Демократический транзит: определение.
Демократический транзит - это переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии.
Волны демократизации (периоды, особенности).
Первая волна демократизации уходит своими корнями в американскую и французские революции. Особенности: 50 процентов взрослого мужского населения должно иметь право голоса; ответственный глава исполнительной власти должен либо сохранять за собой поддержку большинства в выборном парламенте либо избираться в ходе периодических всенародных выборов.
Исходя из этих критериев, на рубеже XIX и XX вв. переход к демократии был завершен в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Швейцария, заморские британские доминионы (Австралия, Канада и Новая Зеландия) и ряде стран Северной Европы. Незадолго до первой мировой войны демократические режимы были установлены в Италии и Аргентине, а в послевоенный период - двух новых, получивших независимость государствах Европы - Исландии и Ирландии.
Первая волна отката от демократизации условно берет начало с 1922 г., т.е. похода Б. Муссолини на Рим с последующим захватом власти и установлением фашистской диктатуры. В течение этой же декады неустойчивые демократические институты в Польше, Литве, Латвии и Эстонии были ликвидированы в результате происшедших там военных переворотов.
Таким образом, вторая половина 20-х - 30-е годы характеризуются преобладанием антидемократической тенденции. Ее особенностью является то, что наряду с традиционно автократическими политическими системами появляется новый социально-политический феномен - тоталитаризм. Антидемократическая волна данного периода в той или иной степени отразилась также и на особенностях функционирования традиционных демократических режимов. В конечном итоге эта волна отката от демократизации явилась одним из главных источников II мировой войны.
Вторая волна демократизации связана с разгромом фашистской Германии, милитаристской Японии и освобождением западными союзническими войсками оккупированных территорий. В результате были восстановлены демократические режимы во Франции, Голландии, Дании, Бельгии и других странах Западной Европы. Вторая волна демократизации совпала с начавшимся процессом деколонизации бывших колоний и полуколоний. За этот период были установлены демократические формы правления в таких странах, как Индия, Нигерия, Филиппины, Шри-Ланка и т.д.
Однако к началу 60-х годов вторая волна демократизации себя исчерпала. С этого времени берет начало вторая волна отката от демократизации. В 1967 г. в Греции в результате военного переворота было прервано демократическое развитие и установилась военная диктатура “полковников”. Кроме Греции вторая волна охватила подавляющее большинство стран третьего мира, где в результате военных переворотов либо узурпации власти правящей элитой установились авторитарные режимы, многие из которых носили откровенно диктаторский или военно-диктаторский характер.
Третья волна. В апреле 1974 г. в Португалии силами демократически настроенных военных был осуществлен военный переворот, впоследствии поддержанный массовым общенародным движением, который положил конец многолетней диктатуре военного режима. Несколько месяцев спустя в Греции власть перешла в руки гражданских лиц из числа лидеров политических партий демократической ориентации. В течение пятнадцати лет демократические режимы пришли на смену авторитарным почти в тридцати странах Европы, Азии и Латинской Америки. В некоторых странах произошла значительная либерализация авторитарных режимов. В других - движения, выступающие за демократию, обрели силу и легальность.
В конце 1980-х гг. демократическая волна захлестнула коммунистический мир. В 1989 г. выборы на съезд народных депутатов СССР принесли поражение нескольким высокопоставленным партийным лидерам и позволили создать весьма независимый Верховный Совет. В начале 1990 г. стали развиваться многопартийные системы в Прибалтийских республиках, а коммунистическая партия Советского Союза отказалась от руководящей роли.
3. Посткоммунистическая Россия как демократический транзит.
При всех отличиях российской посткоммунистической трансформации от южноевропейских и латиноамериканских переходов от правого авторитаризма к демократии она по крайней мере на начальных этапах подчинялась некоторым аналогичным последовательностям, которые можно проследить на примере различных фаз горбачевской перестройки.
Вместе с тем, несмотря на целый ряд аналогий, во многих смыслах российский демократический транзит стоит все же особняком в отношении не только классических южноевропейских и латиноамериканских переходов от авторитаризма, но и переходов к демократии в странах Центральной и Восточной Европы. Если суммировать эти специфические особенности, их можно условно сгруппировать в две категории: первая относится к общему контексту и условиям, в которых сначала в СССР, а затем в России начинались и протекали процессы реформ и преобразований; вторая - к внутренним особенностям самих этих процессов.
К первой категории можно отнести следующие:
1.Взаимообусловленность политических и экономических преобразований.
2.Отсутствие адекватной социальной базы демократии.
3.Центробежные силы национализма и кризис национальной идентичности.
