоговые документы аудита. Обязательными являются следующие части:
– описание выявленных в ходе аудита нарушений, зафиксированных в рабочих документах аудитора, ссылка на которые дана в программе аудиторской проверки применительно к конкретным аудиторским процедурам (необходимо сформировать не менее пяти рабочих документов аудитора в виде таблиц, в которых будет отражен характер выполняемой аудиторской процедуры, приведены выявленные нарушения и, возможно, определены способы их устранения);
– подготовка отчета руководству экономического субъекта с указанием всех обнаруженных нарушений;
– формирование аудиторского заключения, вид которого будет определяться существенностью и всеобъемлющим характером обнаруженных в ходе аудита ошибок.
Для того повышения информативности данного раздела целесообразно описать построение аудиторской выборки применительно к какой-либо конкретной аудиторской процедуре. В этом случае разумно придерживаться необходимости раскрытия следующих аспектов аудиторской выборки:
– осуществить постановку задачи;
– определить критерии отклонения;
– задать генеральную совокупность;
– выбрать метод отбора;
– определить объем выборки;
– получить аудиторскую выборку, обнаружить и проанализировать выявленные отклонения;
– оценить полученные результаты, экстраполировав результаты выборки на генеральную совокупность;
5) заключение. Должно быть четким и лаконичным по форме, содержать основные выводы, непосредственно вытекающие из решения тех вопросов и проблем, которые рассмотрены в тексте курсовой работы. Заключение не может содержать новых моментов, не рассмотренных в основной части курсовой работы, здесь допускается некоторое повторение текста из основной части работы;
6) список использованных источников. Должен содержать сведения о законодательных и нормативных актах по вопросам аудита, бухгалтерского учета, финансовой отчетности, налогообложения, а также о других источниках, в том числе из сети Интернет, фактически использованных при выполнении курсовой работы;
7) приложения. Включается материал, связанный с курсовой работой, который по каким-либо причинам не может быть включен в основную часть работы. В обязательном порядке должна быть приведена бухгалтерская отчетность организации, по материалам которой выполняется работа.
3 Оформление курсовой работы
Объем курсовой работы, как правило, не должен превышать 40-50 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала. Цвет должен быть черным, шрифт – TimesNewRoman, кегль – 14. В этот объем не входят приложения. Межабзацные отступы в тексте работы не допускаются.
Текст курсовой работы пишется на одной стороне листа и располагается таким образом, чтобы его ограничивали поля: правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм.
Номер страницы ставится внизу в центре. При этом не нумеруется, но считается при подсчете листов титульный лист.
Разделы и подразделы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. Если раздел имеет только один подраздел, то нумеровать его не следует. После номера раздела, подраздела точки не ставят.
Разделы, подразделы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать содержания разделов, подразделов. Заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзаца с пропиской буквы без точки в конце, не подчеркивая и не выделяя жирным или курсивом. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками и текстом должно быть 15 мм, между заголовками раздела и подраздела – 8 мм.
Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10-15 мм.
Заголовки «Содержание», «Введение», «Заключение» записывают по центру с прописной буквы и не нумеруют.
В тексте курсовой работы могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки на одно из перечислений – номер, после которого ставится скобка (без точки). Все элементы перечисления записываются с абзацного отступа. Например:
Для реализации данной аудиторской процедуры могут применяться следующие методы сбора аудиторских доказательств:
1) запрос;
2) подтверждение;
3) инспектирование.
Формулы, содержащиеся в курсовой работе, располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках, например: (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Например:
Базовая модель аудиторского риска имеет вид:
DAR = IR × CR × DR, (2)
где IR – неотъемлемыйриск (InternalRisk);
CR – контрольный риск (ControlRisk);
DR – риск необнаружения (DetectionRisk).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (2.4).
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться арабскими цифрами отдельной нумерацией в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой буквенного обозначения приложения, например: (В.1).
Все используемые в курсовой работе материалы даются со ссылкой на источник. В тексте работы после упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников, и номер страницы, например: [5, с.42]. Допускается указывать только номер источника без номера страницы, например: [12].
Ссылки на разделы, пункты, формулы, перечисления следует указывать порядковым номером, например: «…в разделе 4», «…перечисление а», «…и формуле (3)».
В тексте курсовой работы не допускается:
– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;
– употреблять знаки (*,. №, %) без цифр.
Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и величин счета следует писать цифрами, а число без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.
В тексте курсовой работы перед обозначением параметра или условным сокращением термина дают его пояснение. Например, система внутреннего контроля (далее – СВК).
Текст в разделах и подразделах курсовой работы нельзя заканчивать таблицей, рисунком или формулой. После них обязательны выводы или указания на особенности их применения.
Оформление таблиц
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблица должна иметь название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Точка в конце названия таблицы не ставится.
Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Над верхним левым углом таблицы без абзацного отступа помещают надпись «Таблица…» с указанием ее номера, например: Таблица 1. Наименование таблицы пишут на той же строке с прописной буквы и отделяют его от номера таблицы с помощью тире.
Если стороны и графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее заголовок или боковик. Слово «Таблица 1» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слева без абзацного отступа слова «Продолжение таблицы…» с указанием номера таблицы. Название при этом помещают только над первой ее частью. Если часть таблицы переносится на другую страницу, тогда в этой таблице обязателен подстрочник с нумерацией столбцов. Перенесенная часть таблицы должна начинаться с такого подстрочника.
Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать в названии таблицы через запятую.
Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости порядковые номера показателей учитывают в боковике таблицы перед их наименованием, при этом точку после номера ставить не нужно.
На все таблицы курсовой работы должны быть даны ссылки в тексте по типу «…в таблице 1».
К тексту и таблицам могут даваться примечания. Причем для таблиц текст примечаний должен быть приведен в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Примечания следует выполнять с абзаца с прописной буквы. Если примечание одно, его нумеруют и после слова «Примечание» ставится тире и текст примечания следует начинать тоже с прописной буквы. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки после них.
Пример оформления таблицы представлен ниже.
Таблица 1 – Тест оценки эффективности СВК
Перечень вопросов | Ответы (да, нет) |
1 Контрольная среда | |
1.1 Разработана ли и утверждена система основных принципов управления предприятием? | нет |
Перенос таблицы на следующую страницу оформляется следующим образом:
Продолжение таблицы 1
Разработаны ли и утверждены схемы структурных подразделений (производственных, управленческих, финансовых, коммерческих)? | да |
Разработана ли система ответственности за ведение бухгалтерского и налогового учета? | да |
Оформление рисунков
Рисунки могут быть расположены как по тексту курсовой работы, так и в приложении. Их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, за исключением рисунков в приложениях.
Иллюстрации могут иметь наименование и условные обозначения (подрисуночный текст). Слово «рисунок» и его наименование помещают после пояснительных данных, например: Рисунок 1 – Варианты формирования первоначальной стоимости объекта при разных вариантах поступления. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела, например: Рисунок 1.1.
Ссылки на иллюстрации дают по типу «…в соответствии с рисунком 5».
Никакая часть рисунка в отличие от таблицы не может быть перенесена на следующую страницу. Пример оформления рисунка приведен ниже.
Рисунок 5 – Методы оценки материалов, возможные к применению
аудируемым лицом
Оформление приложений
Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается приводить в приложениях. Приложение оформляют как продолжение курсовой работы на последующих ее листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине слова «Приложение», после которого следует заглавная буква русского алфавита, обозначающая его последовательность.
Приложение может иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой. Если в курсовой работе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
В содержании курсовой работы при наличии приложений в ней должны быть указаны слово «Приложения» и номер страницы, с которой они начинаются.
В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки, например, «…в приложении В».
Если приложение содержит несколько таблиц и (или) рисунков и поэтому не умещается на одну страницу, тогда следует располагать его на нескольких листах. При этом каждую следующую страницу приложения нужно начинать с записанной по центру фразы «Продолжение приложения А». Если одновременно имеет место перенос таблицы, тогда следующей строкой будет записанная слева без абзацного отступа фраза «Продолжение таблицы А.1».
Нумерация таблиц и рисунков в приложениях является сквозной внутри каждого приложения. При этом номера таблиц и рисунков должны содержать буквенное обозначение приложения, например, таблица Б.2 или рисунок Д.1. Если приложение состоит только из одной таблицы или одного рисунка, тогда их нумеровать не нужно, например, «Таблица – Показатели рентабельности» или «Рисунок – Динамика коэффициентов финансовой устойчивости».