Лабораторная работа № 1
Цель: научиться грамотно использовать возможности Интернет для изучения различного рода предметных областей.
Задание: произвести поиск информации в различных поисковых системах (на своё усмотрение с устным обоснованием своего выбора) для написания реферата по заданной теме.
1. Общие вопросы по информационно-поисковым системам (на основе материалов источника 1)
Информационно-поисковые системы размещаются в Интернете на общедоступных серверах. Основой поисковых систем являются так называемые поисковые машины. Специальные программы-роботы (известные также как «пауки») в автоматическом режиме периодически обследуют сеть Интернет на основе определенных алгоритмов, проводя индексацию найденных документов. Созданные индексные базы данных используются поисковыми машинами для предоставления пользователю доступа к размещенной на узлах Сети информации. Пользователь в рамках соответствующего интерфейса формулирует запрос, который обрабатывается системой, после чего в окно браузера выдаются результаты обработки запроса. Механизмы обработки запросов постоянно совершенствуются, и современные поисковые системы не просто перебирают огромное число документов. Поиск ведется на основе оригинальных и весьма сложных алгоритмов, а его результаты анализируются и сортируются таким образом, чтобы представленная пользователю информация в наибольшей степени соответствовала его ожиданиям.
Поисковые система, несмотря на общие принципы работы, имеют свои особенности и механизмы осуществления поиска. Исследования возможностей поисковых машин, что реальная полнота охвата ресурсов Всемирной паутины отдельной такой системой не превышает 30%. Поэтому не стоит ограничиваться использованием какой-либо одной из них. Если вам не удалось отыскать интересующую вас информацию с помощью одной системы, попробуйте воспользоваться другой.
Каждая поисковая система имеет свои особенности, и качество полученного результата зависит от предмета поиска и точности формулировки запроса. Поэтому, приступая к поиску информации, прежде всего, нужно четко представлять себе, что именно и где вы хотите найти. Например, зарубежные системы поражают числом проиндексированных документов. Для поиска в области профессиональных знаний, особенно информации на иностранном языке, такие системы, как Alta Vista и HotBotподходят наилучшим образом.
Однако, для поиска информации на русском языке, особенно в российской части Интернета, лучше приспособлены русские поисковые машины. Во-первых, они специально ориентированы именно на русскоязычные ресурсы Интернет и, как правило, отличаются большей полнотой охвата и глубиной исследования этих ресурсов. Во-вторых, российские системы работают с учетом морфологии русского языка, то есть в поиске учитываются все словоформы искомых слов. Российские системы лучше учитывают и такую исторически сложившуюся особенность российских Интернет-ресурсов, как сосуществование нескольких кодировок кириллицы. Наилучшие результаты поиска на русском показывает поисковая система Yandex (Яндекс).
Интерфейс всех поисковых систем построен примерно одинаково. Пользователю предлагается ввести запрос в специальное поле, а затем инициировать поиск щелчком на кнопке «Найти». Система выполняет поиск и выдает результаты в окно браузера. Кроме того, многими поисковыми системами пользователю предоставляется возможность задать дополнительные критерии поиска. Например, можно искать только в определенной тематической категории или только на определенных серверах.
Успех поиска в значительной степени зависит от формулировки запроса. Вот несколько наиболее общих принципов составления запросов, применимых для большинства поисковых систем.
– в запрос следует включать несколько слов, определяющих предмет поиска. Попробуйте задать человеку вопрос, состоящий из одного слова, и получить на него вразумительный ответ.
– результат поиска будет намного лучше, если запрос состоит из нескольких связанных друг с другом слов. Старайтесь сформулировать вопрос как можно точнее. Например, запрос «сорта светлого пива» даст более определенный результат, чем «слабоалкогольные напитки».
– используйте синонимы. Если полученный список результатов содержит слишком мало полезных документов, попробуйте заменить искомое слово синонимом. Например, вместо слова «видеоконтроллер» можно попробовать «графический адаптер». Попытайтесь также использовать в запросе оба синонима.
