В настоящее время одной их самых главных тем в образовании является тема проектов. С проектами мы сталкиваемся во многих областях деятельности – в экономике, культуре, спорте и других. В настоящее время термин «проект» актуален и в образовании, возможно в первую очередь.
Проектом сегодня принято называть практически любую работу учащихся – рефераты, доклады, сообщения и другое. Но ни в одном из приведенных примеров работ, студент не задумывается над решением проблемы, не определяет способы ее решения, поскольку результат его работы зависит от используемых источников и не предполагает высокую степень творчества. Такой метод тоже оправдан, поскольку учит выделять главное из текста, систематизировать материал и прочее.
В системе образования нет до сих пор единого подход к определению, что же такое проект?
Но принципиальное отличие метода проектов очевидно - методов решения проблемы должно быть много, и выбор одного их из них должен быть сделан продуманно и обоснованно.
История метода проектов прослеживается до рубежа 19-20 веков.
В нашей стране к этому методу прибегали в 20-е годы, когда отменили школьные предметы, а учащиеся разрабатывали проекты «Осень», «Труд крестьянина», «Великая октябрьская социалистическая революция» и другие.
Но на практике получилось, что резко упал уровень знаний, в том числе, даже, у поступающих в высшие учебные заведения.
Неудовлетворительный результат, как считают современные исследователи, получился вследствие:
отсутствия подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами,
слабой разработанности методики проектной деятельности,
гипертрофии "метода проектов" в ущерб другим методам обучения,
сочетания "метода проектов" с педагогически неграмотно сформулированной идеей «комплексных программ»,
отмены оценок и аттестатов, с заменой индивидуальных зачетов, существовавших прежде, коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
В современном информационном обществе метод проектов при грамотном его использовании становится основой образовательного процесса.
В настоящее время проектная и исследовательская деятельность студентов - это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений его модернизации.
Современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:
· умение работать в команде;
· умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
· умение выполнять исследовательскую работу;
· гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
· развитые коммуникационные навыки.
Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития студентов в данном направлении является метод проектов, разработанный в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи.
Несмотря на то, что этот метод накрепко вошел в образовательный процесс, как мне кажется, нет единого подхода к пониманию и определению проектной деятельности.
Ученые определяют метод проектов как «систему обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов».
Сегодня метод проектов является неотъемлемой частью учебного процесса. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Преподавателю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.
Очень важным моментом является составление плана, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. План – это скелет текста.
Основными элементами проектирования являются:
- определение цели и задач проекта,
- определение собственно, проблемы
- постановка гипотезы, выбор способа ее решения,
- определение ресурсов,
- составление плана действий,
- изучение проблемы, поиск путей ее решения,
- подведение итогов,
- оценка полученных результатов.
Проект характеризуется, прежде всего, наличием проблемы, которая должна быть в идеале, не предложена преподавателем, а должна быть актуальной для студентов, интересной им, соответствовать уровню их подготовки и мотивировать авторов на поиски решения.
Проблема (от греч. problema - преграда, трудность, задача) – это «возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес». «Проблема – осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно, «знание о незнании»».
Например «Рациональное использование воды», «Энергосберегающие технологии» и др.
Также важным этапом, от которого зависит результат, является постановка цели проектирования. Цель должна быть «конкретна, измерима, достижима, ориентирована на результат, соотносима с конкретным сроком».
Работа над проектом должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);
Итак, черты проекта:
- всегда имеет цель;
- реалистичность;
- ограниченность во времени и пространстве;
- уникальность;
- инновационность;
- проекты реализуются поэтапно;
- проекты должны подвергаться оценке.
По типам проекты различаются по основным сферам деятельности, в которых они осуществляются:
- исследовательские,
- коммерческие,
- по информационным системам,
- управленческие, строительные и другие,
Вид проекта устанавливается по характеру предметной области проекта: научно-исследовательский (получение научных результатов), инвестиционный (создание или реновация основного капитала, требующие вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других новшеств, обеспечивающих развитие систем).
«Гипотеза является необходимой формой развития научных знаний, без которой невозможен переход к новому знанию».
Эффективная презентация и представление проектов, является одним из главных профессиональных навыков. Этим навыкам можно и нужно обучаться.
Во время оформления результатов исследования в виде презентаций и их обсуждения обращается внимание на способы доказательств, на оформление результатов, на выдвижение новых проблем исследования и т.п.
Проект является основой актуального сегодня дистанционного обучения, поскольку усиливает активную роль учащегося. Сейчас главным в образовательном процессе является не усвоение информации, а «деятельность, направленная на получение самостоятельного продукта путем поиска и обработки информации».
В основе данного подхода должна быть технология метода проектов, так как она помогает:
- передавать студентам не только сумму знаний, но и учит их приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач;
- приобретать коммуникативные навыки и умения, т.е. работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли;
- учиться пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Для профессионального образования важнейшим аспектом является участие студентов в практико-ориентированной деятельности, чему способствует ежегодное проведение конкурсов, в рамках движения WorldSkills, благодаря которому метод проектов прочно вошел в образование. Чемпионат WorldSkills проводится теперь ежегодно, и задействуется в нем все больше студенческой молодежи.
При этом к общим критериям эффективности практико-ориентированного обучения инновационной деятельности относится формирование профессионально-значимых качеств студентов, степень их вовлеченности в практико-ориентированную деятельность.
Если мы хотим, чтобы новое поколение действовало осознанно и отвечало за свои поступки, было активно и сознательно, инициативно и ответственно, не боялось трудностей, могло эффективно решать поставленные задачи, находить ресурсы для их решения, мы должны включать проектирование в учебный процесс, как необходимый компонент учебной деятельности.