Психопатии
Психопатии – это аномалии характера, характеризующиеся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах при сохранности интеллекта.
Психопатии в чистом виде не являются психическими заболеваниями; они рассматриваются как определенная форма патологической психической деятельности.
Психопатии рассматриваются не как социально-этическое, а как клиническое понятие, которое должно изучаться именно клиническими методами.
Психопатии не рассматриваются как статическая патология; они носят динамический характер.
От психопатий нужно отличать дефект личности с психопатоподобным поведением.
Выделяют:
Ядерные (органические) психопатии, возникающие на основе врожденной органической неполноценности ЦНС;
Краевые (приобретенные), возникающие под влиянием микросоциальной среды.
Психопатии проявляются или возникают в процессе формирования личности.
Критерии психопатии (по Ганнушкину):
1. Выраженность патологических черт личности до степени нарушения социальной адаптации;
2. Тотальность психопатических особенностей, которые определяют весь облик индивида;
3. Относительная стабильность и малая обратимость психопатических черт.
Интеллект при психопатиях не страдает, но нарушения эмоционально-волевой сферы отражаются на когнитивных процессах (кататимность мышления). Длительная эмоциональная заряженность приводит к формированию в мышлении аффективного блока, следовательно полного критического осмысления, анализа конфликтной ситуации у психопатов не может быть, поэтому психопаты часто ведут себя как люди примитивные, с низким интеллектом.
Этиология психопатий
Психопатии полиэтиологичны. Действие возможных причин относится и к периоду зачатия, и к перинатальному периоду, родам, раннему младенческому и последующим периодам развития.
Психопатии относятся к одной из разновидностей дисгармоничного развития личности, при которой одни личностные качества приобретают повышенную силу, а другие - развиваются недостаточно.
Психопатии следует отличать от патохарактерологического развития личности, которое обладает обратимостью, динамичностью и свойственно для подросткового и юношеского возраста. Диагноз психопатии может быть установлен только по окончании пубертата.
Классификации психопатий:
Классификация Крепелина:
1. Возбудимые
2. Неустойчивые
3. Лгуны и фантазеры
4. Странные и чудаки
5. Патологические спорщики
6. Одержимые влечениями
7. Враги общества
Классификация Ганнушкина:
1. Циклоиды
2. Эмотивно-лабильные
3. Астеники
4. Шизоиды
5. Параноики
6. Эпилептоиды
7. Истерические
8. Неустойчивые
9. Антисоциальные
10. Конституционально-глупые («салонные дураки»)
Клиника и динамика основных типов психопатий
Возбудимая психопатия (эксплозивный вариант).
Чаще встречается у лиц мужского пола. В возрасте 2-4 лет отмечается общая повышенная возбудимость. При незначительных психогениях дети могут проявлять чрезмерно бурные реакции – кричат, дерутся. Любые запреты вызывают выраженные реакции протеста с озлобленностью и агрессией, сопровождаемые вегетативными реакциями – покраснением лица, потливостью, тахикардией, одышкой. Характерны упрямство, негативизм.
В дошкольном возрасте такие дети трудны в коллективе – нарушают режим, бьют других детей, проявляют агрессию на замечания, наказания.
В школьном возрасте аффективные разряды становятся более редкими и возникают, как правило, в ответ на обидные замечания и наказания. Характерны непослушание, грубость, вызывающе-демонстративное поведение. Возможны реакции пассивного протеста – уходы из дома, отказ от еды.
К пубертатному возрасту нарастает аффективная возбудимость, несдержанность, агрессивность, появляются колебания настроения по типу дисфорических.
Из подростковых реакций наиболее характерны реакции эмансипации – стремление к независимости, самостоятельности.
Эпилептоидная психопатия
Часто встречаются в семьях, где есть больные эпилепсией.
Первый вариант характеризуется сочетанием эксплозивности, склонности к дисфориям и патологическим повышением влечений (аффект – эпилептоиды)
Второй вариант – сочетание эксплозивности с аффективной вязкостью; производной аффективной вязкости является гиперсоциальность таких личностей. Характерны педантизм, аккуратность, обстоятельность, утрированное стремление к справедливости, порядку.
Основу эпилептоидной психопатии составляет аномальный темперамент и патология инстинктов и влечений.
Аномальный темперамент проявляется в первые годы жизни ребенка, когда имеет место затяжной аффект на самую незначительную психогению. Преобладает хмуро-недовольное настроение с монотонной раздражительностью и капризностью. В младенчестве и раннем детстве – непереносимость даже легкого чувства голода, жажды, любых проявлений дискомфорта. В 3-4 года могут появиться садистические наклонности, особенно в отношении близких. С повышенным инстинктом самосохранения связан выраженный эгоцентризм. Ведущая роль в формировании психопатических качеств принадлежит примитивным психопатическим реакциям, проявляющимся в двигательных разрядках с агрессией и аутоагрессией. Аффект монотонен, продолжителен, устойчив. Такие дети постоянно напряжены, озлоблены. Часто аффективные реакции переходят в респираторные приступы с судорогами (при ясном сознании).
