Особое внимание следует уделить перевозке опасных грузов.
Под определение «опасный груз » - подпадает любой груз, который при несоблюдении определенных, обязательных условий перевозки, способен нанести определенный ущерб как окружающей среде, так здоровью и имуществу людей.
Практически любая продукция выпускаемая современной промышленностью, в том числе и пищевой, идет с использованием, или выделением того или иного опасного ингредиента, который, уже изначально, в чистом виде несет в себе определенную угрозу жизни и экологии, либо становится таковым в больших концентрациях. Транспортирвка - перевозка опасных грузов задача всегда сложная и небезопасная. Любая, даже не значительная авария или утечка может привести к гибели людей, экологической катастрофе, тех или иных масштабов, причинению значительного материального ущерба.
Комментарий к слайду №
С целью обеспечения безопасности, а также борьбы с последствиями возможных аварийных ситуаций, установления и разграничения ответственности участников, как внутри Таможенного Союза, так и международных грузоперевозок существуют законодательно закрепленные соглашения, конвекции, правила и инструкции. В международных грузоперевозках, приоритетными считаются международные правила и конвенции.
К международным документам, устанавливающим правила перевозки опасных грузов водным транспортом, относятся:
· Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС 74). Конвенция предусматривает, что договаривающиеся правительства обязуются выполнять положения конвенции и приложения к ней, а также издавать законы, декреты, приказы и правила и принимать все другие меры, для полного осуществления положений Конвенции. Перевозка опасных грузов регламентирована правилами главы VII Конвенции СОЛАС.
· В соответствии с этими правилами Международной морской организацией (ИМО) разработан и постоянно совершенствуется Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ);
· Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 г. (МАРПОЛ 73/78), предпосылкой принятия которой послужили огромный рост объемов транспортировки нефти морем, размеры танкеров, увеличивающееся количество химикалий, которые попадают в море. Технические меры по обеспечению безопасности морской среды включены в пять Приложений к МАРПОЛ.
· Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов (Вопросы документации при международных перевозках опасных грузов);
· Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ). Актуальное издание ВОПОГ 2011;
· Соглашение стран СНГ от 23.12.1993 «О межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов».
· Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ).
Комментарий к слайду №
Национальное законодательство:
· Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) РД 31.15.01-89;
· Правила безопасной морской перевозки незерновых навалочных грузов (Правила ННГ);
· Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом (приказ Росморфлота от 22.10.96 № 39);
· Правила безопасности морской перевозки грузов (приказ Минтранса России от 21 апреля 2003 г. № ВР-1/п);
· Правила по предотвращению загрязнения с судов;
· Распоряжение Минтранса России от 23 марта 1998 г. № МФ-34/195 «О порядке и требованиях по подготовке опасных грузов к морской перевозке»;
· Методические рекомендации по осуществлению декларирования и освидетельствования (сертификации) опасных грузов.
Комментарий к слайдам №
С целью систематизации и каталогизации опасных грузов по физико-химическим свойствам и степени опасности, на основе типовых правил перевозки опасных грузов, были выделены основные 9 (девять) классов опасности, с дальнейшим более подробным делением на подклассы, которые в сфере перевозок водным транспортом закреплены в Европейском соглашении о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ):
класс 1 взрывчатые вещества и изделия;
класс 2 газы;
класс 3 легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4.1 легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
класс 4.2 вещества, способные к самовозгоранию;
класс 4.3 вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
класс 5.1 окисляющие вещества;
класс 5.2 органические пероксиды;
класс 6.1 токсичные вещества;
класс 6.2 инфекционные вещества;
класс 7 радиоактивные материалы;
класс 8 коррозионные вещества;
класс 9 прочие опасные вещества и изделия
Более подробно классификация опасных грузов представлена в следующей таблице:
Наименование подкласса опасности | ||
Номер класса опасности | Номер подкласса опасности | |
1.1 | Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой | |
1.2 | Взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой | |
1.3 | Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой | |
1.4 | Взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности | |
1.5 | Очень нечувствительные взрывчатые материалы | |
1.6 | Изделия чрезвычайно низкой чувствительности | |
2.1 | Невоспламеняющиеся неядовитые газы | |
2.2 | Ядовитые газы | |
2.3 | Воспламеняющиеся (горючие) газы | |
2.4 | Ядовитые и воспламеняющиеся газы | |
3.1 | Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 °C в закрытом тигле | |
3.2 | Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее минус 18 °C, но менее 23 °C, в закрытом тигле | |
3.3 | Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее 23 °C, но не более 61 °C, в закрытом тигле | |
4.1 | Легковоспламеняющиеся твердые вещества | |
4.2 | Самовозгорающиеся вещества | |
4.3 | Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой | |
5.1 | Окисляющие вещества | |
5.2 | Органические пероксиды | |
6.1 | Ядовитые вещества | |
6.2 | Инфекционные вещества | |
- | Радиоактивные материалы на подклассы не разделены | |
8.1 | Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами | |
8.2 | Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие основными свойствами | |
8.3 | Разные едкие и (или) коррозионные вещества | |
9.1 | Грузы, не отнесенные к классам 1 - 8 | |
9.2 | Грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность только при их транспортировании навалом водным транспортом |
Порядковый номер класса опасности не отвечает степени опасности опасного груза.
Для указания на опасные свойства опасных грузов применяются знаки, которые должны наноситься на опасный груз или упаковку с таким грузом. Система знаков опасности основана на классификации опасных грузов и разработана в следующих целях:
· сделать опасные грузы легко распознаваемыми на расстоянии по общему виду имеющихся на них знаков опасности (символ, цвет и форма);
· обеспечить с помощью цвета знаков опасности первое полезное указание в отношении погрузочно-разгрузочных операций, укладки грузов и их разделения.
Кроме того у опасных грузов имеются свои классификационные коды, которые сами по себе раскрывают свойства опасного груза, а идентификация опасных грузов может быть проведена по наименованию или четырехзначному номеру ООН, взятому из типовых правил ООН.
Перевозка опасных грузов морским транспортом осуществляется в специальной упаковке, с нанесением соответствующей маркировки с указанием класса опасности и заполнением декларации о перевозке опасных грузов. Кроме всего прочего, согласно ст.159 ТК ТС необходимо подать сведения о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы. Так же при перевозке опасных грузов морским транспортом необходимо соблюдать условия совместимости грузов, условия погрузки и выгрузки, условия хранения и укладки их на борту судна, меры безопасности при несчастных случаях, а так же недопущение порчи упаковки во избежание экологических катастроф.
Каждое судно, выполняющее морскую перевозку опасных грузов, согласно ст. 159 ТК ТС должно иметь реестр или план судна с точным указанием размещения на борту контейнеров с опасным грузом. Копия плана до окончания перевозки должна храниться на берегу у судовладельца.
Морская перевозка опасных грузов требует сведения к минимуму опасности для людей находящихся на судне, и окружающей среде. Для этого опасный груз при размещении на борту закрепляют. Так же некоторые опасные грузы требуют либо полного запрета к перевозке, либо ограниченного количества груза на одном борту.
Перевозка опасных грузов морским транспортом сопровождается большим объемом разрешающих документов, так же грузосопроводительные документы должны содержать полное и точное наименование груза с отметкой, что опасный груз, предъявляемый к перевозке, упакован соответствующим образом.