Мы уже видели, что потерять человеческий облик очень просто - достаточно бездумно потакать своим животным инстинктам, не задумываясь, откуда проистекают наши желания. Но терять всегда легче, чем приобретать.
Если мы задумаемся, какие именно качества человека не могут быть объяснены с точки зрения животных инстинктов или работы подсознания, - у нас будет только один ответ. Человек отличается от животных своей способностью к осознанию информации, не имеющей практического применения, и способностью к постижению обобщенных понятий для духовного совершенствования.
Таким образом, именно умение постигать высшие истины делает человека человеком. Человек отличается от животного тем, что, подняв глаза, он видит НЕБО как символ высшей истины и энергии, а не только как источник дождя. Человек способен осознать символ и глубинную энергию, стоящую за ним, даже если эта энергия не имеет материального воплощения.
Вывод, как видите, достаточно логичен. У животных имеются те же чувства и инстинкты, что и у человека, кроме «непрактичных» знаний о Боге, смысле жизни и своем месте в этом мире. Единственное, чего не может ни одно животное, - осознать свою тварность и получить стимул для духовного роста. Для роста, который зачастую будет заставлять человека отрицать желания физического тела и действовать наперекор ему. Почувствовать боль от того, что тело толкает тебя в животную пропасть, в то время как душа рвется в небо, - дано только человеку.
Если ты пользуешься данными тебе изначально способностями, отличающими человека от прочих животных, и осознаешь высшее предназначение своих действий - только тогда ты можешь называться человеком.
Ни одно из животных не имеет религии. Ни одно из животных не задумывается над моральной оценкой своих действий. Ни одно из животных не осознает свою тварность и не стремится ее преодолеть. Ни одно из животных не способно к творчеству ради радости созидания нового, а не для чисто практического применения. Другими словами, ни одно животное не имеет духовной потенции. Все это присуще только человеку.
Я не зря упомянул творчество. В животном мире только человек способен на него. Сюда входят самые разные его виды. Неважно, пишете вы книги, рисуете картины или поете песни. Если вы воплощаете во внешних символах то, что переполняет вас изнутри, - вы делаете шаг наверх. Не нужно думать, что в эту тонкую прослойку входят только писатели, художники и музыканты. Они просто представляют наиболее абстрактную часть творчества, не имеющую совершенно никакого практического применения, а потому являющуюся наиболее «человечной».
К творчеству можно отнести любую направленную на созидание сознательную деятельность, которая является духовной, а не физической потребностью. Неважно, воспитываете вы детей или строите дома, прокладываете дороги или сажаете деревья. Если вы в своей деятельности, какой бы она ни была, видите возможность для самовыражения и «вкладывания души» - вы человек. Если же вы используете свое время только для того, чтобы выживать, есть и размножаться, - вы стоите на одной ступени с животными.
Творчество - достаточно емкое понятие. Я знаю сельскую семью, которая не строит дома, не пишет картины. Эти люди просто живут, и каждый день в их доме собирается половина улицы. Люди идут в этот дом, потому что там тепло и возникает чувство, что ты пришел именно туда, где тебе рады и давно ждут. На мой взгляд, эти люди обладают способностью к высшему творчеству, доступному человеку, - способностью созидать души.
В этом месте необходимо уточнить, что одна возвышенность души и умение осознавать высшие символы - это еще не признак человечности.
Так, откровенно патологичный шеф гестапо и руководитель программы по уничтожению европейских евреев Р. Гейдрих, которого опасались даже высшие руководители СС, был великолепным скрипачом. Гитлер мог бесконечно слушать Вагнера, обожал свою овчарку и с умилением рассказывал, как в голодные студенческие годы оставлял двум мышкам, живущим под - полом его комнаты, несколько корочек хлеба.
Именно поэтому, совершая какое-либо действие, необходимо четко представлять, на какую систему мы работаем. (Подробнее о системах я говорил в первой книге.)
Напомню вкратце, что мир создан совокупностью взаимопересекающихся систем разного уровня. Абсолютным добром может считаться только то, что работает на увеличение стабильности и развитие системы высшего уровня - человечества в целом и биосферы. Все остальное не может быть оценено однозначно. Так, эсэсовцы были убеждены, что делают добро для своей нации. Возможно, так оно и было. Но с точки зрения ЧЕЛОВЕКА, а не нациста - они уже не были людьми.
