Структура, порядок разработки и утверждения
Программы дополнительного образования детей
(методические рекомендации)
Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения, отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, организационные нормативы работы детского объединения.
Нормативно-правовые документы:
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».
- Письмо управления образования и науки области от 23.08.2013 № 1.06-08/3684 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тамбовской области, в 2013-2014 учебном году».
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей:
Программа дополнительного образования должна содержать следующие структурные элементы:
● титульный лист;
● информационная карта;
● пояснительная записка;
● учебно-тематический план;
● содержание изучаемого курса;
● методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;
● список литературы;
● приложения (календарно-тематическое планирование).
Титульный лист
На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы (Рабочая программа дополнительного образования детей «Техническое творчество»);
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы (внесены изменения в 2013 г.).
Информационная карта (пример)
1. Учреждение
2. Полное название программы
3. Ф.И.О., должность автора
4. Сведения о программе:
4.1. Нормативная база:
Закон РФ «Об образовании»
Положение об учреждениях дополнительного образования
Устав (название учреждения)
4.2. Область применения: дополнительное образование детей
4.3. Направленность
4.4. Тип программы: типовая (примерная), адаптированная (модифицированная), экспериментальная, авторская.
4.5. Вид программы: образовательная
4.6. Возраст обучающихся: 7-10 лет
4.7. Продолжительность обучения: 2 года
5. Рецензенты и авторы отзывов:
6. Заключение методического совета: Протокол заседания № 7 от 04.09.2007 г.
Пояснительная записка.
В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
- Направленность дополнительной образовательной программы
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей предлагают следующий перечень направленностей дополнительных образовательных программ:
1. Художественно-эстетическая - направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. (Здесь и далее название данной направленности указано в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
2. Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера,
подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
3. Научно-техническая - направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).
4. Физкультурно-спортивная - направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
5. Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).
6. Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
7. Социально-педагогическая - направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности
(сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.
8. Культурологическая - направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское.
9. Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования.
10. Туристско-краеведческая - направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края.
- Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:
— новое решение проблем дополнительного образования;
— новые методики преподавания;
— новые педагогические технологии в проведении занятий;
— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Новизна указывается лишь в том случае, если она действительно имеется!
- Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной образовательной программы – ориентация на выполнение требований к содержанию программ дополнительного образования, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ.Актуальность программы - это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
- Цель и задачи дополнительной образовательной программы
При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель - это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.
Выделяются следующие типы задач:
- обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);
- воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);
- развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.
- Возрастная категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Составителям необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена дополнительная образовательная программа:
Пол;
Возраст;
Степень предварительной подготовки;
Предполагаемый состав групп — одновозрастные или разновозрастные;
Уровень образования;
Степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;
Наличие способностей;
Физическое здоровье детей и т.д., то есть характерные особенности детей, которые будут учитываться при наборе для обучения.
- Сроки реализациии режим занятий (продолжительность образовательного процесса, этапы). Указывается на какое количество учебных часов рассчитана программа, сколько занятий в неделю проводится и сколько по времени длится одно занятие.
- Формы занятий: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам, ансамблевая и др. (акция, диспут, турнир, конкурс, ярмарка, экскурсия, творческий отчёт, лекция, и др.).
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности необходимо описать на 3 уровнях: личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых обучающимися в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают обучающемуся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Применительно к учебной деятельности следует выделить виды действий:
• действие самоопределения (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;
• действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом («какое значение, смысл имеет для меня учение»);
• действие нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Общеучебные:
-формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-знаково-символические:
моделирование-преобразование объекта из чувтственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические:
-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё Подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Предметным результатом обучающихся является освоенный обучающимися в ходе изучения дополнительной образовательной программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению.
Результативность изучения дополнительной образовательной программы определяется на основе участия ребёнка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ (не более 4 за учебный год).
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.) (Не менее 4 мероприятий на уровне образовательного учреждения)
- Педагогические технологии:
• Технология развивающего обучения
• Технология «ТРИЗ»
• Технология исследовательского обучения
• Технология совместного научного исследования
• Коммуникативные образовательные технологии (диспут, дискуссии, дебаты и т. д.)
