Традиция «вестфальского» подхода к международно-политической системе исходит из недопустимости ее вовлечения во внутриполитические дела государств или по крайней мере, из максимально ограничительной трактовки оснований и пределов внешнего вмешательства. Один из глобальных трендов современного развития противостоит этой традиции.
Проблемные ситуации внутри государств (этноконфессиональные, связанные с сепаратизмом, миграционными и демографическими процессами, коллапсом государственных структур) становится труднее удержать во внутреннем контексте. Они влияют на отношения с другими странами, затрагивают их интересы, сказываются на состоянии мировой системы в целом. Отсюда — вопрос о возможности внешнего воздействия на внутриполитические ситуации в тех или иных странах, его целях, средствах и пределах.
Однако речь идет о чувствительной теме, затрагивающей государственный суверенитет и требующей осторожного отношения. При ином отношении может произойти эрозия основ существующего миропорядка и воцарение хаоса, в котором будет господствовать лишь право сильного. Обратная сторона проблемы — жесткое противодействие властей любому внешнему вовлечению по мотивам защиты от вмешательства во внутренние дела, а на деле — из-за желания остаться «непрозрачным», опасения критики, неприятия альтернативных подходов. Задача — найти адекватные методы реагирования на такие ситуации, включая и возможность применения силы, но не при волюнтаристском отрицании международного права, а через его укрепление и развитие.
Обстоятельства, в которых сталкиваются императивы внутреннего развития государств и их международно-политические взаимоотношения, относятся к числу наиболее трудных для приведения к общему знаменателю. Существует круг конфликтогенныхтем, вокруг которых возникают (или могут возникать) наиболее серьезные узлы напряженности не по ситуативным, а по принципиальным основаниям. В числе таких проблем:
- взаимная ответственность государств в вопросах использования и трансграничного перемещения природных ресурсов;
- усилия по обеспечению собственной безопасности и восприятие таких усилий другими государствами;
- коллизия между правом народов на самоопределение и территориальной целостностью государств.
Перспективы глобального сотрудничества.
Между государствами могут возникать споры и конфликты по конкретным вопросам, в которых их интересы не совпадаю т или расходятся. «Традиционная» международно-политическая система создает разнообразный набор инструментов для урегулирования таких споров и конфликтов. Соответствующий инструментарий есть и сегодня. Он будет развиваться и совершенствоваться.
Но особенностью формирующейся международно-политической системы является наличие в ней весомогокомпонента глобальной проблематики — а она требует не столько урегулирования споров, сколько определения программы совместных действий, не столько минимизации разногласий, сколько максимизации взаимного выигрыша, не столько определения соотношения интересов, сколько выявления интереса общего.
Конечно, одно не исключает другого. Предрасположенность государств к сотрудничеству не всегда превалирует над их озабоченностью конкретным соотношением выигрышей и издержек, а совместные созидательные действия не обязательно являются эффективными — нередко их осуществление оказывается невозможным. Но нацеленность на решение возникающих проблем сообща — в силу всеобщего характера этих проблем — придает международно-политической системе конструктивный стержень.
Наиболее важными направлениями действий в сфере глобальных проблем являются:
- преодоление бедности, борьба с голодом, содействие социально-экономическому развитию наиболее отсталых стран и народов;
- поддержание экологического и климатического баланса, минимизация негативных воздействий на среду обитания человечества и биосферу в целом;
- решение крупнейших глобальных проблем в области экономики, науки, культуры, здравоохранения;
- предупреждение и минимизация последствий природных и техногенных катастроф, организация спасательных операций (в том числе по гуманитарным основаниям);
- борьба с терроризмом, международной преступностью и другими проявлениями деструктивной активности;
- организация порядка на территориях, утративших политико-административную управляемость и оказавшихся во власти анархии, угрожающей международному миру.
Успешный опыт совместного решения проблем может стать стимулом для кооперативного подхода к тем спорным ситуациям, которые не поддаются урегулированию в «традиционном» режиме. Даже если в таких надеждах присутствует доля идеалистических иллюзий, сотрудничество по перечисленным направлениям необходимо по практическим основаниям. Глобальная проблематика становится проблематикой практической политики.