НЕМНОГО РЕЛИГИИ
Наш генный набор, конечно, отличается от обезьяньего, но многочисленные примеры истории свидетельствуют об одном: если мы не пользуемся нашим основным отличительным свойством и руководствуемся только животными инстинктами - мы ничем не отличаемся от животных. Не отличаемся ни в поведении, ни в мотивации. Если же мы осознаем наличие «горнего» мира и других реальностей, находящихся на более высоких уровнях, чем наша, - мы отрекаемся от нашей тварности и делаем шаг в небо.
Наше грехопадение, уведшее нас из животного мира, явилось одновременно и величайшим благом, и величайшим злом. Благом, потому что мы обрели небо. Злом, потому что небо доступно лишь немногим. Все, отрекшиеся от творческого потенциала, обречены осознавать свою тварность, тосковать по небу и снова и снова «падать лицом в грязь». Но согласитесь, что никто кроме самого человека не может быть в ответе за это. Если вы знаете, что вами движет, в какие «игры» вы играете и к чему вам нужно стремиться, - небо оказывается на расстоянии вытянутой руки.
Величайшее искупление всех времен и народов, произошедшее на Голгофе, не было жертвой. Зачем сыну давать убивать себя, чтобы любящий отец простил тех, за кого умер сын? Тем более если эта жертва планировалась изначально (а иначе и быть не могло, учитывая всемогущество Бога). В такой концепции столько внутренних противоречий, что ее нельзя рассматривать серьезно. Она не больше чем отголоски все тех же архаичных символов, считающих, что без пролития крови невозможно прощение. На самом деле на Голгофе произошло другое.
Нам показали нашу потенциальную возможность. Нам показали, что любой крест и любое страдание может быть превращено в крылья и что место человека не на земле, а в небесах. Что сама смерть не имеет власти над человеком, полностью осознавшим себя, потому что мы не являемся только материальным телом. Нашу основу составляет энергия высших миров, а энергию нельзя уничтожить. Говоря словами апостола Павла: «Тайну великую открою вам, братья. Не все мы умрем, но все преобразимся». С этого момента было дано знание и открыта дверь для каждого. Войти в нее и подняться в небо или остаться среди животных - личный выбор каждого.
Религия призывает нас безропотно нести свой крест. Но в этом случае он никогда не превратится в крылья. Только пронеся его на вершину гору и «раскинув руки для объятий» по его краям, мы превращаем наши страдания в вознесение. Для этого необходимо осознать, что именно мешает нам жить, и перерасти эти проблемы, избавившись от них или превратив их в наши достоинства. Просто брести с нашими проблемами по пыльной дороге жизни, пригибаясь под тяжестью «креста» и не пытаясь через него обрести небо - значит совершенно не понимать пути, пройденного другим в тот далекий весенний день месяца Ниссана.
Разумеется, я не призываю вас истово молиться, поститься и вести аскетичный образ жизни. Все, что от вас требуется сейчас, - это осознать, что вы люди, а значит, самим своим происхождением вы направлены в небо. Просто осознайте это, и тогда, даже если вы будете следовать своим основным инстинктам, вы будете обретать крылья.
Бесполезно сразу отказываться от своего животного прошлого. Та энергия, которую мир пытается донести до нас через символы подсознания, должна быть использована. Отказаться от нее так же глупо, как выкинуть кошелек ради «одухотворения». Но использовать ее надо на высшие цели, для одухотворения своей деятельности, а не для наполнения желудка и удовлетворения похоти.
В протестантизме мерилом того, насколько человек угоден Богу, служит его преуспеяние в земной жизни, а любая работа должна посвящаться высшему и служить своего рода молитвой. Это самый правильный подход, который позволяет подключить к повседневной деятельности источник высшей энергии. Разумеется, сама деятельность становится от этого намного эффективнее. Ну, и конечно, я говорю о подлинно продуктивной деятельности, а не о том успехе, который мы сейчас наблюдаем в большинстве случаев и который определяется взятками, интриганством и прочими грязными методами. Если это и может служить мерилом успеха, то, скорее, с точки зрения инфернальных слоев.
