Из предложений выпишите слово, употреблённое в переносном значении.




Русский язык. 10 класс Тематическая работа«Языковые нормы. Лексика и фразеология».

Демонстрационный вариант

1 В одном слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

граждАнство

дозвонИтся

снЯта

бухгАлтеров

налилА

Ответ: ___________________________.

2 В одном слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

согнУтый

позвалА

шАрфы

жалюзИ

Ответ: ___________________________.

3 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАнты

вероисповЕдание

диспАнсер

каталОг

квартАл

Ответ: ___________________________.

4 В одном из сочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон

ЗАТРУДНЁННОЕ дыхание

КОМФОРТАБЕЛЬНЫЕ условия

ЭФФЕКТНАЯ внешность

ПЕСЧАНАЯ почва

Ответ: ___________________________.

5 В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1 Украшением музейной коллекции стали лучшие образцы изделий СТЕКЛЯННЫХ

заводов России XVIII − начала ХХ века.

2 В последнем выпуске журнала были собраны самые интересные, весёлые и удивительные ФАКТЫиз истории советского кинематографа.

3 Всей семьёй мы решали, какое платье НАДЕТЬ нашей Кате на свадьбу подруги.

4 12 апреля1961 года– ПАМЯТНАЯ дата в истории мировой космонавтики.

5 Охота с ГОНЧИМИ собаками получила широкое распространение в средневековой

Европе.

Ответ: ___________________________.

В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Канадская ель растёт медленно: ГОДИЧНЫЙ прирост составляет около7 сантиметров.

Человек гибкий и дипломатичный, Меншиков ВОСПОЛНЯЛ недостаток образования

остротою ума.

Если у человека нет воли, то его слова никогда не превращаются в действия,

ПОСТУПКИ.

Павел слыл УДАЧНЫМ охотником: в райцентре местные охотники завидовали его

трофеям.

Николай− натура противоречивая, ДВОЙСТВЕННАЯ.

Ответ: ___________________________.

7 В одном из сочетаний слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более слабо

семистами рублями

с две тысячи восьмого года

колышется на ветру

отряд партизан

Ответ: ___________________________.

В одном из сочетаний слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с обеими подругами

к полутора метрам ткани

килограмм апельсин

подожжёт бумагу

полевые госпитали

Ответ: ___________________________.

9 В одном предложений допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

После ранения старший капитан больше месяца провёл в госпитале.

Каждая пара носков была положена в специальный непромокаемый пакет.

Дом не отапливался, и, сняв куртки и сапоги в прихожей, мы вскоре совсем озябнули.

Поезжайте, пожалуйста, быстрее, иначе мы не успеем к отходу поезда.

Двигаться в период дождей по высохшему руслу реки более опасно, чем пробираться

через лес.

Ответ: ___________________________.

В одном из сочетаний слов нарушена норма управления зависимого слова. Исправьте ошибку и запишите зависимое слово правильно(в нужной форме).

упрекать в трусости

рад замужеству дочери

удостоить наградой

предостеречь от ошибки

оплачивать проезд

Ответ: ___________________________.

В словосочетаний нарушена норма управления зависимого слова. Исправьте ошибку и запишите зависимое слово правильно(в нужной форме).

рецензия на публикацию

заведующий кафедры статистики

уделить внимание правописанию

указывать на существенные недостатки

удивляться результатам эксперимента

Ответ-----------------------------------------------------------------

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Один из упрямцев, умевшим отстоять своё мнение перед преподавателем, был

Дельвиг– друг Пушкина.

Б) Балаклава сегодня не только удобная морская бухта, а также и один из самых

популярных курортов Крыма.

В) Согласно официальных источников причиной пожаров в крае стало самовозгорание

торфа.

Г) Те из учеников, кто невнимательно делал домашнее задание, вряд ли справится

с контрольной работой.

Д) Отвечая на вопросы радиослушателей, у журналиста возникала необходимость

в некоторых статистических данных.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с редлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры од соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Все те, кто прежде поддерживал инициативу правительства, после публикаций

в прессе обрушился на министров с критикой.

Б) Оба катера довольно быстро шли навстречу друг друга, не снижая скорости.

В) В российской экранизации романа «Доктора Живаго» Олег Янковский блестяще

справился с одной из самых сложных ролей.

Г) В Андах можно заметить немало интересных особенностей как в природе, а также

в местных обычаях.

