Английское Просвещение: особенности




Буржуазная революция предшествовала эпохе Просвещения. Буржуазная революция проходила под лозунгами религиозными и у Англичан религиозность сохранилась. Это связано со спецификой пурританства. В целом, английское Просвещение умереннее.

Главный жанр - просветительский роман как форма позитивного отражения действительности. Французский роман конца века показывает отрицительное влияние среды на героя. Роман как образ жизни преврсходит социальные и философские идеи. В цен ре - не гражданин, как у французов, а частный человек.

3 периода английского просвещения:

1. Ранний (до 30 гг) - Дефо, Свифт

2. Зрелое (40-50 гг) - Ричардсон, Филвелг

3. Период самкритики Просвещения (60-70 гг) - Голдсмит. Связан с появлением сентиментализма, который одушевляет культ разума, не отрицая его.

 

Даниэль Дефо (1660-1731)

Сын лондонского торговца. Получил разностороннее образование, был очень предприимчивым. "Робинзон Крузо" - первы его роман. До этого занимался публицистикой. Испытал политические гонения, обогащался и прогорал.

Своеобразие стиля Дефо. Любой вымысел в английской литературе тогда преследовался пуританством. Эти требования заставляли писателей идти на обман, который способствовал развитию реализма. Отсюда убедительность поведения героев. Психологически он не углубляется, дает все через детали. У него простой слог "домашний". Умение смотреть на жизнь исторически. Поэтому его называют "дедушкой современного европейского романа". Историзм у него стихийный: от переплетает плутовской роман с социально-психологическим. Это связано с ролью материального начала: он сам торговец и героев своих делает прагматиками. Отсюда романтика сводится на нет.

В 1722 году Дефо написал 3 книги, каждая из которых положила начало традиции. "Дневник чумного города" - Дефо описывает чуму в Лондоне за несколько десятков лет до своего рождения, словно выдел ее своими глазами. "Мемуары кавалера" - личные приключения.

"Мольф Лендерс" (1722 г), "Леди Роксана" (1724 г) - традиции психологического романа. Мольф Лендерс - жертва обстоятельств, она сама себя судит. Сама она ворова и куртизанка. Дефо показывает влияние среды и способность себя осуждать по религиозным канонам. Леди Роксана - тип демонической женщины. Она вышла из низов, сознательно ради блага переступает нормы морали, доходит до верха и становится Леди. Прошлое ее нагоняет, появляется ее взрослая дочь - угроза раскрытия темного прошлого. Служанка с молчаливого попустительства Роксаны расправляется с дочерью. Рокана импытывает мучения.

"Полковник Джек" (1722 г). В этом романе Дефо впервые указывает свое авторство "автор Робинзона Крузо". Полковник - детское прозвище. Впервые в мировой литературе подробное описание тяжелого детства, которое формирует характер. Роман не только о детстве - где только герой ни побывал герой участвует в политических гражданских войнах в Европе, оказывается в Америке в качестве раба. Хозяин его освобождает, тот становится купцом. Изображается 4 буржуазных брака героя. Й

Герои романов Дефо являются художественным центром (моноцентризм). Рассказ ведется от 3 лица. Показаны стадии жизни. Внимание к материальному, материальный план дает особый художественный план, обновляет отношение к вещи. Психологические коллизии: переход из 1 состояние в другое, большую роль играет память, герой самоопределяется путем рефлексии. Получается 2 синхронные реальности: настоящая и реальность сознания.

"Робинзон Крузо" (1719 г)

Перед нами человек-миф. Сама яркая ситуация уже дает сюжету законченность мифа. Борьба за жизнь определяет грань: жизнь или смерть, которая придает остроту, обновляет отношения героя с миром. Идет организация всех уровней жизни в необычных обстоятельствах. Обычное изображается ак необычное, отстранение обычных дел. Повествовательное время не совпадает с 28 годами: на простые действия невероятно много усилий, а сам текст символизирует результат.

В сюжет включен дневник Робинзона. Он отличается от общего повествования. Дефо делает это для того, чтобы перевести все события в текст. Для пуританства все события - это знаки. Вводятся простые вещи, которые в обычное жизни мы не замечаем, приобретают особый смысл - они устанавливают жизнь. Дефо показывается простые отношения между человеком и вещами. Мы заново, вблизи подходим к простым вещам. В контексте Просвещения это прославление труда для себя, в личной деятельности.

Сюжет опирается на реальную историю шотландца Селькирка - он пробыл на острове 4 года. Дефо перенес остров, сменил имя героя и отодвинул действие на 50 лет назад.

Сильное влияние на Дефо пуританской аллегорической литературы, в особенности "Путь паломника". В духе пуританских идеалов Робинзон в первое время проживает перевоспитание. Все события он воспринимает как божественную волю: кару за события ДО острова. До острова и на острове - 2 части: жизнь греховная и перевоспитание.

В "Робинзоне" отражаются социальные, эпохальные черты. Но за этим скрывается общечеловеческое. Робинзон относится к миру и природе как буржуа: дается опись, осваивает пространство. С другой стороны, в Робинзоне воплощение творчества человека: с нуля придумывает устройство быта. Совершенна его сосредоточенность духовных и физических сил это связано с обострением переживаний в условиях борьбы между жизнью и смертью. Каждое мгновение насыщенно смыслом.

Психология дана очень емко. Герой самоопределяется с опорой на религию, во всех ситуациях сохраняет душевное равновесие. Реальность вокруг Робинзона не только бытовая, но и образ, что связано с традициями аллегорической литературы. Неслучайно в сюжете возникают разные формы текста: зарубки на столбе, ведение дневника, молитвы Робинзона.

Робинзон - не природный человек, начавший жизнь заново. Он восстанавливает условия для продолжения прошлой своей жизни. При этом его жизнь показывает этапы эволюции общества.

Перекликается в тексте ряд мотивов: мальчик Ксури, которого он продал в рабство и Пятница. В отношениях с Пятницей явно рабовладельческое: цивилизованный человек и дикарь. Но в Пятнице автор показывает привлекательное: он бодр, весел. Обучая его, Робинзон обучается сам. Робинзону свойственная серьезность, Пятница наивен: это вносит оттенок отношений отец-сын.

Роман не заканчивается возвращением Робинзона с острова. После освобождения он забирает свое состояние, начинает путешествовать. Здесь намечается значительная сюжетная часть "после острова". Изначально было 3 части романа, но сохранилась только первая.

"Робинзон" оказал большое влияние на литературу. Появилась мифологизация судьбы Робинзона. Появились идеи ухода человека от реальности к природе. Сам Дефо этих идей не вносил так, в третьей части Дефо писал, что одиночество и остров не составляют условий для формирования Робинзона и ему подобных, ибо человек бывает одинок в гуще людской. Остров становится метафорой автономии жизни, которая не подчинена внешнему давлению. Эта метафора, что внутри себя жизнь человека может быть островом, архитипична для просвещения. Маркс корректировал, что человек не остров, а полуостров: человек не может быть полностью свободен от общества.

 

Джонатан Свифт (1667-1745)

Прежде всего сатирик. Многое его связывает с Рабле. Родился в бедной английской семье в Ирландии, получил богословское образование, церковный сан, которым он тяготился. Был гордым и честолюбивым. Жил 10 лет в качестве секретаря вельможи. Учился плохо и получил диплом по милости. Занимался самообразованием в доме этого вельможи. После смерти вельможи вступил в конфликт с политикой и уехал в Ирландию священником.

Склад его характера и стал основой его литературной гениальности: его странность отражается в поэтике письма, происходит слияние его характера и поэтики.

