Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся компетенций в области научно-методического сопровождения проектирования и реализации программ индивидуального развития, ориентированных на детей различных категорий.
Задачи освоения дисциплины:
1. Сформировать представления о научно-методических основах проектирования и реализации программ индивидуального развития детей различных категорий.
2. Сформировать представления о требованиях образовательной практики и ФГОС к методическому обеспечению индивидуализации обучения и развития.
3. Сформировать умения проектировать программ индивидуального развития детей различных категорий, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде.
4. Ознакомить с технологиями организации взаимодействия субъектов образования в интересах развития детей.
3. Место дисциплины в структуре программы магистратуры: дисциплина входит в модуль 4 «Психология образования», является Б.1.В. дисциплиной модуля и изучается в 2 семестре.
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Трудовая функция 3.1.3.Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
Трудовая функция 3.1.2. Воспитательная деятельность.
Трудовое действие: Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
профессиональные компетенции:
- способностью с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПК-22).
Знать:возрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, систему требований ФГОС к условиям обучения и воспитания обучающихся;
требования к содержанию, технологии проектирования и реализация программ индивидуального развития, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка; психологические и педагогические основания разработки образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка.
Уметь: соотносить возрастные и индивидуальные особенности детей и систему требований ФГОС к условиям обучения и воспитания обучающихся; отбирать содержание, проектировать и реализовывать программы индивидуального развития, направленные на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка; разрабатывать образовательные задачи, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка.
Владеть (навыками и/или опытом деятельности): опытом проектирования и реализации программ индивидуального развития, направленные на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка на основе учета их возрастных и индивидуальных особенностей; навыками разработки образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка.
Трудовая функция 3.1.3. Развивающая деятельность.
Трудовое действие: Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
профессиональные компетенции:
- способностью разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПК-26).
Знать: возрастные и индивидуальные особенности обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями; технологию разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде; технологии психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовании; научные основы организации и содержания коррекционно-развивающей работа с различными категориями обучающихся.
Уметь: разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программ, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде;
использовать технологии психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовании; вести коррекционно-развивающую работу с различными категориями обучающихся.
Владеть навыками (опытом деятельности): опытом разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ, направленных на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде; технологиями психолого-педагогического сопровождение развития личности в образовании; опытом организации ведения коррекционно-развивающей работы с различными категориями обучающихся.
Трудовая функция Общепедагогическая функция. Обучение
Трудовое действие: Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
профессиональные компетенции:
Способен определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПК-10)
Знать: научные основы профессионального самоопределения и методы профессиональной ориентации подростков;
теорию и техники консультирования обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе;
требования к оформлению и ведению документации педагога-психолога по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению подростков
Уметь:использовать методы профориентации и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков;
вести консультативную работу с обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе; вести документацию педагога-психолога по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению подростков методами профориентации и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков;
Владеть (навыками и/или опытом деятельности): опытом консультативной работы с обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения;
опытом оформления и ведения документации педагога-психолога по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению подростков