Дисциплина изучается магистрантами первого курса.
Задачи дисциплины состоят в формировании у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для успешной работы по направлению магистерской подготовки.
Студента необходимо ознакомить системой российского права и показать в ней место норм, регулирующих профессиональную деятельность, показать ему различие двух основных типов правового воздействия, используемых для регламентации складывающихся отношений, а также помочь уяснить суть публично-правового и частноправового регулирования режима архивных документов и других объектов профессиональной деятельности.
Студент должен овладеть основными правовыми понятиями, иметь представление о системе правовых актов в изучаемой сфере.
Студента нужно научить методике поиска правовой информации.
Ниже предлагаются рекомендации по решению основных проблем, связанных с преподаванием дисциплины.
Во-первых, магистранты не имеют специальной юридической подготовки, а материал дисциплины носит узкоспециальный характер, который знаком даже не всякому юристу с многолетним стажем работы.
Следует опираться на компетенции студентов, приобретенные ими в период получения образования по направлению бакалаврской подготовки, в частности, при изучении на начальных курсах дисциплины «Правоведение». Весьма пригодятся знания теории права, основ конституционного, гражданского, административного и уголовного права.
Во-вторых, дисциплина носит комплексный характер, ее преподавание требует системной проработки большого объема материала по конституционному, гражданскому, административному, уголовному праву, изучения огромного количества нормативных правовых актов. В то же время объем учебного времени, отводимого на изучение дисциплины, не велик.
От преподавателя требуется систематизация не только полученных знаний, но и содержания излагаемого материала. Желательно готовить раздаточный материал в виде схем, презентаций, таблиц, глоссария терминов.
В-третьих, отсутствует учебная литература по дисциплине, основным источником правовой информации оказываются нормативные правовые акты, научные статьи, монографии. Вместе с тем, магистранты не обладают достаточными навыками работы с такими текстами.
Можно организовать на семинарских занятиях (а также на лекциях, поскольку немногочисленный состав группы обучающихся позволяет это) работу с текстами законов, предлагая, тем не менее, выдержки из них.
Необходимо подсказывать основные разделы учебников (по соответствующим юридическим дисциплинам), где студенты могут почерпнуть знания, необходимые для подготовки к занятиям.
Следует нацеливать студентов на опережающую подготовку к лекционным занятиям, ориентируя на использование актуальной правовой информации, нормативных правовых актов в действующей редакции.
Необходимо избегать чрезмерной увлеченности построением различного рода абстрактных юридических конструкций, наоборот, надо показывать практическую применимость тех или иных знаний, увязывать областью будущей научной /профессиональной деятельности.
В-четвертых, законодательство в сфере профессиональной деятельности носит противоречивый характер, кроме того, не всегда согласуется с положениями иных отраслей российского законодательства.
Следует постараться отработать навыки разрешения юридических коллизий, обозначив общие принципы юридической деятельности, сложившиеся еще в Древнем Риме («более поздняя норма отменяет ранее принятую по тому же вопросу», «предпочтение отдается акту более высокой юридической силы» и др.). Кроме того, нужно показать особую роль кодексов в российской правовой системе, а также подчеркнуть строго целевой характер дефиниций, формулируемых законодателем.
Возможно, потребуется провести тренинги по работе со справочными правовыми системами (типа «КонсультантПлюс» или «Гарант»), в ходе которых следует показать связь отраслевого деления российского права и размещения информации, научить поиску правовой информации.
Рекомендуемые формы технологии обучения: проблемные лекции, лекции-визуализации, технология кейс-стади, технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Как представляется, выполнение приведенных рекомендаций преподавателем, ведущим дисциплину «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» позволит заинтересовать студентов, стимулировать их к самостоятельному, более углубленному изучению проблематики дисциплины.