Отказаться от основных инстинктов и базовых символов может только тот, кто способен полностью переключить высвобождаемую при этом энергию на постижение высших целей. Именно в этом кроется смысл целибата католических священников, воздержания монахов и аскетизма отшельников. Подавленная энергия полового влечения превращается в энергию духовности. Но что произойдет, если этим попытается заняться неподготовленный человек? Скорее всего, подавленные желания выльются в форме невроза.
Я вспоминаю одну статью в православном журнале, где с похвалой рассказывалось о монахе, что вечно боролся с дьяволом, внушающим ему крамольные мысли. Этот монах на каждом шагу плевался, крестился и говорил: «Отрекаюсь». Он отрекался от мыслей, которые не мог признать своими и считал поэтому дьявольскими. (Мы с вами понимаем, что это были мысли, поднимавшиеся из его подсознания.) Но разве такой образ жизни делал его ближе к небу?
В старой восточной притче два монаха увидели красивую девушку, стоящую возле глубокой большой лужи. Один монах поднял девушку на руки, перенес через лужу и пошел дальше. Когда они отошли уже очень далеко, второй монах возмущенно сказал: «Как ты, монах, мог позволить себе прикоснуться к женщине?» На что первый ответил: «Я оставил девушку далеко позади, а ты все еще несешь ее».
Не будем уподобляться монахам, «несущим девушку» и отрекающимся от своих мыслей на каждом шагу. Бог не возложит на нас больше того, что мы можем вынести.
Если вы не можете отказаться в этом воплощении от своей животной сущности - осознавайте и одухотворяйте ее. Превращайте инстинкт размножения в любовь, честолюбие в пастырство, а умение зарабатывать деньги - в щедрость.
Если вы попробуете все-таки отказаться от себя, скорее всего, заработаете невроз и «упадете на лицо свое». Я не говорю, что вам даже не надо пытаться. Если вы ощущаете такую потребность - значит, ваше время пришло, и любой опыт в этом направлении будет поднимать вас ввысь. Но ставить себе цель, время для которой еще не пришло, - значит страдать грехом гордыни.
Священники могут сказать: «В таком случае никто не будет даже пытаться. Все будут погрязать в грехе, считая, что пытаться достичь большего - это гордыня».
Если человек чувствует потребность уйти в монастырь - он уйдет в него, и таков будет его Путь. Если бы все почувствовали такую потребность - род людской прекратился бы в течение одного поколения. Каждый из нас изначально ощущает свое предназначение в этом мире. Ощущает, но не осознает. Осознать его нам мешает внутренняя слепота и неумение отделить животные желания от человеческих. Как только мы откроем глаза и осознаем себя - мы автоматически вступим на наш Путь.
Что же касается попытки взять на себя невыполнимые обязательства, то не думаю, что те же священники одобрят, если кто-то провозгласит себя вторым Христом. Иначе как кощунством это не назовут, хотя все знают, что он должен прийти второй раз. В принципе, нет никаких объективных причин против того, чтобы это не были вы или я. Но и вы, и я понимаем, что просто мысль об этом будет действительно являться кощунством. Так почему мы считаем, что идея отказаться от своей природной сущности и сломать ее, зарабатывая неврозы и нервные срывы, менее кощунственна и более подобает человеку?
Осознайте, что вы человек, а не животное, возьмите под контроль свои инстинкты, распознавая их и используя их энергию, и продолжайте свой путь между мирами.
Выполняя каждое действие, четко осознавайте, откуда оно исходит - от животного или от человека. Если от животного - возьмите эту энергию и используйте ее для ЧЕЛОВЕКА. Пусть все ваши действия будут наполнены высшим смыслом и символикой. Это уже само по себе наполнит их горней энергией и повысит вашу эффективность в этом, материальном мире.
Снова напомним слова Ницше: «Человек - это то, что нужно преодолеть. Это не цель, но стрела, летящая в цель».
Теперь вы знаете, что мы все являемся ареной битвы между животными инстинктами и высшим предназначением. В этих условиях мы не можем быть целью. Мы пришли в этот мир, чтобы осознать себя и сделать следующий шаг.