Запутанная личная жизнь: тайный брак с Эстер Джонс длился 30 лет. "Дневник для Стеллы" - произведение, посвященное ей. У Свифта была брезгливость ко всему физическому, поэтому их отношения были духовными. Умерла Джонс при странных обстоятельствах, предположительно она узнала о новой возлюбленной Свифта.

Последние годы у Свифта психическая болезнь. Оценивалось это как наказание.

Начало литературной деятельности. "Сказка Бочки" 1704 год. В основе названия фразеологизм "нести чушь", другой подтекст обыгрывает Свифт в произведении: киту чтобы отвлечь его от корабля бросали бочку. В образе бочки предствает притча о трех кафтанах, за которой 3 религии. Кафтаны получили братья Петр (христианство), Джек (пуританство), Мартин без права их переделывать. 7 лет они жили спокойно, потом начали переделывать кафтаны, чтобы понравиться дамам. Инициатор передела Петр. Затем он изгоняет жен братьев, запирает отцовский наказ (запрет католичества читать библию мирянам).

Братья выкрали наказ. Сходство Петра и Джека в корыстолюбии. А Мартин более аккуратен и привлекателен, его религии следовал сам Свифт. Братья стараются следовать завещанию отца, это показано в сатирической форме.

Помимо повествования о братьях, в Свифт вводит маску повествователя-повокатора, он вводит скрытую насмешку. Свифт фиксирует полифонию мнений и критики, для этих критиков и создана отвлекающая бочка - рассказ о братьях. Вторая линия повествования - об английской жизни. В этих двух частях видно внутреннее сходство. Английская жизнь показана в образе бедлама, населенного сумасшедшими. Свифт в свою сатиру вводит много физиологически отвратительных подробностей.

После Свифт написал еще много памфлетов. В силу склада своего ума он не мог молчать. В связи с этим он написал памфлет "Письма суконщика". Они оказали большое влияние на денежную реформу. Появляется опять маска рассказчика - наивного ремесленника.

"Путешествие Гулливера" 1726 год

Использует популярный жанр путешествия. Многие мотивы "Серано Доброжерака" встречаем здесь, особенно в 3 части.

Категория времени важна для путешествия, 16 лет длилось путешествие. Но здесь время становится не очень важно. Роман состоит из 4 частей:

1. Путешествие в Лилипутию

2. Путешествие в Брондингнег

3. Путешествие в Лапуту, Барнибарби, Лаггнег, Лабдабдрип и Японию

4. Путешествие в страну Гуигынгымов

Общефилософская идея романа: мир не узнает человека, мир признает человека за что-то другое, человек подыгрывает, все время нарушая правила игры. Нарушение критериев обычного мира по существу та или иная мера нарушения чудовищности мира. Гулливер это не замечает, в отличие от автора.

Путешествие в Лилипутию - политическая сатира на Англию. Император называет себя угрозой вселенной, должность получают за прыжки на канате, в стране 2 партии (высоко- и низкокаблучники), а наследник престола носит 1 высокий, 1 низкий каблук - открытые намеки на Англию. Также есть остроконечники и тупоконечники (намек не Францию).

Принцип фантастики, который используется в этой и следующей части, связанный с изменением размера 1 к 12. Вся остальная жизнь показана реально. Царство лилипутов кукольное, в связи с этим в них не проявлено человеческое начало. Принцип суммы: лилипуты - это количество, составляющее царство. В связи с этим экспозиция: свободный человек, личность, связан лилипутами.

Скрытая сатира направлена на Гулливера, который серьезно принимает мир лилипутов, их игры и даже получает кукольное имя и игровые обязанности, титул. По двум первым частям это произведение и стало произведением для детей. Лилипуты составляют опись вещей в кармане Гулливера: для детей это преображение кукольного в настоящее, а для взрослых - настоящего в кукольное. За зрелищем быта и нравов лилипутов, выясняется, что они во сем подобны нам. Принцип кривого зеркала составляет основу сатиры. Читатель видит мир как другой мир. Гулливер смеется над ним, а читатель в этом видит себя. А Гулливер не видит свое в чужом, поэтому сам становится предметом сатиры. Среди лилипутов он кажется сам себе чудом. Свифт обыгрывает 2 точки зрения: точку зрения Гулливера (мнимо нашу) и взгляд мира на Гулливера. Гулливер лишается статуса обычного человека, когда на него смотрит другой мир. Появляется 2 точки зрения: один сатирически зеркален другому. Пытаясь войти в них, гулливер становится смешным.