Ко второй группе особенностей самих процессов преобразований в посткоммунистической России можно отнести следующие:
1.Особенности формирования демократической оппозиции в СССР и России, в конечном счете повлиявшие на характер ее взаимоотношений с новой российской властью.
2.Отсутствие пакта, предварительной договоренности между радикалами и консерваторами.
3.Отсутствие первых «учредительных» выборов, легитимизирующих новый баланс общественных и политических сил.
4.Сохранение основных элементов старой номенклатуры на властных позициях в составе нового правящего класса.
5.Традиционный административный способ осуществления политических и экономических реформ, сохраняющий и углубляющий раскол между властью и обществом.
6.Сохраняющееся влияние авторитарных сил и тенденций
4. Демократически транзит и принцип верховенства права.
Верховенство права - правовая доктрина, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение. Государство, в котором реализовано верховенство права, называют правовым.
Принцип верховенства права состоит в признании приоритета права над политикой, в ведущей роли правовых начал в деятельности государственного аппарата.
Право признается высшей ценностью общества, которую принимают, поддерживают и на которую ориентируются отдельные люди, социальные группы, их организации, включая государство.
Этот принцип определяет взаимоотношения гражданского общества и государства.
Через право, основанное на идеях свободы и справедливости, гражданское общество связывает государство, подчиняет его деятельность общесоциальным интересам, ставит ее в четко определенные рамки. В то же время государство признает права и свободы субъектов гражданского общества, гарантирует и защищает их; не допускает произвольного (неправового) вмешательства в жизнедеятельность субъектов гражданского общества.
Принцип верховенства права определяет деятельность государственного аппарата и должностных лиц. Он реализуется в четком законодательном закреплении системы государственных органов, предметов их ведения и компетенции, прав и обязанностей должностных лиц. Он проявляется в безусловном верховенстве конституции и законов страны над любыми иными актами, издаваемыми органами государства. Принцип верховенства права состоит также в возможности оспорить в судебном порядке и отменить любые незаконные решения, принятые государственными органами.
Верховенство права и демократия желательны и совместимы: они могут поддерживать и взаимно укреплять друг друга. Но верховенство права предполагает действие права, которое противостояло бы власти, ограничивало ее или даже служило противовесом, независимо от форм и структур власти и от того, кто обладает властью. Соответственно, верховенство права может быть автономно от демократии. В различных государствах возможны различные конфигурации потенциала верховенства права, государственной власти и демократии.
5. Правосудие переходного периода.
Правосудие переходного периода – это комплекс мер, связанных с систематическими или массовыми нарушениями прав человека, который обеспечивает возмещение жертвам нарушений, а также создает возможности или способствует трансформации политических систем, конфликтов и других условий, которые, возможно, лежали в корне злоупотреблений.
Правосудие переходного типа сосредоточивает внимание на том, как общества в состоянии перехода от авторитарного правления к демократии или от войны к миру подходят к событиям массовых нарушений прав человека.
Таким образом, правосудие переходного периода, при рассмотрении прошлых систематических или массовых нарушений, преследует две цели. Первая цель – обеспечить определенный уровень правосудия для жертв. Вторая цель заключается в укреплении возможностей для мира, демократии и примирения. Для достижения этих двух целей, меры правосудия переходного периода часто сочетают в себе элементы уголовного, восстановительного и социального правосудия.
Как правило, правосудие переходного периода реализуется посредством:
· Установления объективных фактов (через специальные органы – Комиссий по установлению истины)
· Судебного преследования
· Выплаты репараций жертвам конфликта
· Реформирования общественных и государственных институтов
Очевидно, что правосудие переходного периода нельзя отождествлять с правосудием в привычном для нас понимании. По своему содержанию это абсолютно уникальное правовое явление, органично аккумулирующее в себе нормы как международного, так и внутригосударственного права, а также меры не правового, а скорее политического характера.
В каждом конкретном случае совокупность целей, на достижение которых направлено осуществления правосудия переходного периода, могут варьироваться, однако общей целью является признание достоинства человека, выявление и устранение нарушений прав человека в период конфликта и предотвращение повторения этих нарушений в будущем, что продиктовано, в том числе, принципами международного права, одним из которых является принцип уважения прав человека.
Целями правосудия переходного периода зачастую также являются:
формирование взаимного доверия между противоборствовавшими группами,
утверждение верховенства закона,
содействие институциональным изменениям в обществе,
создание основы для устранения причин конфликтов и маргинализации,
обеспечение доступа к правосудию для наиболее уязвимого в постконфликтной ситуации населения.