– проверяйте орфографию. Если система не нашла ни одного документа, содержащего заданное слово, то стоит проверить правильность его написания. Например, если по запросу «дрессировка ротвейлеров и бультерьеров» были найдены только сведения по дрессировке ротвейлеров, скорее всего, вы просто допустили ошибку в слове «бультерьеров».
Следует также учитывать особенности интерфейса той поисковой системы, с которой вы работаете. Например, некоторые системы ограничивают поиск, если слово было набрано с прописной буквы. То есть, если в запросе набрано мерседес, то будут найдены документы, содержащие слова «мерседес» «Мерседес» и «МЕРСЕДЕС». А по запросу Мерседес будут найдены только те документы, где это слово написано с прописной буквы. В каждой поисковой системе имеется раздел Справка или Help, где можно ознакомиться с особенностями интерфейса этой системы.
Поиск информации в Интернете – второй по популярности после электронной почты вид сервиса в сети Интернет и важная процедура для любых категорий людей, использующих информационные технологии. С этой целью, как правило, применяют программы-браузеры (Internet Explorer, Opera, Mozilla и др.) и различные поисковые машины. В настоящей работе в качестве браузера используется. Наиболее известные и популярные системы для поиска информации:
– Яndex (https://www.yandex.ru);
– Rambler (https://www.rambler.ru);
– Google (https://www.google.com);
– Аппорт (https://aport.ru);
– Yahoo (https://www.yahoo.com);
– Alta Vista (https://www.altavista.com).
2. Реферат: понятие, правила написания, требования, критерии оценивания
Понятие
Реферат – первая ступень на пути освоения навыков проведения научно-исследовательской работы. Он представляет собой научно-исследовательскую работу теоретического характера, содержащую анализ, сравнение и обобщение данных, полученных другими исследователями по выбранной теме. Важно, что в процессе написания реферата, формируется собственный взгляд на проблему [2].
Содержание работы над рефератом в обязательном порядке должно^
– раскрывать обоснование избранной темы;
– опираться на знание актуального состояния рассматриваемого вопроса и в то же время содержать уже известные и подтвержденные факты и результаты;
– в полной мере отражать ссылки на работы (исследования) ученых, изучавших данный вопрос, и цитируемые литературные источники;
– предоставлять материалы, подтверждающие практическое или научное значение исследуемого вопроса [5].
Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида:
– реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения;
– реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.
В продуктивных рефератах выделяют:
– реферат-доклад наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер;
– реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу [4].
Стилистика реферата
Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком. Приведем несколько примеров:
– типологизированные речевые обороты: «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п.;
– слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише (неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты) [5].
Компонентами реферата являются:
– титульный лист;
– план-оглавление;
– вступление (введение);
– основная часть (обычно несколько пунктов-параграфов);
– заключение;
– список использованной литературы.
Титульный лист оформляется стандартным образом с указанием названия (темы) реферата, имени, фамилии и отчества научного руководителя проекта и автора работы, а также его принадлежности к тому или иному учебному учреждению.
План-оглавление должно в последовательной степени содержать наименования пунктов (частей) реферата с их точной постраничной нумерацией.
Вступительная часть (введение) должна раскрывать суть изучаемого вопроса, детальное обоснование подбора тематики работы, в ней указываться актуальность проблемы, тема, цель и задачи с предоставлением анализа использованных литературных источников.
Основная часть – наиболее важная составляющая реферата, отражающая его главную суть. Она содержит разделы, в которых доказательно и подробно рассматривается отдельно взятая проблема либо одна из ее сторон, приводятся все теоретические рассуждения, умозаключения самого автора работы, исследования по рассматриваемой проблеме.
Заключительная часть реферата отражает обобщенные выводы, в ней подводятся результаты проделанной работы и даются рекомендации.
Список литературы является перечнем использованных литературных и научных работ (книг, текстов, журналов, монографий), на которые по тексту должны быть обязательно ссылки [5].