Участвующих в реализации образовательной программы
Образовательная программа первого года обучения рассчитана на детей 6-8 лет, второго года обучения - на учащихся 7-9 лет, третьего года обучения - на 9 - 11-летних детей. Пол значения не имеет. Для приема в группу первого года обучения специальных шахматных знаний не требуется. Педагог ориентируется на психофизиологические возможности ребенка. В группы второго и третьего годов обучения возможен приём по результатам собеседования. В исключительных случаях возможно обучение детей более старшего возраста, чем указан в программе.
Сроки реализации образовательной программы и режим занятий
Образовательная программа «Способен каждый. Шахматы» рассчитана на 3 года обучения.
Первый год обучения –72 часа (теория – 18 часов, практика – 54 часа). Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.
Второй год обучения – 144 часа (теория – 36 часов, практика – 108 часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Третий год обучения – 216 часов (теория – 36 часов, практика – 180 часов). Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 3-2 часа.
В зависимости от уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в материале, педагог оставляет за собой право изменять порядок тем занятий и варьировать количество часов, отведённых на какую-либо тему, в пределах общего количества часов образовательной программы.
Формы занятий
Форма занятий - теоретические, комбинированные (сочетание теоретических и практических занятий), турниры.
Подробнее описано в разделе «Методическое обеспечение образовательной программы».
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащиеся должны
знать:
· правила шахматной игры;
· шахматную нотацию;
· порядок записи ходов партии и их отличия от записи позиций;
· цель шахматной партии;
· поля шахматной доски;
· все об игре с механическими и электронными часами;
· об игре с шахматными часами, о времени, отведенном на партию;
· правила обращения к арбитру на турнире и последствия нарушения этих правил;
· простейшие тактические приёмы;
· способы нападения и защиты;
· законы развития фигур в начале партии;
· законы элементарного эндшпиля;
· значение материального преимущества;
· все возможные специфические нарушения противника в процессе игры;
· методы борьбы со связками;
· методы использования небольшого материального перевеса.
уметь:
· разыграть партию с противником;
· расставлять позиции на шахматной доске;
· нападать и съедать фигуры противника;
· довести партию до логического окончания;
· ставить простые маты;
· использовать правило «взялся - ходи»;
· самостоятельно работать с шахматной доской;
· правильно вести диалог с арбитром;
· полностью записывать шахматную партию;
· грамотно откладывать или заканчивать партию;
· фиксировать падение «флажка» и результат партии;
· правильно предлагать ничью;
· использовать временные ошибки противника;
· регистрировать «невозможный» ход;
· правильно рассчитывать время в шахматной партии;
· правильно завершить партию;
· отслеживать турнирные результаты;
· использовать небольшой материальный перевес;
· совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на три-четыре хода);
· предполагать вероятный ответный план противника.
быть:
· внимательным, любознательным;
· выдержанным, психологически устойчивым во время партии;
· дружелюбным во время игры, уважительным и справедливым по отношению к сопернику;
· целенаправленным - стремиться довести партию до победы;
· сосредоточенным, целеустремленным при игре партии;
· настойчивым при стремлении к поставленной цели;
· настойчивым в отстаивании прав игрока.
Способы проверки достижения ожидаемых результатов
В течение года дети участвуют в квалификационных турнирах, районных и городских шахматных первенствах различного уровня, общероссийских и международных соревнованиях. Оценки результатов выставляются по сумме набранных очков в квалификационных турнирах и турнирах с дополнительными разрядными уровнями, которые проводятся три раза в год, каждый триместр. Обучаемые принимают участие в ежегодном городском фестивале «Летние надежды» по окончании учебного года.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Теоретические знания оцениваются на итоговом занятии: учащиеся сдают зачет по теории. В конце учебного года подводятся итоги квалификационного турнира, учитываются и результаты итогового зачёта.
Результатом практической деятельности является выполнение четвертого - третьего спортивного разряда, что фиксируется в классификационных билетах учащихся.