Греки и критяне
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с особенностями природных условий Балканского полуострова, островов Эгейского и Ионического морей, восточного побережья Малой Азии и их влиянии на жизнь и занятия населения; содействовать раскрытию причин отсутствия в Греции единого государства; создать условия для ознакомления с мифами Древней Греции |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / учебный практикум |
Планируемые результаты (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность |
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины | Древнейшая и архаическая Греция. Природные условия Балканского полуострова, островов Эгейского и Ионического морей, восточного побережья Малой Азии и их влияние на жизнь и занятия населения. Условия жизни и занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Миф, лабиринт, световые колодцы. «Нить Ариадны» |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карты: «Древние государства мира», «Древняя Греция». Аппликация (слайды) «Влияние горного рельефа и окружающих морей на межобластные связи в Древней Греции». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, беседа | Сообщает тему урока. Формулирует проблему: – Чем природа Греции отличалась от природы Египта? Каким занятиям она благоприятствовала? | Слушают учителя | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природные условия Древней Греции. Условия жизни и занятия населения | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, аппликацией (слайдами), беседа | Организует работу с картой «Древние государства мира». Совершает «путешествие» по карте на материк Евразия, «плавание» из дельты Нила на северо-запад к острову Крит, к берегам Греции. Знакомит с Балканским полуостровом. Демонстрирует Грецию на карте «Древняя Греция». – Греция расположена в южной части Балканского полуострова. Рассказывает об условиях жизни и занятиях населения. Раскрывает причины отсутствия в Греции единого государства, используя аппликацию Греция находится на юге Балканского полуострова. Природные условия: - Много гор крутых и обрывистых. - Больших и полноводных рек нет. - Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. С запада омывается Ионическим морем с востока – Эгейским. - Много островов. Самый крупный – о.Крит. - В древности в Греции существовали независимые города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. (стр. 117) - В мифах говорится о том, что Афины платили дань царю острова Крит. | Показывают на карте материк Евразия, остров Крит, территорию Греции, Балканский полуостров. Описывают местоположение Греции. Под руководством учителя характеризуют природные условия Греции, условия жизни и занятия населения. Объясняют причины отсутствия в Греции единого государства | Регулятивные: принимают учебную задачу; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме. Познавательные: используют знаково-символические средства; осуществляют поиск и выделение необходимой информации из аппликации, карты, иллюстраций для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации | Работа с картой, беседа по вопросам |
Миф о Тесее и Минотавре | Фронтальная. Словесный, проблемный. Рассказ учителя, работа с текстом, картой, беседа | Организует чтение (чтение по ролям: автор, Эгей, Тесей, Ариадна) п. 1 § 24. (Миф о Тесее и Минотавре.) – Найдите на карте Эгейское море и вспомните, как греки объясняли его название. – Подумайте, что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре? Что могло соответствовать исторической действительности? Какими, согласно мифу, были отношения между греками и царями Крита в глубокой древности? В каких случаях можно употреблять крылатое выражение «нить Ариадны»? | Находят на карте Эгейское море, объясняют его название. Анализируют миф, находят в нем сказочные элементы и достоверные факты. Устанавливают характер отношений между греками и царями Крита в глубокой древности. Объясняют смысл крылатого выражения «нить Ариадны» | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости | Работа с картой, беседа по вопросам |
Миф о Дедале и Икаре | Парная. Словесный, проблемный. Работа с текстом, вопросы | Организует чтение документа «Миф о Дедале и Икаре» (стр.119) Предлагает сформулировать к тексту мифа вопросы | Формулируют к тексту мифа вопросы | Коммуникативные: работают в паре; контролируют действия партнера; умеют задавать вопросы | Вопросы |
Древнейшие государства на Крите | Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с текстом, картой, иллюстраци-ями, беседа | Организует работу с текстом (п. 2, 3 § 24). – Найдите о.Крит и Фера. Какая природная катастрофа произошла в 15 в.до.н.э.? К каким последствиям она привела? На Древнем Крите - Сто лет назад начались раскопки на Крите. - Близ города Кносса раскопали дворец, похожий на Лабиринт. - Окон было мало, свет поступал через отверстия в крыше (стр. 118) - Стены украшали росписи. - Стр. 119 – рисунок «Игры с быком». - Найдены таблички с непонятными письменами. Эти таблички пока не разгаданы - Предположительно, на Крите было сильное государство, обладавшее мощным флотом. Гибель Критского царства - В 15 в. до н.э. на острове Фера, недалеко от Крита, произошло землетрясение и извержение вулкана. - Волны и тучи пепла обрушились на Крит. - Постройки были разрушены. - Население спасалось бегством. - Позднее на Крит стали переселяться греки. | Объясняют причины отсутствия на Крите оборонительных стен: 1) сильный флот; 2) весь Крит находился под властью одного царя | Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) | Работа с картой, беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Покажите на карте Древнюю Грецию, опишите ее местоположение. Осуществляет проверку проблемного задания, сформулированного в начале урока. – Как природа Греции влияла на развитие земледелия и скотоводства? Каким занятиям она благоприятствовала? – Каковы источники наших знаний о Древней Греции и Древнем Крите? | Показывают на карте Балканский полуостров, Древнюю Грецию, описывают местоположение. Называют отличие природы Греции от природы Египта: море, горы, почвы, реки. Называют источники знаний о Древней Греции и Древнем Крите | Познавательные: используют знаково-символические средства. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации | Работа с картой, беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Параграф 24 Рабочая тетрадь:__________________________ | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания в рабочей тетради, контурная карта |