наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжёвывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях. Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия трудовой деятельности человека от орудийных действий животных. Укажите три отличия.
8. Учёные наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в колонию чаек проникал^ хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.
9. Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения вы разделяете? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.
10. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных я социальных факторов в развитии способностей человека?
11. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стёрты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чём проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте три утверждения.
Отец великого Моцарта был отличным скрипачом и органистом. К нему часто приходили друзья-музыканты, и в доме звучала музыка. Музыкой очень увлёкся сын и уже в раннем возрасте стал на путь' музыканта и композитора. Назовите фактор, повлиявший на развитие личности юного Моцарта. Укажите два других фактора, определяющих развитие личности.
Отечественный учёный-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребёнок-маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
14. В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация — это-«окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение. [
15. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, учёные сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50 % разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.
16. Объясните, что имел в виду Иоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.
17. Фирма организовала для своих сотрудников мероприятие. Коллективу было поручено разработать стратегию фирмы в условиях экономического кризиса и предполагаемой угрозы банкротства. Цель деятельности: предложить ряд конкретных антикризисных шагов: Часть сотрудников выступила в роли экспертов, часть — в качестве представителей СМИ, начальник отдела и его заместители попали в жюри, оценивающее результаты представленных проектов. Определите вид дея-
Решение познавательных задач
S
тельности, которым занимались сотрудники фирмы. Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
18. В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.
19. В течение 15 лет проводились исследования по выявлению отношения россиян к ценности свободы. Результаты представлены в приведённой ниже таблице. Какой вывод можно сделать на основе представленных данных? Приведите три обоснования.
Отношение россиян к ценности свободы (закрытый опрос, один вариант ответа в каждой из бинарных оппозиций), %
Вопрос№1 | 1993 г. | 2003 г. | 2009 г. |
Свобода человека реализуется в его политических правах и свободах. | |||
Свобода — это возможность быть самому себе хозяином. | 67.. | ||
Вопрос №2 | 1993 г. | 2003 г. | 2009 г. |
Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл. | |||
Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна. |
20. В 1996 г. в 40 странах мира было проведено исследование о распространённости занятий в свободное время. Было опрошено по 1000 человек в каждой стране. В России исследование проводилось Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) (сумма превышает 100%, так как респонденты могли давать несколько ответов).
США | Россия | Венгрия | |
Видыдосуга | Цифры даны в % от числа опрошенных | ||
Просмотр телепередач, видеозаписей | |||
Прослушивание музыки | ,84 | ||
Чтение | |||
Компьютерные игры | |||
Посещение концертов, театров, выставок | |||
Другие ответы |
Сформулируйте любые два вывода по результатам опроса. Приведите обоснование каадого сделанного вывода.
§ 4. Составление сложного плана по заданной теме
9 1. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Природа человека и его мышление».
t 2. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Потребности, интересы и способности человека».
*- 3. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Межличностные отношения и взаимодействия».
4. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Социализация личности».
г 5. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Мировоззрение и его формы».. v
я б. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Деятельность как способ существования людей».
% 7. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Трудовая деятельность».
* 8. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Игра и её роль в формировании и развитии человеческой личности».
Написание эссе
9. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Общение как форма межличностных взаимодействий».
10. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Свобода и ответственность».
§ 5. Написание эссе
1. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).
2. «Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с<человеком» (А де Септ-Экзюпери).
3. «Человек ответственен за то, что он есть» (Ж. -Я. Сартр).
4. «Цель творчества- самоотдача» (Б.Пастернак).
5. «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует» (И.Гёте).
6. «В своих бедствиях люди склонны вшдагь судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя» (Платон).
7. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский)..
8 «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквипскж).
9 «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертае совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни»/#. Соловьёв).
.10. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторовд в то времй как моё желание тянет вдругую, прямо противоположную» (Дж. Локк).
11. «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков» (Лао-Цзы). ■, \ ^.
12. «Зверь никоща не доходит до такого "страшного падения, до какого доходит человек» (#. Бердяев).
13. «-Щжд& растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний» (Ж-Ж. Руссо).