• Технология коллективной творческой деятельности (трудовые, интеллектуальные, художественные, спортивные, экологические и т. д.)
• Технология коллективного совместного обучения (опосредованное общение через письменную речь, общение в паре, групповое общение, общение в парах сменного состава)
• Технология мастерских
• Технология программированного обучения
• Технология блочно-модульного обучения
• Технология проектного обучения
• Игровые технологии
• Имитационное моделирование
• Здоровьесберегающие технологии
• Технологии сохранения и стимулирования здоровья
• Технологии обучения здоровому образу жизни
• Технология раскрепощённого развития детей
• Социально-педагогические и психолого-педагогические технологии
(технологии деятельности направленные на ребёнка)
• Технология социальной практики
• Комплексные технологии
• Технология индивидуального образовательного маршрута
• Информационно-коммуникационные технологии
• Кейс-технологии
• Технология портфолио
- Виды и формы контроля освоения программы.
- Критерии выполнения программы (знания, умения, навыки).
- Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:
• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т.д.);
• сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);
• перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
• учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
• требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
- Кадровое обеспечение программы.
Данный подраздел составляется для интегрированных и комплексных программ, а также, если для реализации образовательной программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или другие специалисты: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п. Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации
- Организационные условия реализации программы (общее количество часов, периодичность проведения занятий, продолжительность занятия, нормы наполнения групп).
- Санитарно-гигиенические требования.
- Работа с родителями.
4. Учебно-тематический план (разделы и подразделы).
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.
Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель. Иной расчет часов в учебно-тематическом плане необходимо обосновать.
Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 70 % на 30 %).
Также в учебно-тематическом плане необходимо предусмотреть часы:
- на комплектование группы первого года обучения;
- на вводное занятие (введение в программу);
- концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
- мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
- итоговое занятие.
В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование.
Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).
Родительские собрания, как это встречается в школьных учебных программах, в учебно-тематический план не включаются.
В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7-8 лет - на 72 часа, а для 10-11 лет - на 144 часа.
Комплексная и интегрированная образовательные программы должны иметь кроме учебно-тематического плана на каждую дисциплину, еще и учебный план, который должен содержать названия образовательных программ (дисциплин), входящих в них, с указанием часов в неделю и в год по каждому предмету. Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения.
Содержание программы.
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.
В содержании программы необходимо указать:
- название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);
- через терминологию, понятную детям, перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);
- указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;
- при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры.
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:
➢ единства содержания обучения на разных его уровнях;
➢ отражения в содержании обучения задач развития личности;
➢ научности и практической значимости содержания обучения;
➢ доступности обучения;
➢ соблюдения преемственности.
Методическое обеспечение образовательной программы
В данном разделе указывается:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
В раздел методического обеспечения включается описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.
Методическое сопровождение учебной работы педагога:
• методика контроля усвоения учащимися учебного материала;
• методика диагностики (стимулирования) творческой активности
учащихся;
• авторские методики проведения занятия по конкретной теме;
• методы обновления содержания образовательного процесса;
воспитательной работы педагога:
• методика формирования детского коллектива;
• методика выявления неформального лидера в детском коллективе;
• методика организации воспитательной работы;
работы педагога по организации учебного процесса:
• методика комплектования учебной группы;
• методика анализа результатов деятельности;
Методическое сопровождение массовой работы:
• методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);
• план и методика проведения родительского собрания;
• сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п.
Виды методической продукции:
• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий и т.д.);
• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.).
• обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты);
• учебники, учебные пособия, журналы, книги;
• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
7. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной составителем литературы, сайтов, аудио-видеоматериалов.
Необходимо составлять список литературы, состоящий из двух разделов:
➢ списка литературы, использованной педагогом в своей работе;
➢ списка литературы для обучающихся и родителей.
При написании списка литературы рекомендуется использовать общую схему описания изданий:
• фамилия, имя, отчество автора (авторов);
• наименование авторского коллектива;
• название;
• сведения о месте издания;
• издательстве;
• годе издания;
• сведения об объёме документа (количество страниц).
Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется.
На сегодняшний день указывается только та литература, у которой год издания не ранее 2005 года!