Использование пространства | Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка | Влияние пространства на социальное развитие ребенка | Влияние среды на физическое развитие ребенка |
Многофункциональное использование всех помещений ДОУ. Использование спален, раздевалок увеличивают пространство для детей | Удаление «познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах | Увеличение пространства для деятельности и движений ведет к увеличению социальных контактов на более благоприятной основе | Увеличивается двигательное пространство, что способствует увеличению двигательной нагрузки. |
Создание игрового «Городка», мини-кабинетов, экологической лаборатории, логопункта и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОУ. | Расширяются возможности для освоения образовательного пространства. | Расширяется круг общения ребенка | Еще более увеличивается пространство для движений |
«Изрезанность» пространства. «Лабиринтное расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении) | Развивается ориентировка в пространстве | «Уголки уединения» в изрезанном пространстве дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт. Улучшается социальный климат в целом | Двигаясь по «изрезанному» пространству, ребенок учится координировать свои движения, владеть своим телом. |
Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ | У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки | Совместное проектирование и изменение обстановки сплачивает детей и взрослых, улучшает социальные отношения | Тело ребенка, реагируя на изменение обстановки, само становится гибким и мобильным. |
Все пространство «разбирается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование | У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость | Развиваются навыки социокультурного поведения | Создание центров физических движений; спортивный зал, свободные коридоры дают возможность заниматься физическими упражнениями, не мешая другим. |
Использование времени | Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка | Влияние пространства на социальное развитие ребенка | Влияние среды на физическое развитие ребенка |
Временная последовательность разных видов жизнедеятельности | Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время | Упорядоченное времяпровождение ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе | Выработка динамических стереотипов способствует улучшению здоровья в целом |
Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и свободной деятельности (соответственно 20:40:40) | Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня | Возможность разнообразного общения | Отсутствует утомляемость |
Время для общения по схемам: «я - я» «я - педагог» «я - друг, друзья» «я - все» | Разнообразие общения - разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире | Широкая социальная практика общения с разновозрастными партнерами. | Разнообразие контактов ведет к разнообразию двигательной активности |
Использование предметного окружения | Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка | Влияние пространства на социальное развитие ребенка | Влияние среды на физическое развитие ребенка |
Использование многофункциональных, вариативных модулей | Развитие конструктивного мышления | Умение договариваться, обсуждать совместные планы | Развивается физическая сила |
Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты) | Ориентировка в окружающей действительности | Упражнение в различных социальных ролях | Активизация движений |
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте | Интеллектуальное развитие | Обеспечение активного общения | Развивается усидчивость. |
Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, загадочных знаков и т.п. | Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность | Возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска | Развивается концентрация внимания. |