В дошкольном и раннем школьном возрасте характерны жестокость, недоброжелательность к окружающим. Грубо нарушается социальная адаптация. К 11 годам появляются педантизм, утрированное стремление к порядку, недоверчивость, подозрительность, склонность к жалобам, наговорам. Не терпят замечаний, требуют выполнения обещаний. В последующем возможно псевдоаутистическое поведение – стремление к уединению, направленное на предохранение самого себя от новых конфликтов с окружающими.
В пубертате характерно учащение дисфорий, возникающих спонтанно, без связи с внешними событиями. Чрезмерно активизируется половое влечение, обнаруживаются тенденции к асоциальному поведению, алкоголизации, употреблению наркотиков.
В дальнейшем на первый план выходят выраженный педантизм, исполнительность, аккуратность, практицизм, настойчивость в достижении цели, что является компенсирующими качествами.
Неустойчивые психопатии
Проявляется с начала пубертатного возраста – 11-12 лет. Дети обращают на себя внимание двигательной расторможенностью, возбудимостью, подчиняемостью, внушаемостью, разбросанностью интересов и поведения. Не выполняют дисциплинарных требований. Доминирует мотив получения удовольствия.
В дальнейшем обнаруживается слабое развитие волевых задержек – стремление уйти от любых трудностей, особенно трудностей в учебе. Характерна беззаботность, отсутствие чувства дола, ответственности.
За счет внушаемости попадают под дурное влияние, рано приобретают асоциальные установки. Но за счет той же внушаемости легко корригируемы.
В общении простодушны, доверчивы, общительны, легко входят в контакт, привязываются к сверстникам, взрослым. Часто обнаруживают развитый интеллект, наблюдательны, сметливы.
Характерно постоянное стремление к новым ощущениям – сенсорная жажда. Из подростковых реакций наиболее частые – реакции имитации отрицательных форм поведения. Рано пробуют алкоголь, наркотики. Чрезвычайно лживы.
В пубертатном возрасте часты асоциальные поступки и правонарушения, в который часто выполняют роль исполнителей.
Тормозимые психопатии (астеники, психастеники, шизоиды).
У астенических психопатов нарастает вялость, подавленность, однообразие в поведении с высказыванием массы ипохондрических жалоб и фобических опасений. У этих личностей часто возникают депрессивные состояния с тревожным компонентом.
Представлены соматические нарушения, протекающие с сенестопатиями, вегетативными нарушениями, невротической симптоматикой.
В зрелости и старости такие психопаты становятся чрезмерно пассивными, угрюмыми, нерешительными.
Психастеники характеризуются постоянным присутствием тревожно-мнительного состояния. Легко формируют навязчивости.
Шизоиды – отмечается замкнутость, отгороженность в сочетании с утрированной сензитивностью, черствость и повышенная ранимость («дерево и стекло»).
Экспансивные шизоиды отличаются жесткостью, холодностью, целеустремленностью, выраженной эгоцентричностью.
Истерические психопатии
Чаще всего обусловлены негрубыми экзогенными вредностями, перенесенными в раннем детстве в сочетании с гипер- или гипоопекой в воспитании. Проявляют себя с 4-6 лет стремлением обратить нас себя внимание. Крайне чувствительны и нетерпимы к похвалам других детей. Лживы, изворотливы, эгоцентричны. Склонны к фантазиям и псевдологиям. При незначительных психогениях дают демонстративные аффективные вспышки («истерические припадки»), как правило, при большом скоплении народа. Испытывают значительные трудности в волевых усилиях. Склонны к интригам и сплетням.
Паранойяльные психопатии
Отличительной особенностью является высокая способность к образованию сверхценных идей – сутяжничества, изобретательства, реформаторства, ревности. Паранойяльные психопаты отличаются подозрительностью, идеями отношения, в некоторых случаях – преследования. Однако, в отличие от шизофрении, идеи никогда не доходят до уровня бредовых. Основной акцент паранойяльные психопаты делают на самой деятельности вокруг сверхценной идеи; сама она с течением времени почти не трансформируется.
В динамике психопатий также важно различать компенсацию, субкомпенсацию и декомпенсацию.
Психопатии следует отличать от:
- патологического развития личности, которое формируется на конституциональной основе, в результате длительно текущего невротического состояния; постепенно формируются те или иные психопатические симптомокомплексы. Выделяют астенические, ипохондрические, обсессивные, истерические варианты патологического развития личности.
- психогенное развитие личности – это изменение личностного склада под влиянием интенсивной психогении (травматического стресса); в результате происходит формирование личностной структуры, близкой к психопатической.
- патохарактерологическое развитие, когда формирование патологии характера происходит под влиянием различных ситуационных факторов. Патохарактерологическое развитие можно определить как «пред-психопатию».