Общение как социально- психологическое явление.
План
1. Понятие общения в социальной психологии.
2. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.
3. Функции общения (прагматическая, формирующая, подтверждение, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная).
4. Типы межличностного общения (императивное, манипулятивное, диалогическое).
Задания:
1. Определить особенности общения, при помощи комплекса методик проведя самотестирование.
2. Собрав данные, составить характеристику, в которой постараться проанализировать особенности проблемы общения и внести практические рекомендации по оптимизации общения.
Диагностические материалы:
1. Тест "Общительный ли Вы человек?"
2. Личностный опросник Айзенка.
3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко.
4. Методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1998.
2. Злобина П. Г. Общение как фактор развития личности. - Киев, 1981.
3. Леонтьев. А. А. Психология общения. - М., 1994.
4. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой. - М., 1987.
5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
Особенности человеческой коммуникации.
План.
1. Создание общего информационного поля.
2. Каналы передачи информации.
3. Практические проблемы оптимизации общения (обратная связь, коммуникативные барьеры, эффективное слушание).
4. Целенаправленное коммуникативное воздействие. Проблемы и тонкости педагогического воздействия.
Задания для студентов:
1. Ознакомиться с диагностическими методами, направленными на оценку коммуникабельности.
2. Провести самотестирование.
3. Дать когнитивный анализ полученных результатов и внести рекомендации по развитию навыков общения.
Практическая работа:
1. Тест «Общительный ли вы человек?»
2. Тест, «Какой вы собеседник?»
3. Тест для самоанализа коммуникативных качеств.
Вопросы для обсуждения:
1. Каково содержание понятия «коммуникативная деятельность общения»?
2. Каким образом реализуется социальная представленность в коммуникативной деятельности?
3. Каким образом реализуется индивидуально- личностная представленность в коммуникативной деятельности?
4. Какие факторы влияют на успешность или неуспешность приёма и передачи словесной или несловесной информации?
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001.
3. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.,1997
4. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1996.
5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 1995.
6. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М., 1998.
7. Шевандрин Н.И. Социальная психология. - М., 1995.
8. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1990.
Перцептивная сторона общения.
План.
1. Понятие социальной перцепции.
2. Казуальная атрибуция как перцептивный механизм.
3. Особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок.
4. Механизмы социального познания (стереотипизация, эмпатия, идентификация и т.д.).
5. Самоподача и проблема открытости.
Практическая работа:
· Цель: приобрести навыки анализа перцептивной стороны общения посредством проективного материала.
· Выполнить два рисунка: «Я такой, как есть» и «Я такой, каким хочу быть». Рисунки не подписываются, техническая сторона изображения не важна. Рисунки перемешиваются, затем произвольно берутся и демонстрируются. Все участники группы по очереди рассказывают, что они видят на рисунке, но не формально описывая его, а передавая свои ощущения от рисунка, например, каким, рисовавший видит себя, что хотел бы изменить в себе. Автор рисунка себя не обнаруживает, даёт возможность его определить.
Затем автор рассказывает, что он хотел выразить этим рисунком, отмечает
понравившиеся ему высказывания о рисунке, близкие его собственным ощущениям.
· Обсуждение:
- Какие отзывы о рисунках понравились, а какие - нет?
- Что показалось интересным или необычным в дополнениях к рисункам?
- Какие стороны авторов раскрываются в их дополнениях к рисункам?
Конспектирование:
1. Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверия // В.п. – 2006.- № 6.-С. 85.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.
2. Арронсон Элиот Общественное животное. Введение в социальную психологию. –
М., 1998.
3. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001.
4. Майерс Дэвид Социальная психология. - М., 1996.
5. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.,1997
6. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1996
Интерактивная сторона общения.
План.
1. Феноменология мотивации.
2. Подходы и модели описания мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу.
3. Мотивы социального поведения человека.
4. Стимуляция мотиваций.
5.Теории межличностного взаимодействия (символический интеракционизм, теория обмена, теория управления впечатлениями и т.д.).
Вопросы для обсуждения:
1. Укажите, в чём различие между сознательной и бессознательной мотивацией?
2. Опишите роли потребностей и стимулов в возникновении мотивации.
3. Объясните взаимоотношение между иерархической моделью Маслоу и человеческой мотивацией.
4. Укажите различия между внутренней и внешней мотивацией и опишите существующую между ними связь.
Конспектирование:
1. Кожухарь Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // В.п. - 2007. - №2. - С.15.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001.
3. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.,1997
4. Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов - на - Дону, 2005.
5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
6. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1996