К вопросу 12. Общение в музыкальном искусстве и музыкальной деятельности




Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения.

К числу профессионально значимых качеств и свойств учителя музыки несомненно принадлежит и умение общаться на высоком творческом уровне с классом в целом и с каждым учеником в отдельности.

Проблема общения здесь является одной из ключевых в музыкально- педагогическом процессе, коль скоро речь идет о взаимоотношениях учителя и ученика и каждого из них – с музыкой. Урок музыки располагает специфическими возможностями для создания духовной атмосферы во время занятия, поскольку наряду с учащимися и учителем особым субъектом общения служит музыка, точнее скрывающийся в ее интонационно-художественной природе квазисубъект.

Смысл и специфика музыкально-педагогического общения на уроках музыки заключается в постижении художественного Я (термин В.В. Медушевского) музыкального произведения, в установлении с ним духовно-личностного контакта, диалога.

Существуют различные научные подходы в толковании понятия «общение». Учитывая специфику музыкально-пед. деят-ти, можно трактовать общение как особую деятельность, направленную на создание в школьном музыкально- педагогическом процессе таких коммуникативных связей и отношений, которые в наибольшей мере отвечают природе музыкального искусства, художестваенно- творческим способам общения с ним.

Музыкально- педагогическое общение, являясь неотъемлемой составной частью целостного профессионального творчества педагога- музыканта, в то же время выступает как система с определенными функциями. Все многообразие функций общения между людьми современные исследователи (Б.Г.Ананьев, А.А Бодалев, Г.М.Андреева и др.) сводят к следующим задачам: 1) сообщение информации; 2) познание личности другого человека в процессе общения; 3) установление творческих взаимооьношений в общении. Этот общий социально- психологический срез функций общения в сочетании с психолого – педагогическими представлениями о них легли в основу ведущих функций музыкально- педагогического общения.

Первая из них – информационно- коммуникативная – охватывает процессы приема и передачи информации школьниками и учителем на уроке. На музыкальных занятиях этот «обмен информацией» осуществляется в специфической художественно- коммуникативной форме, на основе особых межличностных отношений.

Регулятивная функция обеспечивает управление эмоционально-эстетическими и другими процессами в ходе художественного общения с музыкой и корректировку действий при осуществлении совместной деятельности учителя и учащихся.

Муз-пед общение оказ. особое воздействие на аффективные стороны личности школьников и самого учителя, что и дает основание говорить о еще одной функции- аффективно- коммуникативной.

 

 

.Выделение этих функций носит условный характер, поскольку в реальной муз-пед практике они выступают в целостном виде и лишь в своей совокупности обеспечивают достижение в ней высоких творческих результатов.

В целостной структуре музыкально-педагогического общения выделяются следующие элементы: мотивационный, содержательно- смысловой и коммуникативно- исполнительский.

Мотивационный элемент служит тем основанием, благодаря которому приводится в действие весь механизм муз-пед общения. Содержание данного элемента прежде всего охватывает эмоционально-ценностную и потребностную сферы личности учителя музыки. Мотивационный элемент в структуре муз-пед общения отражает понимание учителем его специфической сущности – худ-эстетич природы.

Значительное место в содержании мотивационного эл-та занимают эмоцион- эстетич и творчески- волевые проявления педагога- музыканта, такие, как потребность эмоционально, открыто выражать перед школьниками свои мысли и чувства, стремление достичь в ходе муз-пед общения духовно- личностного контакта с музыкой и учащимися. В мотивационном эл-те особая роль принадлежит творческим установкам и мотивам педагога- музыканта и в первую очередь – его стремлению быстро и правильно ориентироваться в меняющихся ситуациях.

Мотивационный эл-т сам по себе является сложным образованием, поскольку пронизывает все основные психические уровни личности педагога- музыканта: характер, эмоции, направленность.

 

Основой следующего структурного эл-та – содержательно- смыслового – выступают художественно-коммуникативные задачи. Процесс постановки и решения задач носит творческий характер. Значение приобретает привлечение к себе внимания учащихся. Перед педагогом- музыкантом так же, как и перед актером стоит общая цель- как можно точнее, глубже почувствовать состояние аудитории школьников. Особенно важным становится выражение учителем своего отношения к содержанию муз произведения. Следует подчеркнуть, что данное отношение – это результат напряженной духовной работы.

Задача «заражения» учащихся эстетическими эмоциями решается на основе их контакта с живой музыкой, с ее глубиной интонации. На данной стадии развития ситуации педагог- музыкант не только «разогревает» эмоции и чувства школьников, переводит их в эстетический план, но и стимулирует художественно- мыслительные действия учащихся, придает им логическую завершенность.

Педагогу- музыканту следует также иметь в виду, что в художественном общении учащихся с муз ис-вом всегда присутствует 2 уровня такого общения: непосредственное – общение уч-ся с музыкой и опосредованное – их общение «через музыку» друг с другом и учителем.

В решении этих задач особое место принадлежит муз- исполнит деят-ти учителя и учащихся, которая протекает в различных видах (пение, игра на муз инстр., движение под музыку).

Хочется обратить внимание на роль речи как важного «инструмента» педагога- музыканта.

Слово учителя явл как бы продолжением самой музыки и поэтому окрашивается в те тона и краски, которые присущи ее эмоционально- образному строю. Речь

 

 

педагога призвана подчеркивать особенности содержания музыки, вести ученика по пути активно- творческого.

Следует отметить, что слово учителя не должно сковывать творческую инициативу ребенка, его желание самому «разгадать» интонационно- худ фабулу муз произ-ния.

Успешное решение обозначенных выше художественно- коммуникативных задач обеспечивается специальными художественно- коммуникативными умениями и способностями, которые и составляют содержание худ эл-та муз-пед общения. Важная роль в этом процессе принадлежит воображению учителя музыки. Воображение следует рассматривать в качестве важного атрибута худ-пед тв-ва педагога- музыканта.

В худ- коммуникативном аспекте этого тв-ва воображение выполняет особые функции: 1) помогает учителю представить модель худ-ного взаимодействия с музыкой и учащимися; 2) стимулирует тв-кое самочувствие педагога, 3) способствует в общении осуществлению интуитивного поиска необходимых ср-в коммуникативного воздействия на школьников.

 

Важное место в процессе муз-пед общения занимает внимание. В психологич смыслевнимание- это направленность и сосредоточенность психической деят-ти человека. Муз-пед общение предполагает такое внимание учителя, которое сродни вниманию артиста и котророе характеризуется не только волевым, интеллектуальным, но прежде всего -–эмоционально-эстетическим началом. В процессе муз- пед общения внимание педагога выступает в качестве компонента «творческого вдохновения», служит основой организации увлекательного по содержанию и форме урока музыки.

 

Плодотворное муз-пед общение невозможно без развитых невербальных средств общения: мимики и пантомимики.

Мимика опред как «ис-во выражать свои мысли, чув-ва, настроения движением мускулов лица». Нередко на уроке музыки взгляд учителя, движение его лица «срабатывают» сильнее, чем продолжительная беседа, какие-либо практические действия.

Воздействие мимики возрастает, если она органически сливается с пантомимикой, т.е. с движением тела, жестами, пластикой. Для педагога- музыканта источником «телодвижений» выступает само музыкальное произ-ние.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: