Дорисовать вторую половину рисунка, повторяя первую. Игру можно провести, дорисовывая рисунок на плакате, или один ученик рисует на доске одну половину (бабочка, лист, ваза, лицо и т. п. симметричные предметы), а другой (из другой команды) дорисовывает, сохраняя симметричность.
X. «Что перепутал художник?».
Тени на рисунке не соответствуют телам, нужно определить их правильное положение.
XI. Ребусы.
Отгадайте ребусы, и вы узнаете предметы, которыми рисуют художники.
XII. Мозаика «Собери репродукцию».
Цель: закрепить знания детей в области изобразительного искусства.
Материал: разрезанные в виде мозаики репродукции (или открытки).
XIII. «Узнай героя картины».
Цель: закрепление знаний в области изобразительного искусства.
Материал: фрагменты картин В. М. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет» и М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», «Пан», таблички с фамилиями художников; репродукции картин.
Учитель предлагает по фрагментам картин, изображающих лица героев, определить их название и фамилии художников. После узнавания фрагментов следует еще раз показать все картины полностью. Повторить фамилию художников и название работы.
XIV. «Собери пейзаж».
Цель: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времен года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, зимний, весенний).
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, трав, гор, озер и т. д. (шаблоны, заготовки), отражающие сезонные изменения в природе.
XV. Закончить стихотворение.
Если видим на картине:
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые берёзки,
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованным быть может
Или север или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется... (пейзажем).
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золочёною каймой.
А ещё и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовётся... (натюрморт).
Если видишь на картине
Чей-то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный
И весёлый чей-то глаз,
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой.
В нарисованной картине
Это главное лицо.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я
Нарисованы в картине,
Может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется... (портрет).
XVI. Итоги урока.
Вместе с подведением результатов командной игры можно подвести итоги урока года, поздравить тех, кто особенно успешно занимался весь год, отметить их учебу.
Приложение 2 КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ (дополнительный материал)