Список литературы включает в себя все использованные литературные источники. Они располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям сборников (при отсутствии фамилии автора) в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5.-2008.
Указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место (город, издательство), год издания, общее количество страниц.
Описание монографий, учебников, учебных пособий:
Автор(ы). Заглавие. Место издания: Издательство, год издания. Общее количество страниц.
Примеры:
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 160 с.
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 576 с.
Описание сборников и энциклопедий:
Заглавие. Место издания: Издательство, год издания. Общее количество страниц.
Пример:
Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2007. 480 с.
Описание статей:
Автор(ы). Заглавие // Название журнала (газеты). Год. Номер. Страницы статьи.
Примеры:
Потанина Л.Т., Мельников Т.Н., Москвина А.С. Развитие ценностно-смысловой сферы личности в новой школе // Педагогическое образование и наука. 2016. №1. С. 34–39.
Немкина Е.С. Использование интерактивной доски на уроках математики // Начальная школа. 2014. № 8. С. 68–72.
Описание диссертаций:
Автор. Заглавие: ученая степень автора и область науки. Место издания, год издания. Общее количество страниц.
Пример:
Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 363 с.
Описание авторефератов:
Автор. Заглавие: ученая степень автора и область науки. Место издания, год издания.
Пример:
Виттенбек В.К. Технология осуществления эффективного внутришкольного контроля в структуре управления развивающейся школой:автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 17 с.
Описание многотомных изданий:
Автор(ы). Заглавие с указанием общего количества томов. Номер и название тома. Место и год издания. Общее количество страниц.
Пример:
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984. Т. 6:Научное наследство. М., 2004. 396 с.
Описание статьи из газеты:
Автор. Заголовок // Газета. Год. Число и месяц.
Соловьёва М. И одарённые нуждаются в поддержке // Учительская газета. 2008. 16декабря.
Интернет-источники:
Автор(ы). заголовок[Электронный ресурс] // Название источника. URL: название сайта или ссылка (дата обращения: …)
Пример:
Чибисова М. Первое родительское собрание в классе[Электронный ресурс] // Первое сентября. 2008. № 16. URL: www.1september.ru (дата обращения: 08.01.2016).
Содержание и оформление выпускных квалификационных работ
Квалификационное исследование, руководство которым осуществляется на кафедре начального образования, охватывает весь спектр вопросов обучения младших школьников, даёт целостное представление об образовательной деятельности в начальной школе (по областям), его задачах, средствах, методах работы.
В спектр исследования включаются проблемы методики обучения младших школьников математике, русскому языку, музыке, изобразительной деятельности, технологии, обучение литературному чтению, ознакомлению с окружающим миром, использованию ИКТ как средства формирования УУД в начальной школе.
Кроме того, пристальному изучению подлежат процессы развития у младших школьников психических процессов, необходимых для осуществления учебной деятельности, таких как мышление, образные представления, воображение, память, восприятие. Ввиду этого темы квалификационных работ могут быть сформулированы таким образом: «Развитие эстетического восприятия у младших школьников на уроках ИЗО», «Устное народное творчество как одно из важнейших средств социализации учащихся начальной школы», «Изобразительная деятельность как средство развития образного представления у младших школьников» и др.
В области методики обучения математике темами квалификационных работ могут быть: «Тестовые задания по математике как средство формирования регулятивных УУД в начальной школе»; «Методика использования средств ИКТ при изучении величин («Площадь»)и др.
Темами квалификационных работ в области методики обучения изобразительной деятельности могут выступать: «Использование дидактического материала на уроках технологии в 1 классе на примере оригами»; «Постановка учебной задачи на уроках технологии в первом классе на примере техники квиллинга» и пр.
Исследование проблемы «учитель-ученик» в разных аспектах может быть отражено следующимитемами: «Влияние оценки учителя на самооценку ученика начальной школы»; «Взаимодействие «учитель-ученик» как управленческая система в начальных классах образовательной организации» и др.
Формирование и развитие личностных качеств, чувств, способностей детей могут раскрываться в таких темах, как:«Занятия по хореографии как средство развития творческих способностей у младших школьников»,«Развитие чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста»,«Развитие способностей к языкам у детей в начальной школе в условиях дополнительного образования» и др.
В обучении методике преподавания русского языка возможны такие темы: «Словарно-орфографическая работа в начальных классах (на основе этимологического анализа)», «Детские речевые ошибки как дидактический материал при изучении русского языка в начальных классах» и пр.
Содержание данных исследований может охватывать формирование разнообразных интересов младших школьников, обучение детей различными средствами с учётом индивидуальных особенностей детей.
Выпускная квалификационная работа обучающихся по программам бакалавриата выполняется в виде бакалаврской работы.
Приступая к выпускной квалификационной работе, прежде всего надо внимательно ознакомиться с содержанием первой главы данного пособия (вышеизложенный материал будет лишь дополнен, и студент выберет всё то, что имеет значение для построения его собственной работы).
Целью выпускной квалификационной работы является проверка и закрепление полученных студентами теоретических и практических знаний по циклам специальных, методических и психолого-педагогических дисциплин, умения использовать их в профессиональной деятельности, а также совершенствование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Выполнение квалификационной работы облегчает преемственность между ранее подготовленными и защищенными студентом рефератами и курсовыми работами, а также продолжение сотрудничества с тем же, что и ранее научным руководителем. Целесообразно продолжать и углублять тему курсовой работы, продолжать экспериментальную деятельность.
Важно совместно с руководителем разработать календарный план подготовки квалификационной работы, где чётко будет определено время выполнения каждого этапа. Студенту также важно постоянно поддерживать связь с научным руководителем, поэтапно в указанные сроки предоставлять ему обработанные материалы в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.
Иногда научный руководитель предлагает студенту образцы бакалаврских работ, выполненные ранее другими его воспитанниками. В таком случае следует помнить, что в каждой работе есть положительные и отрицательные моменты, недоработки и пр. Поэтому нужно критически относиться как к своей работе, так и к трудам других авторов.