Таможенная экспертиза продовольственных товаров_архив
Лекция 1. Таможенная политика государства и таможенный тариф
Конституция РФ определяет таможенное регулирование как установление порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу страны.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Таможенный кодекс РФ, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон РФ «О таможенном тарифе», ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и др.
Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ, представляющего собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также порядок обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.
Таможенное дело – совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешне- торговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная территория РФ включает в себя:
- территорию РФ;
- находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
Пределы таможенной территории РФ, а также пределы особых экономических зон являются таможенной границей.
Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела:
- по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (указами Президента);
- отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля;
- обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
- установления и применения таможенных режимов;
- установления, введения и взимания таможенных платежей. Федеральная таможенная служба (ФТС) издает в пределах
своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными и иными государственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Нормативные акты ФТС РФ вступают в силу через 40 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда:
- эти акты устанавливают более льготные правила по сравнению с действующими нормативными актами;
- акты законодательства России обязывают ФТС ввести нормативные акты по таможенному делу в действие в более короткие сроки.
Таможенные органы РФ (действуют на основании положений, утверждаемых ФТС РФ):
- Федеральная таможенная служба (утверждается Президентом или по его поручению);
- региональные таможенные управления;
- таможни и таможенные посты (создание, реорганизация, ликвидация осуществляется региональными таможенными управлениями).
Таможенная политика государства
Конституция РФ определяет таможенное регулирование как установление порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу страны.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Таможенный кодекс РФ, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон РФ «О таможенном тарифе», ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и др.
Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ, представляющего собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также порядок обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.
Таможенное дело – совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешне- торговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная территория РФ включает в себя:
- территорию РФ;
- находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
Пределы таможенной территории РФ, а также пределы особых экономических зон являются таможенной границей.
Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела:
- по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (указами Президента);
- отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля;
- обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
- установления и применения таможенных режимов;
- установления, введения и взимания таможенных платежей. Федеральная таможенная служба (ФТС) издает в пределах
своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными и иными государственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Нормативные акты ФТС РФ вступают в силу через 40 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда:
- эти акты устанавливают более льготные правила по сравнению с действующими нормативными актами;
- акты законодательства России обязывают ФТС ввести нормативные акты по таможенному делу в действие в более короткие сроки.
Таможенные органы РФ (действуют на основании положений, утверждаемых ФТС РФ):
- Федеральная таможенная служба (утверждается Президентом или по его поручению);
- региональные таможенные управления;
- таможни и таможенные посты (создание, реорганизация, ликвидация осуществляется региональными таможенными управлениями).
Конституция РФ определяет таможенное регулирование как установление порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу страны.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Таможенный кодекс РФ, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон РФ «О таможенном тарифе», ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и др.
Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ, представляющего собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также порядок обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.
Таможенное дело – совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешне- торговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная территория РФ включает в себя:
- территорию РФ;
- находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
Пределы таможенной территории РФ, а также пределы особых экономических зон являются таможенной границей.
Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела:
- по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (указами Президента);
- отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля;
- обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
- установления и применения таможенных режимов;
- установления, введения и взимания таможенных платежей. Федеральная таможенная служба (ФТС) издает в пределах
своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными и иными государственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Нормативные акты ФТС РФ вступают в силу через 40 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда:
- эти акты устанавливают более льготные правила по сравнению с действующими нормативными актами;
- акты законодательства России обязывают ФТС ввести нормативные акты по таможенному делу в действие в более короткие сроки.
Таможенные органы РФ (действуют на основании положений, утверждаемых ФТС РФ):
- Федеральная таможенная служба (утверждается Президентом или по его поручению);
- региональные таможенные управления;
- таможни и таможенные посты (создание, реорганизация, ликвидация осуществляется региональными таможенными управлениями).
Таможенный тариф
Таможенный тариф РФ – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время в России используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), разработанная на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой внешней торговле с 1991 г., и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского Экономического Сообщества (КН ЕС).
В России по методу исчисления применяются следующие виды ставок пошлин:
- адвалорные начисляются в % к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические начисляются в установленном денежном размере за единицу облагаемых товаров;
- комбинированные сочетают оба названных вида таможенного обложения.
В зависимости от направления движения товаров пошлина может быть вывозной (экспортной) и ввозной (импортной).
Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом РФ «О таможенном тарифе».
Предельные ставки ввозных таможенных пошлин применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует режим наибольшего благоприятствования, установленный законодательными органами.
Наряду с пошлинной системой ввоза, вывоза и международного таможенного транзита товаров применяется несколько видов тарифных льгот.
Конституция РФ определяет таможенное регулирование как установление порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу страны.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Таможенный кодекс РФ, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон РФ «О таможенном тарифе», ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и др.
Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ, представляющего собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также порядок обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.
Таможенное дело – совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешне- торговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная территория РФ включает в себя:
- территорию РФ;
- находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
Пределы таможенной территории РФ, а также пределы особых экономических зон являются таможенной границей.
Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела:
- по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (указами Президента);
- отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля;
- обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
- установления и применения таможенных режимов;
- установления, введения и взимания таможенных платежей. Федеральная таможенная служба (ФТС) издает в пределах
своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными и иными государственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Нормативные акты ФТС РФ вступают в силу через 40 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда:
- эти акты устанавливают более льготные правила по сравнению с действующими нормативными актами;
- акты законодательства России обязывают ФТС ввести нормативные акты по таможенному делу в действие в более короткие сроки.
Таможенные органы РФ (действуют на основании положений, утверждаемых ФТС РФ):
- Федеральная таможенная служба (утверждается Президентом или по его поручению);
- региональные таможенные управления;
- таможни и таможенные посты (создание, реорганизация, ликвидация осуществляется региональными таможенными управлениями).
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Лабораторная работа № 1
Организация таможенного дела. Стоимостная экспертиза
Цель работы–формирование знаний в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и ознакомление с Законом «Об основах государственного ре-
гулирования внешнеторговой деятельности» и Законом «О таможенном тарифе». Изучить основные понятия в системе таможенного регулирования. Научиться определять таможенную
пошлину и таможенную стоимость товара.
Задачи работы:
– закрепление знаний основных положений и норм за-
конов;
– выработка умений находить необходимую профессиональную информацию при работе с федеральными законами;
– овладение умениями применять теоретические знания в области правовых основ внешнеэкономической деятельности в практических ситуациях.
Средства обучения:
1 Федеральный закон «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»;
2 Закон РФ «О таможенном тарифе»;
3 Ставки таможенных пошлин;
4 Ставки акцизов.
Подготовка студента к занятию:
Задание № 1 Изучить Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Изученный материал в виде ответов на вопросы оформите в тетради.
Вопросы для подготовки к занятию:
1 Законспектируйте основные понятия: «внешнеторговая
деятельность», «товар», «таможенно-тарифное регулирование»,
«предотгрузочная инспекция».
2 Перечислите основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
3 Назовите методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
4 Какие методы относятся к таможенно-тарифному регулированию?
5 Какие методы относятся к нетарифному регулированию?
Задание № 2 Изучить Закон «О таможенном тарифе».
Изученный материал в виде ответов на вопросы оформите в тетради.
Вопросы для подготовки к занятию:
1 Законспектируйте основные понятия: «таможенный тариф», «пошлина», «декларант», «таможенная стоимость товара».
2 Перечислите виды ставок таможенных пошлин.
3 Укажите виды сезонных и особых пошлин.
4 Что такое тарифная преференция?
5 В каких случаях товары освобождаются от таможенных пошлин.
6 Каким странам предоставляют преференции?
Задание № 3 Изучить методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения – статья 18-24 закона «О таможенном тарифе». Изученный материал в виде ответов на вопросы оформите в тетради.
Вопросы для подготовки к занятию:
1 В каких случаях приметается метод «по цене сделки с ввозимыми товарами»?
2 В каких случаях приметается метод «по цене сделки с идентичными товарами»?
3 В каких случаях приметается метод «по цене сделки с однородными товарами»?
4 В каких случаях применяется метод «на основе вычитания стоимости»?
5В каких случаях применяется метод «на основе сложения стоимости»?
6 В каких случаях приметается метод «резервный»?
Проблема таможенной оценки товаров (определения их таможенной стоимости) является крайне актуальной в современной правоприменительной практике. Ее актуальность связана с тем, что именно таможенная стоимость является основой начисления большинства таможенных платежей, а также налогов и сборов: таможенных пошлин (ст. 17 Закона «О таможенном тарифе»), налога на добавленную стоимость (ст. 160 НК РФ), акцизов (ст. 191 НК
РФ), таможенных сборов за таможенное оформление (ст. 114 ТК РФ)
и т.д. Таким образом, правила определения таможенной стоимости товаров являются одним из важнейших факторов, влияющих на формирование ряда условий внешнеторгового договора.
Таможенную стоимость товаров определяют не таможенные лаборатории, а специально созданные для этого таможенные органы и их подразделения.
Таможенная стоимость товара заявляется декларантом, перемещающим товары через границу, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.
При отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров с помощью одного из шести методов или на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров: каталоги,
прайс-листы организаций-изготовителей и продавцов, материалы выставок и оптовых ярмарок, аналитические обзоры по отдельным группам товаров, сайты фирм в Интернете и др. При использовании указанной ценовой информации таможенный орган производит
корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке страны происхождения, времени изготовления и др. факторов, влияющих на цену.
Таможенная стоимость товара определяется по формуле:
Сст = Цсд+Нач – С,
где Цсд – цена сделки, косвенные платежи;
Нач – дополнительные начисления к цене сделки и
подлежащие включению в таможенную стоимость;
С – списываемые суммы.