Понимание мира
ПОПРОБУЕМ ПОНЯТЬ МИР
В первой части я говорил о том, как понять себя. Надеюсь, теперь вам легче разбираться с истинными мотивами своих действий и действий окружающих. Но разобраться в себе - это только часть проблемы. Мы теперь знаем, кто мы и что нами движет, но мир вокруг нас по-прежнему остается таинственным и непредсказуемым.
Между тем, если мы хотим следовать по нашему истинному Пути, мы должны видеть его. Для этого мало только разобраться в себе и научиться пользоваться энергией внутренних символов. Наш Путь должен вести нас между реальностями всех возможных миров, а для этого нам надо научиться видеть его знаки и слышать его призыв. Мы должны уметь понимать мир и пользоваться теми возможностями, которые он нам предоставляет..
Мы все являемся частью окружающей нас реальности. Слова Хемингуэя: «Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе» - являются не просто красивой метафорой. Это глубинное понимание всеобщей взаимосвязи.
Осознав себя, мы должны научиться понимать мир. В противном случае наше знание, полученное из первой части, не будет до конца эффективным. Окружающий мир образует с нами единую систему, которую мы воспринимаем как реальность. Чтобы изменять реальность, необходимо четко осознавать, как работают все составляющие этой системы - и мы, и мир.
Мы с детства приучены воспринимать себя отдельно от мира. Хотя внутренний опыт первых дней существования говорит нам, что мы и мир - это одно, тем не менее стараниями окружающих все начинают верить в обратное. «Есть я, и есть странная реальность вокруг меня, с которой я борюсь всю жизнь» - вот лейтмотив существования большинства из нас. Вся жизнь таких людей проходит под знаком оторванности от реальности и непонимания, откуда на них сыплются всевозможные напасти. «Как мне не везет», - с тоской вздыхают они, ожидая, что сверху упадет очередной кирпич. И почему-то никто не задумывается, что если кирпичи падают только на них и не падают на другого человека - значит, дело не в окружающем мире.
Мы не можем быть оторваны от мира просто потому, что каждое наше действие имеет отношение к окружающей реальности, а каждое событие вокруг нас имеет отношение к нам. Все вместе образует единую структуру. Все, что от нас требуется, - это научиться воспринимать информацию, которая неизбежно рождается в этой структуре и предназначена для нас. После этого кирпичи перестанут падать нам на голову, потому что мы перестанем ходить там, где они могут пролететь.
Поговорим об этом более подробно.
ВСЕОБЩАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Все в мире взаимосвязано. Для получения такого утверждения не обязательно быть мистиком. Этот вывод следует из обычной логики и в чем-то даже слишком механистичен. Можно даже подумать, что он сродни тем теориям, согласно которым судьба мира определяется столкновением молекул, а значит, поддается просчету на основании простой механики. В начале мира одна молекула толкает другую, та третью, и эти толчки приводят к тому миру, что мы имеем, и уводят дальше. Разумеется, мы не будем столь категоричны, но взаимосвязь всего в этом мире отрицать невозможно.
Давайте взглянем на давно известные вещи немножко под другим углом и посмотрим, какие выводы из этого последуют.
Легко отследить взаимосвязь очевидных вещей. Например, ураган, пронесшийся у берегов Америки, вызвал разрушение нефтяной инфраструктуры района бедствия, а это сразу же сказалось на всем мировом рынке. Это общеизвестные взаимосвязи, и тысячи операторов фондового рынка оценивают их ежедневно.
Но если есть взаимосвязь на глобальном уровне, то есть ли она на более низком? Повлияет ли на нашу жизнь, скажем, поход в магазин бабушки негра, живущего в Гарлеме?
Вы можете сказать: «Какое мне дело до того, пойдет она в магазин или нет?» На первый взгляд это так - ни бабушке до вас, ни вам до бабушки нет никакого дела. Но вы ведь не знаете, что именно произойдет с этой бабушкой по дороге в магазин и не затронет ли это гипотетическое действие непосредственно вас.
Предположим, бабушку негра по дороге в магазин сбивает на машине Билл Гейтс. Его привлекают к суду, «Майкрософт» терпит колоссальные убытки, а результаты этого отражаются на стоимости компьютеров во всем мире и в целом на состоянии мировой экономики. Согласен, что данный пример абсурден, но теоретически он возможен. Во всяком случае, его вероятность не равна нулю, хотя и очень мала. В самом деле, почему бы Гейтсу не захотеть прокатиться на машине по Гарлему? Ну, вот такая блажь у этих заевшихся миллиардеров.
Само наличие этой потенциальной вероятности показывает, что связи между самыми разнородными объектами в этом мире существуют. Отчасти это объясняется наличием ключевых точек любой системы, описанных в первой книге.
Напомню, что у любой системы есть ключевые точки, несущие основную нагрузку по поддержанию этой системы. Поскольку точки немногочисленны, на них падает большая нагрузка и любой маленький толчок может сдвинуть их. Это, в свою очередь, приведет к деформации системы и изменению реальности. При этом сам толчок, с точки зрения глобальной системы, может не иметь к ней никакого отношения. Платок Отелло привел к трагическим последствиям, но если бы кто-нибудь сказал об этом Дездемоне в момент потери - она бы не поверила.
В скобках замечу, что ревность Отелло была вызвана комплексом неполноценности и постоянным сомнением в том, что он может удержать красивую белую девушку. Вообще, это основа любой ревности. Если я уверен в себе - ревности не будет, так как я знаю, что партнер не уйдет.
Мир - это совокупность взаимопроникающих систем разного уровня. Значит, любое событие любой системы теоретически может затронуть ключевые точки других систем и деформировать их.
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ
Итак, мы согласны, что все в мире так или иначе связано между собой. То, что такая связь часто не очевидна, еще не значит, что ее нет. Если кто-то скажет нам, что лишняя рюмка водки, выпитая неведомым нам дядей Васей на другом конце города, имеет более чем непосредственное отношение к нам, - мы просто покрутим пальцем у виска. И будем крутить им до тех пор, пока дядя Вася не сядет за руль машины и не встретится с нами на перекрестке. Мы просто не можем вычислить имеющиеся связи современными логическими методами. Но наличие их любой из нас ощущает на интуитивном уровне.
Все в мире взаимосвязано. Но любая связь невозможна без передачи информации. Чтобы осуществить воздействие - необходимо передать информацию или усилие. Поскольку, как мы выяснили в первой книге, информация является одной из форм энергии - она уже сама по себе есть сила и может оказывать материальное воздействие в той или иной форме. В свете этого ясно, что простое донесение информации уже является более чем достаточным воздействием на материальный мир. Сообщив Отелло о платке, Яго деформировал реальность сильнее, чем если бы проехался по ней бульдозером.
Точно так же любое приложение сил само по себе уже несет определенную информацию. Я думаю, вы понимаете, что тот же дядя Вася будет более чем информативен, столкнувшись с вами. Во всяком случае, задуматься явно будет над чем.
Что мы имеем в итоге. Мир, сотканный из миллиардов связей, взаимодействий и каналов передачи информации. Каналов настолько много, что мы можем говорить о едином информационном поле, окутывающем весь мир. В этом поле каждое, даже самое ничтожное, событие в той или иной степени отражается на всех объектах, погруженных в него, то есть на всем мире.
Естественно предположить, что передача информации будет в первую очередь направлена на объекты, наиболее тесно связанные с источником возмущений.
В этом утверждении нет противоречия с предыдущим. Как волны от брошенного камня затухают по мере удаления от источника возмущения, так и информация в первую очередь затрагивает объекты, связанные с источником рядом общих параметров систем. На более «удаленные» объекты, не имеющие общих параметров, информация воздействует в достаточно слабом виде.
Это связано с тем, что хотя однозначную «узнаваемость» системе придают ключевые параметры, которых не так много, в целом система зависит от гораздо большего количества условий. И вот на каких-то из этих, относительно незначительных, параметрах и отразится любое, даже самое отдаленное, внешнее воздействие.
Если связь на уровне ключевых параметров систем между объектами в момент события незначима, то информация между ними будет проходить на практически неощутимом уровне. Возвращаясь к нашему примеру: вы вряд ли сможете сразу узнать, что бабушка негра вышла из дома. На уровне этого события связи между вами почти нет, так как бабушка пока не затронула ключевые точки ни одной из систем («семья», «работа», «друзья», «государство» и другие), в которых вы существуете.
Если затрагивается ряд параметров систем - информация будет воспринимаема, но не привлечет особого внимания. Так мы проходим на улице мимо интересного эпизода, но не придаем ему особого значения. В случае с бабушкой - это первые сообщения в газетах о суде над Гейтсом.
При стопроцентной связи, когда событие касается ключевых точек системы, в которой существует объект, - воздействие деформирует реальность воспринимающего объекта. В нашем примере - это осуждение Гейтса и изменение цен на компьютеры.
Осмыслив все вышесказанное, можно сказать, что мы физически неспособны воспринять информацию, которая так или иначе не имеет к нам отношения. Просто не будет каналов, по которым она сможет дойти к нам, и слишком велика степень затухания для отслеживания на обыденном уровне. Если мы воспринимаем какую-либо информацию, значит, она предназначена именно для нас.
Можно возразить, что если это так - мы должны немедленно воспринять выход бабушки негра из дома, так как это событие в перспективе достаточно значимо.
Причем воспринять его должны не только мы, но и все жители Земли. Ведь, как мы видели, событие касается практически всех. Почему же этого не произойдет?
И еще одно очень важное возражение. Если до нас доходит предназначенная для нас информация, то как объяснить многочисленные ошибки, которые мы совершаем, потому что не располагаем ею? Ведь, следуя нашей логике, как только событие становится значимым для нас - оно должно быть немедленно воспринято нами.
Сначала отвечу на последний вопрос.
Есть три основные причины, по которым мы не воспринимаем значимую для нас информацию.
Первая причина - наше собственное неумение ее получить. Например, если мы, работая на современном фондовом рынке, станем совершать операции, опираясь только на сведения местной провинциальной газеты, результат будет плачевен. Между тем необходимая нам информация в избытке имеется в Интернете, специальных изданиях и прочих источниках. То, что мы не берем ее оттуда, не означает ее отсутствия. Мир всеми силами стремится донести ее до нас, а мы отворачиваемся.
Вторая причина - сознательное перекрытие определенных каналов информации. Мы рассматриваем информационное поле как идеальную модель, в которой информация распространяется по всем взаимосвязанным направлениям. В таком мире, с точки зрения все того же фондового рынка, мы бы узнали о внутренних планах компании сразу же, как только они были бы приняты. Как мы понимаем, в реальности это не так. На пути свободного распространения информации стоит множество сознательных преград, от коммерческой тайны до прямой дезинформации.
Что же делать в этом случае? Возможно ли получить нужные данные, несмотря на многочисленные препоны? Возможно. И помогает нам в этом опять же концепция единого информационного поля. Если воздействие распространяется на все взаимосвязанные объекты, то становится невозможным перекрыть все каналы. Так или иначе, но часть объектов не будет перекрыта и их изменение просигнализирует нам о совершающихся изменениях.
Так, в аналитических отделах разведки могли судить о подготовке к войне просто на основании, например, резкого сокращения поступающего в продажу мяса. Если производство мяса не уменьшилось и мясокомбинаты работают с той же нагрузкой, импорт мяса не возрос, а на прилавках его стало значительно меньше по сравнению с прошлым годом, значит, мясо идет в стратегические запасы на случай войны.
Аналогичный метод можно применить для анализа любого интересующего нас вопроса. Надо только подумать, какие взаимосвязанные точки доступны нашему восприятию.
Третья причина - неумение расшифровать уже воспринятые сигналы. Одно и то же сообщение каждый из нас интерпретирует по-разному, в зависимости от своей подготовки, интеллекта и просто настроения. Но к реальности это уже не будет иметь никакого отношения.
Теперь что касается невосприятия такого «важного» для всех сообщения, как выход бабушки негра из дома.
Теоретически, если бы у нас был компьютер, одновременно отслеживающий все изменения в этом мире, - предсказание результата любого действия было бы не сложнее таблицы умножения. Мы бы одновременно видели и выход бабушки из дома, и движения машины Гейтса, и режим работы светофоров, и степень усталости самого Гейтса, и... К сожалению, такого компьютера У нас нет.
Что же делать нам с нашими небольшими возможностями?
Можно сказать, что, пока у нас нет мирового суперкомпьютера, мы должны учитывать, что в сфере нашего восприятия появляются сообщения, которые реально, а не потенциально значимы для нас. В противном случае мы были бы затоплены информацией.
Выход бабушки из дома является точкой бифуркации. Напомню, что бифуркация - это раздвоение, расщепление путей развития. Так, например, в биологии термин «бифуркация» применяется для описания усложнения видов. Именно благодаря многочисленным бифуркациям из простейших клеток, живших в океане миллиарды лет назад, сформировалось все многообразие животных форм.
В общем случае бифуркация (раздвоение) возникает в процессе развития любой системы, когда подводимая к ней энергия или усложнение самой системы превышает определенный уровень. В этом случае прежняя одиночная система может разделиться на две новых. В дальнейшем эти новые системы могут также разделиться. В результате каждая вновь порожденная структура будет все меньше походить на свою прародительницу и на своих отдаленных «родственников».
Применительно к нашему разговору, можно сказать, что точка бифуркации реальности возникает в момент появления разных вероятностных путей развития события. Это развилка, после которой реальность может перейти на другие рельсы. Может перейти, но... может и не перейти. Это появление вероятности другого исхода, но не его наступление.
Бифуркация - это неопределенность, допускающая различные исходы. Возвращаясь к биологии, можно заметить, что разные виды животных по-разному приспосабливаются к одним и тем же условиям окружающей среды. При этом каждый способ приспособления достаточно эффективен. Например, различные виды птиц строят разные гнезда, но каждый тип гнезда успешно выполняет свои функции. Ясно, что такое многообразие форм простейшего приспособления к условиям среды могло появиться только в состоянии вероятностной неопределенности.
В известном примере с ослом, стоящим на равном расстоянии между двумя кормушками и выбирающим одну из них, он находится как раз в точке бифуркации, и предсказать его поведение на основе обычной логики невозможно. Логика подразумевает возможность однозначного вывода из ряда посылок. В данном же случае речь идет не об однозначности, а о вероятности наступления события.
Конечно, сама вероятность на высшем уровне (на котором можно просчитать все ее составляющие) также подпадает под действия логики, но для человека этот уровень практически недостижим.
Понятно, что множественное наличие точек бифуркации в реальном мире доказывает, что наш мир В ЦЕЛОМ подчиняется логике на уровне, почти недоступном человеку. Ведь даже хаос, с точки зрения бифуркации, представляет собой хоть и очень усложненную, но тем не менее не бессистемную структуру. Однако мы не можем осознать упорядоченность хаоса. Другими словами, человек логически чаще всего не может заранее вычислить все возможные исходы того или иного события, особенно при долгосрочном прогнозе.
Разумеется, подобное утверждение не подразумевает полное отрицание логической связи между событиями в мире. В этом случае разум просто не мог бы развиться, он был бы бесполезен. Логическая связь в. мире есть, но нам она доступна только на определенном, достаточно низком уровне. Можно вычислить положение камня, летящего с определенной скоростью в одном направлении. Можно вычислить влияние тайфуна на мировую экономику. Но эти события обладают жесткой взаимосвязью внутренних составляющих, почти не имеющих точек бифуркации в своем развитии. Камень вряд ли резко изменит скорость или направление, и точно не будут внезапно открыты новые месторождения нефти.
Вспомним «Конец вечности» Азимова. Организация, существующая вне времени и занимающаяся изменением реальности. Изменение осуществляется путем воздействия на ключевые точки системы. Например, сломанный тормоз в машине известного ученого приводит к тому, что смертоносное оружие так и не будет создано. При этом после изменения реальности ожидаемый эффект наблюдается не сразу, а спустя некоторое время, в течение которого должны быть исчерпаны все возможные варианты событий. Когда эти варианты исчерпаются - остается один реализовавшийся, который мы и видим.
