Раздел 2. Психология социального взаимодействия.




Общение как социально- психологическое явление.

План

1. Понятие общения в социальной психологии.

2. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

3. Функции общения (прагматическая, формирующая, подтверждение, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная).

4. Типы межличностного общения (императивное, манипулятивное, диалогическое).

Задания:

1. Определить особенности общения, при помощи комплекса методик проведя самотестирование.

2. Собрав данные, составить характеристику, в которой постараться проанализировать особенности проблемы общения и внести практические рекомендации по оптимиза­ции общения.

Диагностические материалы:

1. Тест "Общительный ли Вы человек?"

2. Личностный опросник Айзенка.

3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в обще­нии В. В. Бойко.

4. Методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1998.

2. Злобина П. Г. Общение как фактор развития личности. - Киев, 1981.

3. Леонтьев. А. А. Психология общения. - М., 1994.

4. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой. - М., 1987.

5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

 

Особенности человеческой коммуникации.

План.

1. Создание общего информационного поля.

2. Каналы передачи информации.

3. Практические проблемы оптимизации общения (обратная связь, коммуникативные барьеры, эффективное слушание).

4. Целенаправленное коммуникативное воздействие. Проблемы и тонкости педагогического воздействия.

Задания для студентов:

1. Ознакомиться с диагностическими методами, направленными на оценку коммуника­бельности.

2. Провести самотестирование.

3. Дать когнитивный анализ полученных результатов и внести рекомендации по разви­тию навыков общения.

Практическая работа:

1. Тест «Общительный ли вы человек?»

2. Тест, «Какой вы собеседник?»

3. Тест для самоанализа коммуникативных качеств.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каково содержание понятия «коммуникативная деятельность общения»?

2. Каким образом реализуется социальная представленность в коммуникативной деятельности?

3. Каким образом реализуется индивидуально- личностная представленность в коммуникативной деятельности?

4. Какие факторы влияют на успешность или неуспешность приёма и передачи словесной или несловесной информации?

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001.

3. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.,1997

4. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1996.

5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 1995.

6. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М., 1998.

7. Шевандрин Н.И. Социальная психология. - М., 1995.

8. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1990.

 

Перцептивная сторона общения.

План.

1. Понятие социальной перцепции.

2. Казуальная атрибуция как перцептивный механизм.

3. Особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок.

4. Механизмы социального познания (стереотипизация, эмпатия, идентификация и т.д.).

5. Самоподача и проблема открытости.

Практическая работа:

· Цель: приобрести навыки анализа перцептивной стороны общения посредством проективного материала.

· Выполнить два рисунка: «Я такой, как есть» и «Я такой, каким хочу быть». Рисунки не подписываются, техническая сторона изображения не важна. Рисунки перемешиваются, затем произвольно берутся и демонстрируются. Все участники группы по очереди рассказывают, что они видят на рисунке, но не формально описывая его, а передавая свои ощущения от рисунка, например, каким, рисовавший видит себя, что хотел бы изменить в себе. Автор рисунка себя не обнаруживает, даёт возможность его определить.

Затем автор рассказывает, что он хотел выразить этим рисунком, отмечает

понравившиеся ему высказывания о рисунке, близкие его собственным ощущениям.

· Обсуждение:

- Какие отзывы о рисунках понравились, а какие - нет?

- Что показалось интересным или необычным в дополнениях к рисункам?

- Какие стороны авторов раскрываются в их дополнениях к рисункам?

Конспектирование:

1. Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверия // В.п. – 2006.- № 6.-С. 85.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.

2. Арронсон Элиот Общественное животное. Введение в социальную психологию. –

М., 1998.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001.

4. Майерс Дэвид Социальная психология. - М., 1996.

5. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.,1997

6. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1996

 

Интерактивная сторона общения.

План.

1. Феноменология мотивации.

2. Подходы и модели описания мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу.

3. Мотивы социального поведения человека.

4. Стимуляция мотиваций.

5.Теории межличностного взаимодействия (символический интеракционизм, теория обмена, теория управления впечатлениями и т.д.).

Вопросы для обсуждения:

1. Укажите, в чём различие между сознательной и бессознательной мотивацией?

2. Опишите роли потребностей и стимулов в возникновении мотивации.

3. Объясните взаимоотношение между иерархической моделью Маслоу и человеческой мотивацией.

4. Укажите различия между внутренней и внешней мотивацией и опишите существующую между ними связь.

 

Конспектирование:

1. Кожухарь Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // В.п. - 2007. - №2. - С.15.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001.

3. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.,1997

4. Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов - на - Дону, 2005.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

6. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1996

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: