Продукция ОАО "Ливгидромаш" пользуется устойчивым, причем большим спросом. В современных рыночных условиях в целях конкурентоспособности предприятие выпускает продукцию высокого качества.
Продукция ОАО "Ливгидромаш" хорошо зарекомендовала себя благодаря высоким качественным показателям, которые неоднократно подтверждались и отмечались на различных выставках, ярмарках путем награждения золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, дипломами, грамотами. Продукция ОАО "Ливгидромаш" была внесена в список "100 лучших товаров России".
ОАО "Ливгидромаш" действует на рынке монополистической конкуренции, состоящего из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей данного товара, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен связано с предложением потребителям разных вариантов товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.
Конкурентоспособность выпускаемой продукции ОАО "Ливгидромаш" во многом обусловлена философией развития фирмы, которая заложена в выработанной коллективным мнением мотивирующей формулировке:
стратегическое мышление
ориентация на потребителя
постоянные изменения.
ОАО "Ливгидромаш" отличают следующие положительные качества:
1. Рыночная ориентация как результат максимального использования экономических методов управления (аренда, ЦФО), активного развития сбытовой службы, тотального и целенаправленного обучения персонала.
2. Постоянный поиск путей совершенствования структуры предприятия, менеджмента, мотивации труда, ассортиментной политики, дилерской сети, инвестиционной привлекательности фирмы.
Конкурентные преимущества фирмы:
авторитетные позиции на традиционном рынке в течение 20 лет;
цены среднеотраслевые при высоком качестве;
хорошее знание рынка России.
Из приведенной характеристики можно заметить, что в условиях свободного рынка на предприятии не жалеют времени, средств и сил для совершенствования производственного процесса, внедрения прогрессивных технологий, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции [13]. А качество выпускаемой продукции позволяет предприятию занимать все большую долю рынка в отрасли.
План маркетинга
Стратегической целью ОАО "Ливгидромаш" является увеличение объемов сбыта продукции, что возможно за счет следующих конкурентных преимуществ товара: ценовое преимущество, качество товара. Достижение этих целей возможно за счет модернизации производства. То есть модернизация производства приведет к снижению себестоимости и к улучшению качества насосов [16].
Ценообразование на предприятии будет производиться по прежней схеме: Цена = Прямые расходы (сырье) + Косвенные + Реализационные расходы + Плановые накопления. С помощью таблицы 2 можем проследить снижение себестоимости. Снижение себестоимости приведет к снижению цены и увеличению накоплений предприятия при увеличении сбыта.
Таблица 2 - Снижение цены насоса НЦ-60/125 в результате реализации проекта
Перечень видов сырья и материалов | Ед. изм. | Цена за ед. | Нормы на 1 шт до реализации (после реализации проекта) | Затраты на 1 шт (руб) | Затраты на 1 щт (руб) в результате реализ. проекта | |
СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ | ||||||
Сталь тонколистовая 1÷б3 | Кг | 10,32 | 0,314 | 108,90 | 108,90 | |
Сталь сортовая конструкционная СТ45 Ø56 | Кг | 8,10 | 2,7 | 10,37 | 10,37 | |
Сталь сортовая конструкционная СТ40 Ø56 | Кг | 9,58 | 7,2 | 7,51 | 7,51 | |
Сталь листовая х/к б1÷ | Кг | 10,67 | 0,5 | 8,68 | 8,68 | |
Сталь калибров. ст.45 Ø14,8 | Кг | 8,12 | 1,04 | 0,09 | 0,09 | |
Сталь калибров. шестигранная ст. А20 S24 | Кг | 9,00 | 0,511 | 0,23 | 0,23 | |
Сталь 45 Ø6 | Кг | 9,12 | 0,014 | 7,31 | 7,31 | |
Сталь 20В S10 | Кг | 11,0 | 0,016 | 0,26 | 0,26 | |
Сталь А20 S32 | Кг | 8,21 | 0,21 | 8,73 | 8,73 | |
Продолжение таблицы 2 | ||||||
Сталь 45 шпоночная 8×7 | Кг | 11,50 | 0,04 | |||
Сталь А20 S14 | Кг | 11,00 | 0,035 | 3,2 | 3,2 | |
Проволока Ø3,5÷Ø4÷0,4 | Кг | 15,00 | 0,072 | 2,5 | 2,5 | |
Прокат свинцовый (аноды) | Кг | 42,50 | 0,003 | 14,13 | 14,13 | |
Прокат цинковый (аноды) | Кг | 54,33 | 0,03 | |||
Шнур резиновый Ø6,3 | Кг | 50, 20 | 0,06 | 25,6 | 25,6 | |
Паронит | Кг | 38,33 | 0,144 | 17,9 | 17,9 | |
ИТОГО: | 247,31 | 247,31 | ||||
Вспомогательные материалы | 94,01 | 90,2 |
ИТОГО: | 94,01 | 90,02 | |||
ПОКУПНЫЕ ИЗДЕЛИЯ | |||||
Покупные материалы | 10,18 | 10,18 | 10,18 | ||
Болты, гайки | Кг | 27,79 | 0,518 | 10,18 | 10,18 |
Шайбы пруж.65г. | Кг | 50,00 | 0,08 | 24,60 | 24,60 |
Шплинты | Кг | 28,00 | 0,0037 | 13,35 | 13,35 |
Заклепка | Кг | 24,00 | 0,002 | 10,046 | 10,046 |
Манжеты 41.45×65 | Шт | 10,00 | 7,59 | 7,59 | |
Табличка | Шт | 5,00 | 2,5 | ||
Паспорт | Шт | 6,50 | |||
Подшипник | Шт | 83,33 | 46,3 | ||
ИТОГО | 127,746 | 124,946 |
Зарплата основная | Руб. | 98,80 | 99,2 | |
Зарплата дополнительная | Руб. | |||
Начисление на зарплату | Руб. | 36,26 | 30,5 | |
Производственные расходы | Руб. | 1185,60 | 1142,3 | |
ИТОГО: | 1320,66 | |||
Полная себестоимость | Руб. | 1320,66 | ||
Рентабельность | Руб. | 10% | 132,06 | 126,8 |
Оптовая цена | Руб. | 1452,72 | 1394,8 | |
НДС | Руб. | 188,8 | 181,3 | |
Отпускная цена | Руб. | 1641,57 | 1575,3 |
Из таблицы 2 видно, что модернизация производства снизит цену продукции, что вызовет увеличение спроса у потребителей.
В целях продвижения товара на рынке планируется проводить широкую рекламную компанию, в рамках законодательства РФ.
Реклама ОАО "Ливгидромаш" необходима не только как средство увеличения спроса, а спрос у предприятия высок, но и как средство повышения имиджа предприятия в глазах покупателей и партнеров по бизнесу. Реклама продукции ОАО "Ливгидромаш" ограничивается в средствах массовой информации. Но ее не мешают представлять на рынках и ярмарках, где продукция предприятия не раз награждалась золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, а также почетными грамотами и дипломами. Продукция ОАО "Ливгидромаш" была внесена в список "100 лучших товаров России".
Главной целью рекламы и рекламных кампаний на ОАО "Ливгидромаш" является расширение рынка сбыта товаров, повышение имиджа предприятия и его торговых центров.
У ОАО "Ливгидромаш" имеется собственная страничка в Internet, где желающий может подробно узнать о продукции производителя, а также об истории завода и много другое.
Одним из средств рекламы является ежегодный выпуск предприятием календарей, буклетов.
Способ осуществления рекламы ОАО "Ливгидромаш" таков:
на страничке Internet постоянно размещается информация о последних достижениях предприятия в организации производства новых товаров, о социально значимых направлениях деятельности предприятия и т.п.;
распространение собственной печатной продукции в форме фирменных журналов, брошюр, буклетов и т.п., в которых представлена история ОАО "Ливгидромаш", его производственные достижения, общественно полезная деятельность, забота о благе потребителей;
ОАО "Ливгидромаш" заботится о своей высокой репутации, при этом основными критериями престижа являются:
уровень ответственности по отношению к потребителям и местной общественности;
охрана окружающей среды;
финансовая стабильность;
активная инновационная деятельность;
высокое качество товаров и услуг;
рентабельность производства;
забота о рабочих и инженерно-техническом персонале;
высокий профессиональный уровень и компетентность руководителей и т.п.
