Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочерёдно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочёты в работе товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним - двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.
Задание № 6.
Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
б) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
в) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
Задание № 7
Проранжируйте действия, требующие распределения внимания,
в порядке нарастания степени трудности:
а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.
б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.
в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.
г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).
д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.
е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова.
ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.
Задание № 8.
Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.
а) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.
б) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.
Тематический контроль по теме «Понятие о внимание. Свойства и виды внимания»
ВАРИАНТ№3
Задание №1
Установите соответствие между основными понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности:
Память 1. Компенсация
Внимание 2. Распределение
Ощущение 3. Долговременная
4. Сенсибилизация
5. Сохранение
6. Объем
Задание №2
Определите, какие свойства внимания проявляются в следующих случаях:
Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, попавшего на поле боя: «Он не слышал звуков пуль, визжавших со всех сторон, снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие и падали недалеко от него. Он следовал за генералом и напряженно размышлял о чем-то.
Задание №3
Укажите, какие условия нужны для поддержания произвольного внимания:
А. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.
Д. Осознание долга и обязанностей.
Е. Начало или прекращение действия раздражителя, подвижность предмета.
F. новизна, сила, контраст раздражителя.
G. Активная умственная работа
Н Контраст между раздражителями.
I. Необычность раздражителя
К. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
Задание №4
Выбери правильный ответ:
1 .Умеет распределять внимание тот, кто:
а) может одновременно делать несколько дел
б) может одновременно делать семь дел
в) может быстро сделать все дела.
2. Переключение внимание характеризуется:
а) осмысленным перемещением внимания с одного объекта на другой.
б) резким привлечением внимания ярким световым явлением.
в) узким, малоподвижным вниманием.
Задание № 5
Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?
Ученик музыкальной школы однажды утром слышал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была закончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал друзьям содержание прослушанной радиопередачи.
Задание № 6.
Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.
в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
Задание № 7
Проранжируйте действия, требующие распределения внимания,
в порядке нарастания степени трудности:
а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.
б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.
в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.
г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).
д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.
е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова.
ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.
Задание № 8.
Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.
а) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.
б) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».