ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ: КОММУНИКАЦИЯ И ОБЩЕНИЕ
Понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляют как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживается некоторая разница
В лингвистике | В социологии и психологии общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но не синонимические понятия |
термин «общение» – процесс обмена информацией и эмоциональными переживаниями между людьми | «общение» – межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Общение означает воздействие, обмен мнениями |
термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, является синонимом термина «общения» | «коммуникация» – для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку, передачи и обмена информацией в обществе Цель: воздействие на социальные процессы |
Соотношение понятий «коммуникация» и «общение» | |
Базовой категорией является коммуникация | Основной категорией является общение |
между людьми протекает в форме общения как обмена знаковыми образованиями (сообщениями) | · в структуре общения выделяются коммуникация (обмен информацией); · интеракция (организация взаимодействия); · перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания) Коммуникация выступает посредником между индивидуальной и общественно значимой инфор-мацией. Основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи ин-формации в социально значимый процесс персо-нального и массового значения. |
Общие признаки понятия «общение» и «коммуникация» | Отличительные признаки понятия «общение» и «коммуникация» |
Соотнесенность с процессами обмена и передачи информации. | Обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком) используются в раз-ных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Общение – межличностное общение. Коммуникация – информационный обмен в обществе. |
СХЕМА КОММУНИКАЦИЙ
Отправитель – сторона, посылающая обращение другой стороне (фирма-клиент).
Кодирование – набор символов, передаваемых отправителем.
Средства распространения информации – каналы коммуникации, по кото-рым обращение передается от отправителя к получателю.
Расшифровка – процесс, в ходе которого получатель придает значение сим-волам, переданным отправителем.
Получатель – сторона, получающая обращение, переданное другой сторо-ной.
Ответная реакция – набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.
Обратная связь – часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.
Помехи – незапланированные вмешательства среды или искажения, в ре-зультате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что послал отправитель.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Коммуникативная компетентность — знание культурных норм, этикета и ограничений в деловом общении; владение разнообразными коммуникативными, интерактивными, перцептивными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, эффективным стилем и формами взаимодействия; техниками убеждающего и внушающего воздействия на партнеров, умение устанавливать обратную связь.
Коммуникативная компетенция может быть формализованной и не форма-лизованной. Формализованная коммуникативная компетенция – набор более или менее строгих правил, обычно корпоративных, к общению. Обычно этот набор требований оформлен в виде документа, может выступать частью корпоративной культуры. Не формализованная коммуникативная компетенция опирается на культурные особенности той или иной социальной группы людей.
Признаки коммуникативной компетентности:
1) быстрая и точная ориентировка во взаимодействии;
2) стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации;
3) установка в контакте не только на дело, но и на партнёра;
4) уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию;
5) владение ситуацией, готовность проявить инициативу;
6) большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;
7) умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях.
Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компо-нентов. Одни компоненты в одной ситуации могут повышать компетенцию кон-кретного человека, в другом отношении – понижать. При разработке коммуника-тивной компетенции (системы требований) можно включать такие компоненты как:
· владение той или иной лексикой;
· развитость устной речи (в том числе четкость, правильность);
· развитость письменной речи;
· умение соблюдать этику и этикет общения;
· владение коммуникативными тактиками;
· владение коммуникативными стратегиями;
· знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться;
· умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации);
· способность гасить конфликты в зародыше, неконфликтогенность;
· ассертивность (уверенность);
· владение навыками активного слушания;
· владение ораторским искусством;
· актерские способности;
· умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи;
· эмпатия;
· умение проникнуться интересами другого человека.
1. Согласно древней мудрости, подлинное достижение духовной жизни доступно тому, кто одновременно связан дружескими узами [а не только должностными или семейными обязанностями] со многими разными людьми. В этот круг общения должны входить: родственники; ровесники; люди моложе вас: люди значительно моложе вас; совсем маленькие дети; люди старше вас; люди значительно старше вас; старики и пожилые люди.
А теперь попробуйте заполнить предложенные ряды, написав инициалы конкретных людей, с которыми вы связаны дружескими узами. Лучше, если в каждом ряду таких партнеров будет несколько.
Ровесники:_______________________________________________________
Люди моложе вас:_________________________________________________
Люди значительно моложе вас:______________________________________
Совсем маленькие дети:____________________________________________
Люди старше вас:_________________________________________________
Люди значительно старше вас:______________________________________
Старики и пожилые люди:_________________________________________
Если останутся свободные места, то это «информация к размышлению». Ваш круг общения не полон, ищите новых друзей разных возрастных категорий для полного постижения их духовной жизни!
ЭЛЕМЕНТЫОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ | субъект | индивиды, группы индивидов, системы управления и организации в целом |
объект | разновидности коммуникации | |
самосообщение | определенное содержание, имеющее смысловые значения, выраженное с помощью вербальных и невербальных средств, заключенное в определенную | |
средства пересылки сообщения | способ кодирования сообщений | |
канал связи | средство передачи информации | |
результат | изменения в поведении получателя, которые происходят вследствие передачи сообщения |
ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ: КОММУНИКАЦИЯ И ОБЩЕНИЕ | |
В лингвистике | В социологии и психологии общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но не синонимические понятия |
термин «общение» – процесс обмена информацией и эмоциональными переживаниями между людьми | «общение» – межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Общение означает воздействие, обмен мнениями |
термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, является синонимом термина «общения» | «коммуникация» – для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку, передачи и обмена информацией в обществе Цель: воздействие на социальные процессы |
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОММУНИКАЦИЯ» И «ОБЩЕНИЕ» | |
Базовой категорией является коммуникация | Основной категорией является общение |
между людьми протекает в форме общения как обмена знаковыми образованиями (сообщениями) | · в структуре общения выделяются коммуникация (обмен информацией); · интеракция (организация взаимодействия); · перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания) Коммуникация выступает посредником между индивидуальной и общественно значимой инфор-мацией. Основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи ин-формации в социально значимый процесс персо-нального и массового значения. |
Общие признаки понятия «общение» и «коммуникация» | Отличительные признаки понятия «общение» и «коммуникация» |
Соотнесенность с процессами обмена и передачи информации. | Обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком) используются в раз-ных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Общение – межличностное общение. Коммуникация – информационный обмен в обществе. |
СХЕМА КОММУНИКАЦИЙ
ПРИЗНАКИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ | быстрая и точная ориентировка во взаимодействии |
стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации | |
установка в контакте не только на дело, но и на партнёра | |
уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию | |
владение ситуацией, готовность проявить инициативу | |
большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации | |
умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях |
КОМПОНЕНТЫКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ | владение той или иной лексикой |
развитость устной речи (в том числе четкость, правильность) | |
развитость письменной речи | |
умение соблюдать этику и этикет общения | |
владение коммуникативными тактиками | |
владение коммуникативными стратегиями | |
знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться | |
умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации) | |
способность гасить конфликты в зародыше, неконфликтогенность | |
ассертивность (уверенность) | |
владение навыками активного слушания | |
владение ораторским искусством | |
актерские способности | |
умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи | |
эмпатия | |
умение проникнуться интересами другого человека |