В нашем случае все происходит точно так же. Выход бабушки рождает точку бифуркации. С этого момента система нашей реальности начинает пребывать в состоянии неустойчивого равновесия. Ситуация пока неопределенна, и информация еще не затрагивает ни одну из сторон. Билл Гейтс может свернуть перекрестком раньше или чуть сбавить скорость, и все закончится благополучно. При таком исходе мы никогда не узнаем об этом походе в магазин. А что же будет при исходе, который описали мы?
Столкновение - это уже не точка бифуркации, а реализованная вероятность. С этого момента информация начинает расти как снежный ком и становится доступна. Причем чем более значима информация и чем больше людей затрагивает изменение реальности, тем более доступной для всех будет эта информация. Разумеется, если ее сознательно не перекроют, как, например, планы военных кампаний.
Рыбак, сидящий в лодке, не сразу закачается на волнах от упавшей возле берега скалы. Он может видеть падение, но не осознавать его значимость. И только когда первые волны подойдут к его лодке, он поймет, что это, на первый взгляд, далекое событие очень значимо для него.
Так же и в любом другом случае. Первые сообщения в газетах привлекут наше легкое внимание, и только немногие проницательные люди поймут, что скоро эта информация скажется непосредственно на них.
Информация идет к нам непрерывно. Сумев обработать и осознать всю доступную для нас в данный момент информацию, мы фактически обретем всемогущество. Слабый отголосок этого мы видим в предсказателях будущего. Как вы понимаете, их способности связаны с умением прислушиваться к подсознательным сигналам, идущим из глубины психики, и с возможностью считывать информацию с единого поля Земли.
Сейчас, когда вы читаете эту книгу, в глубине вашей психики происходит колоссальная обработка всего доступного вам информационного потока. Анализируется абсолютно все: от косого взгляда соседа до погоды во Франции и ее влияния на завоз кур в соседнюю деревню через изменение урожая виноградников. При этом информация обрабатывается по внелогичным законам, так как логика подсознания отличается от логики рационального сознания и вплотную приближена к «логике» мира. Получается, что именно подсознательная информация способна наиболее точно описать возможный исход событий. Только вот сигналы «снизу» идут достаточно слабые. Не все могут их осознать.
Пока же нам остается только учиться вылавливать в океане информации то, что может иметь значение для нас. Одним это дается легко, и они могут отслеживать информацию от самых разнородных источников. Мы завидуем их интуиции. Другие же люди не видят очевидных знаков и постоянно разбивают себе лоб.
Немного отойдем в сторону от практического применения.
В примере с людьми с поразительной интуицией мы касаемся почти экстрасенсорной способности напрямую воспринимать информацию из единого поля Земли. Люди, обладающие этой способностью, могут узнавать о событиях, будучи заперты в глухой камере. Это возможно благодаря тому, что информация существует сама по себе, вне привязки к ее носителям. Носители информации лишь переводят ее в вид, доступный для восприятия.
На первый взгляд это утверждение противоречит положениям, принятым в современной науке. Считается, что информация обязательно должна быть привязана к носителям. Но в этом случае становится невозможно объяснить феномен «белого шума». Напомню, что идеальный «белый шум» представляет собой набор шумов, охватывающих абсолютно все частоты. Как слабый пример «белого шума» можно привести гул толпы. Особенность «белого шума» в том, что он содержит всю имеющуюся в мире информацию. Для того чтобы выделить ее, необходимо лишь правильно настроить фильтр восприятия.
В качестве примера можно привести опыт людей, изучающих иностранные языки методом «погружения». Когда они выходят на улицу родного города, весь день проговорив на иностранном языке, они с удивлением обнаруживают, что «выхватывают» из разнородного шума толпы знакомые иностранные фразы или куски связного разговора. Ясно, что на самом деле они не звучат. Но мозг, настроенный на нужный фильтр, вычленяет из «белого шума» нужную информацию.
Монитор позволяет работать с информацией в компьютере, но не является ее источником. Жесткий диск также не является первоначальным источником, как вы могли бы подумать. Пусть даже речь идет об уникальной разработке, имеющейся только на нашем компьютере, - его поломка не уничтожит саму информацию. Поломка может просто отодвинуть во времени ее восприятие, так как потребуется время на восстановление данных.
Пример с «белым шумом» показывает, что вся информация существует в мире изначально, с начала времен (так же как изначально существует полный набор частот). Все возможные к