Прибыль, получаемую от рекламной кампании, следует оценивать по прибыли, получаемой от реализации продукции "Ливгидромаш". При этом будем считать прибыль полученную от рекламной кампании - 11%. В таблице 3 представлена эффективность рекламной кампании.
Таблица 3 - Планируемая эффективность рекламной кампании
От реализации продукции, тыс. руб. | От реализации 11% продукции тыс. руб. | |
Выручка | 153223,18 | |
Затраты | 122854,27 | |
Прибыль | 24054,7 |
Следовательно, эффективность рекламной кампании составит 153223,18/122854,37 = 1,25 или 125%, что в абсолютном выражении составляет 24054,7 тыс. руб.
Таким образом, для улучшения отношения покупателей к торговой марке "Ливгидромаш" целесообразно провести рекламную кампанию. Эффектом будет получение прибыли, исчисляемой сотнями тысяч рублей, а также существенным повышением имиджа предприятия в глазах покупателей.
В 2008 году предприятие провело маркетинговое исследование по поводу поведения потребителей по отношению к марке "Ливгидромаш". Исследование производилось с помощью анкетирования. Было роздано 170 анкет. Использовалась механистическая выборка респондентов.
Для анализа отношения покупателей к марке составим таблицу 4.
Таблица 4 - Отношение покупателей к марке "Ливгидромаш"
Категории отношения | Число покупателей, чел. | Доля покупателей,% |
Очень плохое (А) | 0,00% | |
Плохое (Б) | 0,00% | |
Нормальное (В) | 0,00% | |
Хорошее (Г) | 16,30% | |
Отличное (Д) | 83,70% | |
Итого | 100,00% |
Из таблицы 4 видно, что покупателей, относящихся к марке "Ливгидромаш" очень плохо, плохо или нормально из числа опрашиваемых не обнаружено. Число покупателей относящихся хорошо к торговой марке "Ливгидромаш" составляет 16,3%, другие же 83,7% относятся отлично.
Таким образом, мы видим, что марка "Ливгидромаш" зарекомендовала себя на рынке с самой лучшей стороны. Большинство покупателей считают товары этой марки высокого качества, хорошего имиджа, вполне удовлетворяющих потребности покупателей. И для предприятия в настоящий момент должна быть одной за важнейших задач - снижение себестоимости продукции, что возможно при модернизации производства. Снижение себестоимости продукции вызовет увеличение спроса, улучшит отношение покупателей к продукции предприятия, следовательно, повысит прибыльность предприятия.
План производства
Производство продукции организуется на существующих производственных площадях ОАО "Ливгидромаш". На предприятии имеются обустроенные подъезды, площади для погрузочно-разгрузочных работ и все необходимые объекты энергообеспечения. Запланировано провести работы по освоению изготовления модельной оснастки на фрезерно-сверлильно-расточном станке модели 6906ВМФ2, разработать и внедрить стенд для сборки роторов насосов типа 14НДСН и 1Д 2000-21, за счет внедрения новой конструкции винтов на насосы типа 3В500/10 упростить технологию изготовления винтов, повысить стойкость фрезы при нарезке винтов.
Планируется также внедрить ряд технологических новшеств с целью снижения трудоемкости и материалоемкости изготовления ряда деталей, это:
внедрение безотходной технологии штамповки из ленты унифицированного ряда регулировочных прокладок на все агрегаты;
внедрение безотходной технологии изготовления кронштейнов ограждения муфт насосов "1Д";
внедрение изготовления корпуса насоса "Бурун" из нурамида, вместо алюминия.
В части литейно-заготовительного производства предусмотрен блок работ по реконструкции коксовых вагранок производительностью 3 тн. /час с переводом на газообразное топливо; решение вопроса изготовления стержней на плацевом участке цеха №15 по новой технологии; реконструкции станции нейтрализации сточных вод с целью замены изношенного оборудования; проектирование и монтаж системы разделения потоков выбитых формовочных смесей ПГС и ЖСС и т.д. (подробнее перечень мероприятий представлен формой ПРиТ №2).
Внедрение безотходной технологии штамповки из ленты унифицированного ряда регулировочных прокладок на все агрегаты предполагает закупку оборудования на сумму 180 тыс. руб. Это позволит снизить затраты на электроэнергию на 6%, кроме того снизит потери до 8%, когда в настоящее время они составляют 11%. То есть произойдет экономия 7% сырья.
В таблице 5 указана потребность предприятия в оборудовании.
Таблица 5 - Потребность в оборудовании
Наименование оборудования | Цена оборудования, т. руб. | Нормативный срок службы, лет | Амортизация за год, т. руб. | Кол-во выпуск. продукц. в год, шт. | Амортизация на ед. продукции, руб. |
Оборудование по внедрению безотходной штамповки | 2,73 | ||||
ИТОГО | 2,73 |
Для работы с новым оборудованием не требуются дополнительные рабочие места, а также сокращения рабочих мест. Требуется обучить работе операторов-контролеров на приобретенном оборудовании, что потребует затрат в размере 10 тыс. руб. Качество продукции будет обеспечиваться отлаженным техническим процессом с соблюдением оптимальных режимов и техническим контролем на всех этапах производства [5]. Сырьем и комплектующими предприятие будет снабжаться регулярно. Материалы, и комплектующие изделия, предполагается получать по прямым договорам с предприятиями РФ. С основными поставщиками имеется предыдущий опыт работы. Потребность предприятия в сырье, материалах и комплектующих на 2009 год приводится в таблице 6.
Таблица 6 - Потребность ОАО "Ливгидромаш" в сырье материалах, комплектующих на 2009 год при производстве насосов
Наименование элементов затрат | Затраты на 1 шт (руб) | Затраты на 55000 шт (руб) |
Сырье и основные материалы | 247,31 | |
Вспомогательные материалы | 90,2 | |
Покупные материалы | 124,95 | |
Полная себестоимость | ||
Рентабельность | 129,5 | |
Оптовая цена | ||
НДС | 181,3 | |
Отпускная цена | 1575,3 |
Прогнозируемый объем производства насосов на 2009 год составляет 55000 шт. Уже можем заметить, что с 55000 шт. прибыли будет 17,341500 млн. руб..
7. Организационный план
Структура управления ОАО "Ливгидромаш" является линейно-функциональной (Приложение А). Органами управления предприятия являются:
Общее собрание акционеров;
Совет директоров;
Генеральный директор.
Высшим органом Общества является Общее собрание акционеров, которое избирает членов Совета директоров общества, а также назначает генерального директора. Председатель Совета директоров общества избирается членами Совета директоров. Совет директоров общества состоит из 9 человек, руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором, который избирается сроком на 5 лет. В непосредственном подчинении генерального директора находятся: заместитель генерального директора, помощник генерального директора по кадрам и быту, главный бухгалтер и главный инженер, отдел технического контроля, отдел труда и заработной платы, отдел экономического анализа и. др. Управление производством на ОАО "Ливгидромаш" осуществляет заместитель директора по производству.
В непосредственном подчинении генерального директора находятся: заместитель генерального директора, заместитель генерального директора по капитальному строительству, помощник генерального директора по кадрам и быту, начальник ОТК и ЦЗЛ, главный бухгалтер и главный инженер, ОЭА. ОТиЗ.
Во внутриорганизационной жизни управление производством играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей.
Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связей между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.