Путешествие в Бронгегнеп. Свифт показывает, что многие ценности меняют свою природу с изменением размеров. Например, великанши вблизи некрасивы. Через образы великанов прослеживается связь Свифта с Рабле "Гаргантюа и "Пантагрюэль". Но у Рабле размер - выражение силы, а у Свифта нет.

Гулливер попадает в стихию вещества, выживая в мире великанов - внешне. С другой стороны, это 2 года комнатных приключений: он как домашнее насекомое, не ведет игры цивилизованных людей. Этим он пытается доказать что он такой же человек, как они. Другой аспект: проявляя героизм в бытовых условиях порождает момент трагикомичности. В глазах великанов очень смешна его борьба с миром. Также мы сопереживаем и Гулливеру.

Другой план произведения - внутренние переживания. Низкие материи показаны как составляющая человеческой жизни. Свифт показывает, что спокойствие жизни человека является лишь игрой и оболочкой, на самом деле за этим скрываются личные низкие мотивы.

Лилипутия показана как мир безумия, мир великанов - человечности, разума. В разговоре об Англии во второй части Гулливер сам предстает как лилипут, связывая первую и вторую части. У великанов - патриархальный уклад.

Тема политики уступает место общефилософской теме отношения человека с миром. И здесь великаны предстают архаичными, а Гулливер - жертвой своей малости.

Особые отношения в системе перекличек частей романа: парное соответствие 1 и 2 главы, пара 3 и 4 часть по принципу противопоставления. В этой парности возникают повторы. 3 часть - высший уровень мотивов первой части. В 4 части обращение к темам физиологии, но в другой степени, философской. Роль Гулливера в этих частях различна.

Третья часть. Здесь углубляется политическая сатира. Все названия государств - шифры с намеком на современность. На острове живут ученые, которые не воспринимают жизнь, а погружены с созерцание. Рядом с ними хлопальщики, которые ими руководят. Ученые живут по науке: дома, пища, это нелепо. Лапутеане обнаружили второй спутник земли. Под островом академия прожектеров - это область инноваций (внедрение науки в жизнь). Они вводят всеобщее благосостояние населения. Здесь Свифт направляет критику к науке. Он сводит счеты с перспективными упованиями, впервые создавая антиутопию на науке. Показывает науку как орудие смерти, абсурда, наука против жизни. Наука создает симулят, подмены.

Римскую империю, а современная цивилизация им оценивается негативна.

3 часть показана как калейдоскоп государств. Он должен показать их внутреннее тайное сходство. Особенно пессимистично раскрывается тема бессмертия. В этой части возникает отрицательная оценка человеческой истории. Бессмертие связано со Струльбургами - среди них периодически появляются бессмертные. Сама их жизнь как наказание: до 8 они еще числятся гражданами, после они тени. Через низ Свифт показывает отвратительность старости. В них собраны все недостатки старости. Причина зол не смерть, а наоборот бессмертие. Без смерти все проявления человеческой деятельности бессмысленны.

Четвертая часть. Это государство разумных и добродетельных лошадей. Их быт изображается с точки зрения Гулливера как совершенство. Здесь же подвох: общественный строй их жизни показывает английское коневодство без человека. Произошли эти лошади от англичан: они попали на остров и одичали. Гулливера оскорбляет анатомическое сходство с этими существами.

Все путешествие привело к отрыву Гулливера от реальной жизни. В финале он проводит свою жизнь на конюшне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: