Выступление на родительском собрании
«Плавание поможет - силы умножит»
Цель: повышение педагогической грамотности родителей в области физического развития и воспитания детей; знакомство с основными направлениями деятельности ДОУ.
Слайд 1,2
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета.
Ты - сама жизнь.
Ты - самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери
Приоритетным направлением деятельности МКДОУ «Детский сад № 18 «Ромашка» являются физическое развитие и оздоровление детей. Спектр форм и методов работы в ДОУ велик. Но одним из мощных инструментов, позволяющим решать данные задачи, можно считать плавание.
Эффективность данного вида оздоровления доказывает сравнительный анализ заболеваемости детей двух групп в течение учебного года. Дети одной группы в силу различных причин посещали бассейн нерегулярно, от случая к случаю. Дети другой группы посещали бассейн систематически, практически каждую неделю. Результаты заболеваемости представлены в диаграммах. Дети, посещающие бассейннерегулярно болели чаще и дольше своих сверстников из параллельной группы.
Слайд 3
Диаграмма 1
Количество простудных заболеваний и ОРВИ
Слайд 4
Диаграмма 2
Количество дней, пропущенных детьми по болезни
Слайд 5
На протяжении многих лет детский сад сотрудничает с УСК «Олимп», на базе которого организуется деятельность детей по подготовке к обучению плаванию.
Именно об этой форме работы мы поговорим сегодня более подробно.
Слайд 6
Плавание - в переводе с греческого языка означает «лечение водой и движением». Древнегреческий мудрец писал: «Хочешь быть здоров - плавай, хочешь быть красив - плавай, хочешь быть умен - плавай!».
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на укрепление здоровья и закаливание детского организма. Давно доказано положительное влияние плавания на сердечнососудистую, дыхательную, нервную системы. Занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, предупреждают развитие плоскостопия, повышают устойчивость к простудным заболеваниям.
Слайд 7
1 месяц занятий плаванием приравнивается 3-4 месяцам «сухой» физкультуры. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие качества, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Кроме того, умение плавать — жизненно необходимый навык (происходит огромное количество несчастных случаев с детьми на воде).
Слайд 8
Научиться плавать лучше в детстве. Лучшие спортсмены-пловцы начинали заниматься плаванием в 5-7 лет.
Самое главное – научить детей не бояться воды, так как не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду и нырять. Главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха перед глубиной. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное чувство.
Слайд 9
Чтобы понять, с чего начинать работу, надо разобраться в причинах возникновения страха перед водой. По мнению психологов, чувство страха - это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения.
Часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и детей. Например, родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребенка в обучении плаванию. Могут назвать его «трусишкой», посмеяться над ним, заставить его насильно что-либо выполнить и т.д.
Бывают случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении ребенок не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что вода попадает в рот, нос, уши. Вместо того чтобы поддержать малыша, объяснить, что неприятные ощущения пройдут, что он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая не ходить в бассейн и остаться в группе. И так происходит многократно. В результате, когда у ребенка появится желание пойти на занятие, он увидит, что его сверстники уже выполняют сложные, по его мнению, упражнения, и у него закрепляется еще больший страх перед водой.
По мнению специалистов чаще всего страх перед водой возникает у детей после пяти лет. Так что начинать обучение плаванию лучше раньше этого времени. Позднее оно пойдет тяжелее: ребенку придется преодолевать свой страх перед водой.
Слайд 10
Для успешного подхода к решению проблемы можно выделить несколько основных правил
Правило 1
Для мнительных, тревожных детей нужно создать атмосферу спокойствия и терпимости. Быть с ними выдержанными, стараясь вызвать доверительные отношения.
Правило 2
Превратить обучение плаванию в игру. Ребенок, который боялся заходить в воду по щиколотку, в поиске красивых камешков и ракушек не заметит, как зайдет в нее по колено. В какой-то момент он сядет в воде, чтобы взбить ножками фонтан, или зайдет по пояс, играя с друзьями в догонялки.
Правило 3
Надо запомнить простую истину: кто-то боится воды меньше, кто-то больше, поэтому не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые ведут себя смелее. Не пророчьте ребенку будущее труса. Не раздражайтесь сами и не стыдите его. Поддержите ребенка, скажите ему, что многие люди побаивались воды. И это нормально. Но страх можно преодолеть. Ведь у многих это получилось, хотя, конечно, им пришлось потрудиться.
Правило 4
Выражая свою уверенность в том, что ребенок сможет добиться успеха, не называйте конкретного срока. Более того, подчеркните, что это может произойти в любое время. Раньше или позже - не имеет значения. Главное - результат.
Соблюдая эти правила, мы изменим отношения малыша с водой в лучшую сторону.
!!! Но ребенок должен помнить об опасностях на воде и знать, как себя вести. И тогда, что бы ни произошло, он не испугается и не растеряется, а спокойно оценит обстановку и использует навыки, которыми владеет.
Слайд 11
В нашем детском саду разработана специальная программа по подготовке детей к обучению плаванию.
В программе соблюдены основные требования к организации обучения, предусмотрено обеспечение мер безопасности, и выполнение необходимых санитарно-гигиенических правил.
Основная цель данной работы – укрепление здоровья и создание радостного настроения от пребывания в воде.
Слайд 12
Задачи обучения:
Первая задача - учить не бояться входить воду, играть и плескаться в ней.
Слайд 13
Вторая задача - учить передвигаться по дну бассейна различными способами: шагом, бегом, прыжками.
Слайд 14
Третья задача - учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
Слайд 15
Четвёртая задача - учить выдоху в воду, начиная с упражнений на дыхание на суше.
Слайд 16
Пятая задача - учить лежать в воде на груди и на спине.
Слайд 17
Шестая задача - учить скольжению в воде на груди и на спине.
Слайд 18
Седьмая задача - учить выполнять попеременные движения ногамиво время скольжения на груди и на спине.
Слайд 19
Восьмая задача - учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
Девятая задача - учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.
Десятая задача - учить облегчённым способам плавания («кроль» на груди, на спине без выноса рук из воды).
Слайд 20
Занятия по плаванию проводятся 1 раз в неделю (четверг, с 11.00 до 12.00). Это дополнительные занятия, не являющиеся обязательными.
Организуются в разных формах: по интересам, сюжетные, в форме эстафет и соревнований, на свободное творчество, игровые, комплексные, контрольно-проверочные. При использовании игровых приемов инвентарь и спортивное оборудование превращается в добрых помощников. Например, резиновые шайбы - в «драгоценные жемчужины», которые нужно собрать со дна морского; надувной мяч - в «корабль», который мчит по волнам; обруч - в «пещеру», в которую должны заплыть рыбки и др. Стандартные физкультурные пособия сочетаются с оборудованием, изготовленным руками педагогов из бросового материала.
Слайд 21
Развлечения и праздники на воде – неотъемлемая часть обучения плаванию в детском саду, эффективная форма активного отдыха детей, источник радости и веселья. В ходе праздника совершенствуются имеющиеся у детей умения и навыки, веселые игры и соревнования укрепляют взаимоотношения в детском коллективе.
Слайд 22
В содержание праздников входят сюрпризные моменты и игровой сюжет, включающий в себя игры – эстафеты, подвижные игры, показательные выступления детей.
Однако только занятия в бассейне не могут быть залогом успешного обучения. Серьезным аспектом в этой работе является взаимодействие с родителями. Основное, что требуется от родителей - это помощь и понимание.
Слайд 23
Необходимо в домашних условиях начать знакомить ребёнка со свойствами воды. Простые задания можно выполнять специально, а можно непосредственно во время умывания и гигиенических процедур.
Слайд 24
Задача родителей:
1. Научить ребёнка не бояться воды, познакомить со свойствами воды (игровые упражнения широко представлены в предложенной литературе, папке-передвижке, памятках).
2. Соблюдать санитарно-гигиенические требования:
- научить ребёнка самостоятельно пользоваться мочалкой, мыться под душем;
- накануне поездки в бассейн ребёнка тщательно вымыть, подстричь ногти, надеть на ребёнка чистое нижнее бельё, носки;
- прививать ребёнку навыки элементарного самообслуживания (ребёнок должен знать свои вещи и уметь содержать их в порядке: повесить и сложить в свой шкафчик, сложить в пакет и т.д., должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться).
3. Познакомить ребёнка с правилами поведения в бассейне, рассказать о необходимости соблюдения дисциплины (в воде не балуются, не кричат, не обижают других детей, выполняют все требования взрослого). Злостные нарушители дисциплины будут отстранены!
4. Вещи в бассейн собирать вместе с ребёнком.
5. Накануне поездки снять с ребенка украшения (серьги, крестик).
Слайд 25
В БАССЕЙН ПРИ СЕБЕ ИМЕТЬ:
v ПЛАВКИ КУПАЛЬНЫЕ / КУПАЛЬНИКИ СПЛОШНЫЕ;
v ПОЛОТЕНЦЕ (СРЕДНЕГО РАЗМЕРА) с петелькой;
v РЕЗИНОВАЯ ШАПОЧКА (ДЛЯ ДЕВОЧЕК);
v МОЧАЛКА С КАПЕЛЬКОЙ ГЕЛЯ (В МЕШОЧКЕ);
v СМЕННАЯ ОБУВЬ (СВОБОДНЫЕ РЕЗИНОВЫЕ СЛАНЦЫ);
v ПАКЕТ ДЛЯ УЛИЧНОЙ ОБУВИ.
ВСЁ НАХОДИТСЯ В СУМКЕ ИЛИ ПАКЕТЕ
Вещи должны быть промаркированы!
Слайд 26
Соблюдение санитарно-гигиенических норм в УСК «Олимп»:
1. Температурный режим детской ванны:
- температура воздуха – 28-290;
- температура воды – 30-320.
2. Обработка воды осуществляется ежедневно гипохлоритом натрия (NaOCL) и фильтруетсяв постоянном режиме. 2 раза в месяц делается генеральная уборка помещений и смена воды.
Слайд 27
И в заключение традиционно хочется пожелать, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫВЫИ ПУСТЬ БУДУТ ВСЕГДА ЗДОРОВЫВАШИ ДЕТИ!
Приложение