Объемные требования
1. Наука как вид познания. Возникновение и развитие науки. Классификация наук.
2. Наука как феномен культуры. Роль и функции науки в обществе.
3. Философские и социологические проблемы науки в современном обществе. Наука и мировоззрение. Наука и искусство. Наука и нравственность (этика науки).
4. Свойства научного познания. Формы научного познания: научный факт, научная гипотеза, научная проблема, научная теория (привести примеры, раскрыть сущность).
5. Вопросы науки в современной отечественной и зарубежной литературе (привести примеры).
6. Методология научного познания. Научная теория. Прикладные и фундаментальные исследования.
7. Диалектический метод и системный подход – основа методологии науки.
8. Характеристикаэмпирических методов научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).
9. Характеристика теоретических методов научного познания (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, моделирование).
10. Сущность научно-методической компетентности. Структура, механизм формирования, пути совершенствования научно-методической компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование научно-методической компетентности.
11. Основные направления инновационного поиска и научно-методической деятельности специалиста в сфере физической культуры и спорта.
12. Цель и задачи научно-методической деятельности в учреждениях дошкольного и общего образования.
13. Цель и задачи научно-методической деятельности в учреждениях среднего профессионального и высшего образования.
14. Содержание научно-методической работы специалиста по физической культуре в учреждениях дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования.
15. Коллективные формы организации научно-методической деятельности в учреждениях общего образования (педагогический совет, методический совет, методическое объединение, конкурс профессионального мастерства, научно-методическая неделя, школа передового педагогического опыта, педагогические чтения, научно-практические конференции, кафедральные заседания).
16. Групповые формы организации научно-методической деятельности в образовательном учреждении (творческие лаборатории, практикумы, тренинги, проблемные семинары, временные творческие группы, педагогический клуб, педагогические мастерские, опытно-экспериментальная работа).
17. Индивидуальные формы организации научно-методической деятельности в образовательном учреждении (наставничество, стажировка, открытые уроки).
18. Коллективные формы организации научно-методической деятельности в учреждениях высшего профессионального образования (ученый совет, диссертационный совет, научно-методический совет, методическое объединение, цикловая комиссия, совет факультета, заседание кафедры, научно-практическая конференция, конкурс профессионального мастерства).
19. Основные виды и формы представления научных работ – выпускная квалификационная работа, научная статья, тезисы, магистерская, кандидатская и докторская диссертации, автореферат диссертации, монография, открытие, изобретение, рационализаторское предложение.
20. Основные виды и формы представления учебно-методических работ – реферат, доклад, курсовая работа, учебная программа, учебно-методический комплекс, учебник (электронный учебник), учебное пособие, методические указания и рекомендации, методическая разработка, педагогическая энциклопедия, педагогический словарь (глоссарий).
21. Методика организации и проведения научно-исследовательской работы.
22. Технология определения проблемной ситуации, выбора темы и обоснования актуальности исследования.
23. Технология определения методологических характеристик исследования.
24. Педагогическое наблюдение, его назначение, виды, преимущества и недостатки.
25. Методика и требования к проведению педагогических наблюдений.
26. Опрос как метод научного исследования, его виды (анкетирование, интервью, беседа).
27. Содержание и структура анкеты. Виды вопросов, используемые при анкетировании. Требования к формулированию ответов анкеты.
28. Контрольные испытания (тестирование) как метод исследования. Назначение двигательных тестов, требования к тестам.
29. Метод экспертной оценки как метод исследования (назначение и особенности применения).
30. Педагогический эксперимент как метод исследования. Виды педагогических экспериментов.
31. Методика организации и проведения педагогического эксперимента.
32. Теоретические методы научного исследования (методы получения ретроспективной информации, теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы), их краткая характеристика.
33. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы. Диахронический, комплексный, проблемный, системный, сравнительный, функциональный анализ.
34. Анализ научных текстов – концептуальный, аспектный, критический, контент-анализ.
35. Методы качественного анализа – классификация, интроспекция, педагогическая герменевтика, алгоритмизация, теоретическое моделирование.
36. Методы количественного анализа – методы определения меры связи между явлениями, методы определения различий между результатами исследований.
37. Современные информационные технологии в обеспечении научно-методической деятельности. Программно-методическое обеспечение и моделирование тренировочного процесса и соревновательной деятельности (общая характеристика).
38. Современные информационные технологии в обеспечении научно-методической деятельности. Система компьютерного видеоанализа движений – Castrol Performance Index, InStat Football, Dartfish, Hawk-Eye.
39. Современные информационные технологии в обеспечении научно-методической деятельности. Компьютерные диагностические программы и тестирование.
40. Информационные технологии в организации и проведении спортивных соревнований, мониторинге физического развития и состояния здоровья.
41. Интернет-технологии в процессе подготовки научно-исследовательских работ.
42. Автоматизированные системы обработки информации. Электронные таблицы в процессе оценки и обработки числовой информации.
43. Создание и редактирование графической информации. Построение и оформление таблиц, диаграмм и графиков. Технология подготовки мультимедийных презентаций.
44. Создание комплексных текстовых документов в процессе подготовки научно-исследовательских работ.
45. Композиция и стиль научного произведения. Научный стиль, его специфические особенности. Функциональные типы речи научного стиля: описание, рассуждение, повествование, доказательство.
46. Методы построения научного текста: индуктивный метод, дедуктивный метод, метод аналогии, метод контраста, ступенчатый метод, концентрический метод.
47. Технические требования к оформлению научно-исследовательских работ. Представление текстового материала – рубрикация текста, ссылки в тексте, цитаты. Язык и стиль научно-исследовательских работ.
48. Технические требования к оформлению научно-исследовательских работ. Представление текстового материала – сокращения, правила записи числительных, перечисления, даты, единицы измерения.
49. Представление табличного материала в научно-исследовательских работах. Построение и оформление таблиц. Построение диаграмм и графиков.
50. Правила оформления библиографического аппарата в научно-исследовательских работах.
Рекомендуемая литература (основная)
1. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. завед. / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2001. – 264с.
2. Кузин, Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 1998. – 304с.
3. Селуянов, В.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. ИФК / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков, И.П. Космина. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184с.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физической культуры / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 1978. – 223с.
2. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». – М., 2003.
3. Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления, порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 5-е изд., доп. / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000. – 224с.
4. Марьянович, А.Т. Эрратология, или как избежать наиболее неприятных ошибок при подготовке диссертации. 4-е изд., исправл. и доп. / А.Т. Марьянович. – М.: Вузовская книга, 2004. – 200с.
5. Гагин, Ю.А. Математический минимум и максимум в педагогических исследованиях: Методическое пособие для аспирантов и соискателей / Ю.А. Гагин. – Спб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, СпбАППО, Балтийская пед. академия, 2004. – 88с.
6. Яхонтов, Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / Е.Р. Яхонтов. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. – 151с.