Индивидуальные особенности памяти и факторы, обуславливающие ее продуктивность.




Индивидуальные особенности памяти:

1. Количественные характеристики:

· скорость запоминания (определяется количество повторений, требуемых для запоминания материала),

· прочность запоминания (продолжительность сохранения заученного материала или медленность его забывания),

· точность запоминания (соответствие воспроизводимого материала и материала запоминаемого),

· объем запоминания,

· длительность запоминания;

2. Качественные характеристики:

· доминирование той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной («чистые» виды памяти на практике практически не встречаются, чаще всего различные сочетания: двигательно-слуховая, зрительно-слуховая и др.; их разивитие связано с профессиональной деятельностью),

· уровень организации памяти,

· развитие мнемических способностей, мнемических действий (рациональных способов запоминания).

Различия связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности индивида (*) и с условиями его воспитания, жизни и деятельности.

Типы памяти по критерию большей продуктивности процессов памяти при оперировании с различными видами информации (образами, символами, понятиями, эмоциями):

· наглядно-образный тип,

· словесно-логический,

· эмоциональный.

На выраженность особенностей каждого типа влияют требования жизни и профессиональной деятельности индивида. В чистом виде практически не встречаются.

Факторы, обуславливающие продуктивность памяти:

· мнемические способности (системы функциональных, операционных, регулирующих механизмов различной степени развития);

· вид и характер деятельности человека;

· характер запоминаемого материала;

· личностные факторы (мотивации, установки, ценности, интересы, воля, эмоции, самооценка и т.д.);

· уровень понимания материала (мыслительной деятельности);

· (очень важно) установка субъекта (дольше будет помниться материал, установка на запоминание которого связана с пониманием значимости данной информации для дальнейшей профессиональной деятельности, чем тот, который запоминается только для сдачи экзамена или зачета);

· общее состояние человека (настроение, жизненный тонус, усталость и др.);

· эмоциональная окраска материала (эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, чем нейтральный);

· (при непроизвольном и произвольном запоминании) предметное содержание деятельности и такие ее структурные компоненты, как цели, мотивы, способы и т.д.

(*) Индивидуальные различия памяти обусловлены типом высшей нервной деятельности (ВНД). При сопоставлении показателей эффективности памяти с выразительностью основных трех безусловных свойств ВНД (сила, лабильность, уравновешенность) были установлены постепенные взаимосвязи. Люди с крепкой нервной системой имеют лучшие показатели памяти при работе в осложненных условиях, поскольку у них более выражена скорость образования условных рефлексов. Они обнаруживают преимущества в заучивании сложного материала с недостаточной логичность. У людей со слабой нервной системой существуют преимущества при запоминании логически связанной вербальной информации. Индивиды с лабильной нервной системой имеют большую производительность самопроизвольно запоминания, инертный - преимущества в произвольном запоминании. Более возбуждающим индивиды обнаруживают преимущества при запоминании вербального материала. Наглядный материал лучше запоминают лица с преобладанием торможения.

Конвергентное и дивергентное мышление (по Гилфорду). Понятие креативности, критерии и факторы развития креативности.

Первым, кто сделал креативное мышление предметом своего изучения был Джон Пол Гилфорд (1897-1987). Рассвет его деятельности пришелся на 40-50-е г.г.

Он считал, что креативное мышление присуще любому человеку на одном уровне, его просто необходимо развивать. Можно быть креативным дворником, хулиганом и т.п. Не только деятели искусства относятся к креативной сфере.

Ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления.

Конвергентное

Занимается решением задач, имеющих определенный, единственно верный ответ.

Именно его развивают в школе, за что Гилфорд школу и укорял.

 

Дивергентное

Работает с задачами, где нет единственно верного решения. Необходимо предлагать несколько вариантов решения.

Его Гилфорд и назвал творческим. Считал, что без хорошего конвергентного не будет хорошего дивергентного.

 

4 основные способности, которые обеспечивают работу дивергентного мышления:

 

1. Беглость мышления

2. Гибкость мышления

3. Оригинальность

4. Способность к дополнению и доработке ситуации

 

Беглость мышления:

Характеризуется широтой ассоциативного поля, в которой бегает мысль, в поисках того материала, который нужен ей для принятия решения.

 

Способ тестирования Гилфорда: придумывание синонимов к словам на время.

 

Гибкость мышление:

Характеризуется количеством существенных свойств изучаемого объекта, которое мысль способна в нем найти.

Очень значимая характеристика. Характеризует активность, живость, целенаправленную интенсивность мышления.

 

Оригинальность:

Способность находить нетривиальные решения.

Методики: представление каких-нибудь нереальных историй (например, как изменится мир, если 365 дней будет идти дождь).

 

Способность к доработке ситуации:

Очень часто нужно добавить к ситуации чего, что ей не хватает. В общем, умение из говна сделать конфетку.

 

Эти способность частично определены природой, но кроме хорошей генетики необходимо иметь хороших учителей.

 

Билет 15.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: