МАТЕМАТИКА В СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»
Постановка проблемы: Многие считают, что математика в жизни нигде не применяется. Но без неё не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство. Сейчас, когда на 2 курсе мы начали изучать специальные дисциплины, нас заинтересовал вопрос, нужна ли математика для нашей специальности. Это мы и решили выяснить.
Ключевые слова: межпредметные связи, интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, профессионально ориентированные задачи.
Задачи:
1) провести опрос среди студентов 1, 2, 3 курса специальности «Компьютерные сети» и определить их мнение о связи математики с другими дисциплинами;
2) провести опрос среди преподавателей специальных дисциплин для выяснения основных тем математики, применяемых в нашей специальности;
3) показать связь между дисциплинами.
Анализ исследований и публикаций. Для того чтобы провести анализ и подвести итоги, мы изучили литературу, проработали материалы с разных сайтов, и увидели, что проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в прошлом. Значение межпредметных связей обосновывали К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, М.Н.Скаткин и многие другие. И сегодня преподаватели информатики уделяют большое внимание данному вопросу. Например, преподаватели ГОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия» Алла Александровна Витухновская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и Татьяна Сергеевна Марченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания, 21 марта 2012 года, опубликовали статью «Математика и информатика: межпредметные связи», в которой, подробно описали связь математики и информатики, с целью донести до преподавателей немаловажность взаимодействия между этими и другими дисциплинами [5].
Основной материал исследований.
Первое, с чего мы начали наше исследование, это провели опрос среди студентов 1, 2 и 3 курсов специальности «Компьютерные сети» для выяснения осознания значения математики. Анализируя результаты, мы увидели, что понимание взаимосвязи математики с другими дисциплинами на разных курсах отличается (рис.1):
Рис. 1 - Результаты опроса
Эти результаты нас не очень удивили. Связано это с тем, что студенты 2 и 3 курсов уже начали изучать компьютерные дисциплины и уже хоть немного ориентируются в применении тех или иных тем математики для выполнения заданий.
Мы продолжили наше исследование. Следующее, что мы сделали, это провели беседы с преподавателями, которые читают профессионально направленные дисциплины на специальности «Компьютерные Сети». Нас интересовало, какие темы дисциплины «Математика» особенно важны. Результаты можно увидеть на рис.2, где мы постарались систематизировать данные:
Архитектура аппаратных средств |
Основы программирования и баз данных |
Технология физического уровня передачи данных |
Организация администрирования компьютерных сетей |
Электротехнические основы источников питания |
Основы теории информации |
Матрицы |
Организация работ по обеспечению защиты объектов компьютерных сетей |
Программное обеспечение компьютерных сетей |
Интегралы |
Системы линейных уравнений |
Элементы теории вероятности |
Статистика |
Теория графов |
Преобразования графиков функций |
Организация, принципы построения и функционирования компьютерных сетей |
Рис. 2 - Результат опроса преподавателей
Выводы: Таким образом, изучив данный вопрос, мы для себя сделали несколько выводов:
1) Необходимо провести беседы с 1, 2 курсом, и предоставить им материалы нашего исследования, чтобы поднять уровень заинтересованности к математике, показать, как знание математики им пригодится при изучении специальных дисциплин.
2) В математике и специальных дисциплинах изучаются одноименные понятия (векторы, координаты, графики и функции, уравнения и т.д.), а математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства) находят применение при изучении многих дисциплин связанных с «Компьютерными Сетями».
3) Широкое использование математики позволяет формировать у обучающихся умения систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных дисциплин, а в данном случае математики.
Литература:
1) Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика. М., Наука, 2000, с. 156.
2) Турецкий В.Я. Математика и информатика. Екатеринбург: Пропаганда, 2002, с. 109.
3) Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Общая информатика. М.: Дело, 1999, с. 231.
4) Гладких Б. А. От абака до компьютера. Томск: Изд-во НТЛ, 2005, с. 87.
Перечень ссылок:
5) https://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/ict-distant-education/czifrovye-resursy-v-obrazovanii/3771-matematika-i-informatika-mezhpredmetnye-svyazi
6) https://ladywomans.alternatenergy.ru/Межпредметные%20связи%20информатики%20.%20Контентплатформа
7) https://nuclphys.sinp.msu.ru/math/conf/schs_w.pdf