Д) Подводя итоги обсуждения нового проекта, докладчиком были намечены основные

задачи развития компании.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) ошибка в построении предложения с однородными членами

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры од соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Среди представленных ниже предложений найдите то, в котором слово ПОЛНЫЙ употреблено в значении«достигший высшего предела в своём развитии». Выпишите цифру, соответствующую этому предложению.

1. Сестра налила мне ПОЛНЫЙ кувшин воды и подала жёсткое банное полотенце.

2. Глаза девочки, ПОЛНЫЕ удивления и счастья, были устремлены прямо на арену

цирка.

3. В институте питания разработали особую диету для ПОЛНЫХ людей.

4. ПОЛНЫЕ солнечные затмения можно наблюдать нечасто.

5. С изумлением смотрел он на проспекты, ПОЛНЫЕ спешащих по непонятным для

него делам горожан.

Ответ--------------------------------------------------------------------------------------------

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТОРОНА. Определите значение, в котором это слово употреблено в представленном ниже предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Гроза прошла стороной, обрушившись ливнем в нескольких километрах ниже по

течению реки.

СТОРОНА-ы, жен.

1. Пространство, место, расположенное в каком-л. направлении от чего-л., а также само это

направление.

Стороны горизонта. Со стороны поля. В сторону леса. Разойтись в разные стороны.

2. разг. Местность, край; страна.

Родная сторона.

3. Пространство, место, расположенное вправо или влево от середины, средней линии

чего-л., а также направление вправо или влево от кого-, чего-л.

Вытянуть руки в стороны. Посмотреть в сторону. Медали на левой стороне груди.

4. (только в род., вин., предл. п. с предлогами: «в», «с»).

Пространство, место, расположенное в некотором отдалении от кого-, чего-л.

[Зина] отступила и со стороны, молча, в холодном изумлении, следила за ним.

Городок наш стоял в стороне от большой железнодорожной магистрали.

5. с определением. Одна из поверхностей какого-л. предмета; боковая часть, бок кого-,

чего-л. Лицевая сторона материи.

6. мат. Отрезок прямой линии, ограничивающий геометрическую фигуру.

Равенство сторон в прямоугольном треугольнике. Стороны многоугольника.

7. чего или какая. Составная часть, элемент чего-л.

Знание людей составляет одну из важных сторон истины.

8. Человек, група людей, организация и т. п., противопоставленные в каком-л. отношении

другому человеку, другой группе людей, организации и т. п.

Враждующие стороны. Договаривающиеся стороны. Прения сторон в суде.

Вся эта обломовская система воспитания встретила сильную оппозицию в системе

Штольца. Борьба была с обеих сторон упорная.

9. в знач. нареч. Минуя данное место, местность, в обход.

Светлый солнечный дождь прошёл стороной.

Ответ -------------------------------------------------------------------------

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОЖИВИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в представленном ниже фрагменте текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

В русской традиции инициал обычно именуют буквицей. Графически буквица

в старых книгах напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже

издалека можно различить его в сплетении ветвей. Как гнездо украсит и оживит собою

дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет начальную страницу.

ОЖИВИТЬ -влю, -вишь; рич. страд. рош. оживлённый, -лён, -лена, -лено; сов., ерех.

(несов. оживлять).

1. Возвратить к жизни, воскресить.

Народ, поражённый ужасом, видя оживлённого покойника, молчит.

2. Восстановить физические или душевные силы, придать бодрости, сделать вновь

жизнедеятельным.

Вставши рано, отворишь окно и впустишь прохладу в комнату, но не надолго оживит она.

3. перен. Вызвать яркое представление о чём-л.; восстановить в памяти что-л. забытое,

исчезнувшее.

Я позволю себе несколько оживить в нашей памяти образ этого замечательного человека.

4. Вывести из состояния вялости, апатии.

[Чичагов] один в состоянии был оживить самое скучное общество.

5. Наполнить движением.

Места, ещё недавно оживлённые присутствием 15.000 войска, были молчаливы и печальны.

6. Сделать более интенсивным, активным; оживить работу.

7. Сделать более ярким, запоминающимся.

Ответ: ___________________________.

Из предложений выпишите слово, употреблённое в переносном значении.

В каждой его газетной статье, в каждом рассказе с фронта чувствовалась бескомпромиссная откровенность войны. Каждая строка фронтового письма дышала верой в неизбежность победы.

Ответ: ___________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: