Исследования уровня и особенностей психического развития ученика
Психологическое исследование ученика может помочь разрешить самые различные педагогические проблемы: выявить причины сложностей в усвоении школьной программы, причины неадекватного поведения и т.д. Только на основе психологического изучения ученика можно создать благоприятные условия для его личностного роста.
Практиканту рекомендуется выбирать ученика, в отношении которого возникла (или может возникнуть) определённая психологическая проблема.
ЭТАПЫРАБОТЫСТУДЕНТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Постановка цели исследования.
Студент должен сформулировать цель будущего исследования. Такой целью может быть выявление причин:
· низкой успеваемости, нежелания учиться (или высокой успеваемости в учебной деятельности);
· особенностей поведения ученика (девиантного поведения, сложных конфликтных взаимоотношений с классным коллективом, учителями или родителями: популярности и авторитета среди одноклассников, благоприятных отношений со взрослыми);
· проблем, переживаемых самим ребёнком (тревожность, неуверенность в себе и т.д.).
Возможны и другие цели исследования.
Сбор и изучение данных об ученике.
Сбор возможно более полной информации об ученике осуществляется в ходебесед с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, одноклассниками, с самим учеником. Необходимо вести наблюдение за учеником на уроках, во время перемен, внеклассных мероприятий. Проанализировать продукты его учебной деятельности: тетради, оценки в журнале и т.д. При этом следует отличать факты из жизни ученика от готовых мнений и выводов учителей, родителей. Оценки окружающимиповедения и интеллектуальных возможностей ученика, его жалобы и высказывания должны быть обязательно отмечены, но как мнение того или иного конкретного лица, либо как самооценка.
В ходе продуманных бесед необходимо получить данные об особенностях социальной среды, семейного воспитания, условий и истории развития ученика. Сбор данных должен быть подробным и тщательно систематизирован. Все полученные данные об ученике необходимо соотносить с возрастными закономерностями психического развития.
Практикантам предлагается следующая СХЕМА:
Развитие интеллектуальной сферы:
· Уровень развития мышления (развитие процессов обобщения и абстрагирования, умения сравнивать, анализировать, способности к самостоятельным умозаключениям);
· Уровень развития речи (словарный запас, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль и т.д.);
· Особенности памяти (развитие опосредованной памяти, владение приёмами преднамеренного запоминания, преобладающий вид памяти, прочность запоминания, лёгкость воспроизведения и т.д.);
· Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, объёма, устойчивости и переключения внимания);
· Развитие специальных способностей;
· Умение организовывать свою интеллектуальную деятельность.
Формирование личности:
· Направленность личности (ведущие мотивы, их сформированность и устойчивость, глубина и устойчивость интересов, идеалы и ценностные ориентации);
· Особенности эмоциональной сферы (адекватность эмоционального реагирования, склонность к аффектам либо эмоциональная стабильность, фон настроения и т.д.);
· Особенности характера и темперамента;
· Формирование самосознания (склонность к рефлексии и самоанализу, степень самостоятельности, чувство ответственности, особенности самооценки и уровень притязаний).
Проведение экспериментально - психологического исследования.
На основе анализа всех полученных данных выдвигается гипотеза экспериментального исследования, отвечающая поставленной цели. Для экспериментального изучения выбирается одно или несколько направлений из приведённой схемы.
В соответствии с целью и гипотезой формулируются задачи экспериментального исследования и подбираются конкретные методики. Практикант может использовать методики из практикума по общей (возрастной) психологии или самостоятельно подобрать методики из рекомендуемых литературных источников. Гипотезу, задачи и методики необходимо согласовать с руководителем практики от кафедры психологии.
Полученные результаты обязательно соотносятся с фактами реальной жизни ученика, с имеющейся информацией об истории его развития, особенностях его воспитания, возрастными нормами и т.д.
Выводы исследования должны строиться на основе всего комплекса полученных данных и отвечать поставленной цели. На основе выводов составляются психолого-педагогические рекомендации.