Управление производством на ОАО "Ливгидромаш" осуществляет заместителем директора по производству. Техническое руководство проектом организации и технической подготовки производства осуществляет главный инженер предприятия. Планово-экономические вопросы ведет начальник отдела экономического анализа, вопросы финансово - бухгалтерские - гл. бухгалтер. Заместитель генерального директора осуществляет решение общих вопросов, вопросов маркетинга, сбыта, снабжения. В техническом отделе ведутся разработки новых конструкций изделий, внедрение их в производство. Модернизируют и повышают надежность серийных изделий. Проектируют приспособления и специнструменты, обеспечивающие высокую надежность, производительность. В состав предприятия входит корпуса, где расположены цеха основного и вспомогательного производства.
8. Финансовый план
Для осуществления проекта в 2009 г. необходимо приобрести и установить оборудование для внедрение безотходной технологии штамповки из ленты унифицированного ряда регулировочных прокладок на все агрегаты на сумму 180000 руб. Необходимы средства на обучение персонала 10 тыс. руб., и на рекламную кампанию 250 тыс. руб. - итого 430000 руб. Оборудование доставляется, устанавливается и налаживается за счет собственных сил предприятия [7].
Инвестирование средств на модернизацию производства планируется осуществить из собственных средств (ставка дисконта 20%).
В 2007-2009 году объемы реализации насосов будут следующими - таблица 8.
Таблица 8 - Прогноз объема реализации насосов на 2007-2009 гг., руб.
Период | 01/ 07 | 02/ 07 | 03/ 07 | 04/ 07 | 05/ 07 | 06/ 07 | 07/ 07 | 08/ 07 | 09/ 07 | 10/ 07 | 11/ 07 | 12/ 07 | 1/08-3/08 | 4/08 - 6/08 | 7/08 - 9/08 | 10/08 - 12/08 | 1/2009 - 12/2009 |
Продукт | 5848942,5 |
Из таблицы 8 видно, что объем реализации увеличивается и также как и объем продаж носит сезонный характер: зимой - снижение продаж, летом - увеличение. В лучшем случае объем продаж будет равен объему реализации.
На основе прогноза объема продаж и калькуляции себестоимости составим прогноз доходов и расходов - таблица 9 (Приложение Е). Из таблице 9 видно, что с ростом объектов продаж растут издержки предприятия, а так же растет прибыль ОАО "Ливгидромаш". Предприятие начнет получать чистую прибыль с первого месяца реализации проект.
Изменение прибыли будет изменяться в следующих темпах: на конец второго года по отношению к первому на 10,73%, в третий год почти в 2 раза. То есть реализация проекта принесет существенную прибыль при ежегодном увеличении объемов реализации насосной продукции. Следовательно, реализация проекта приведет к увеличению прибыли, снижению издержек при небольшом увеличении объемов реализации.
Для того, чтобы выяснить, когда проект окупится, составим следующую таблицу, позволяющую узнать величину чистой прибыли предприятия на 2007-2009 годы, а соответственно и срок окупаемости - таблица 10.
Таблица 10 - Расчет чистых доходов и срока окупаемости
Годы | Прибыль, руб. | Коэффициент дисконтирования, Кn | Дисконтный доход, руб. (чист приб. × Кn) |
1/ (1+0,1) = 0,91 | 3538059,07 | ||
1/ ((1+0,1) * (1+01)) = 0,826 | 3555939,91 | ||
1/ (1+0,1) 3 = 0,751 | 6333333,2 | ||
Итого | 13426968,18 |
Из таблицы 10 видно, что доходы в конце 1 года составляют 3538059,07 руб.; в конце 2 года - 3555939,91 руб., в конце 3 года - 6333333,2 руб.
С помощью показателя чистой дисконтированной стоимости оценим эффективность проекта:
,
где I - первоначальные инвестиции;
PV - денежный поток в год t (чистая прибыль);
n - жизненный цикл проекта;
r - ставка дисконта.
NPV = - 430000 + 3538059,07 +3555939,91 + 6333333,2 = 12997332,18 (руб)
В первый год прибыль превышает инвестиции на 3538059,07 - 430000= 3108059,07 руб.3108059,07/3538059,07 = 0,87 первого года. Следовательно, срок окупаемости проекта 10 месяцев.
По истечении 3 лет от реализации данного проекта планируется получить прибыль 12997332,18 руб.
Следовательно, проект модернизации производства эффективен.