Показатели | Единица измерения | План | Отчет | Отклонение от плана в абсолютных единицах | % выполнения плана |
А | Б | ||||
Эксплуатационные тонно-километры, млн. | ткм | -5324,00 | 90,905 | ||
Принято груженых с соседних отделений | ваг | -20805,00 | 98,727 | ||
Работа отделения дороги | ваг | -19710,00 | 99,025 | ||
Динамическая нагрузка на груженый вагон | т/ваг | 46,3 | 46,5 | 0,20 | 100,432 |
Рейс груженого вагона | км | 625,6109465 | 571,8448 | -53,77 | 91,406 |
Вагоно-км груженых вагонов, млн. | ваг-км | 1,14E+09 | -119932743,45 | 90,514 | |
Средняя статическая нагрузка | т | 56,98 | 57,99 | 1,00 | 101,761 |
Количество погруженных тонн грузов, тыс. | т | 22005,40 | 22456,38 | 450,98 | 102,049 |
На основании данных таблицы 2.6. построим схему (рис.2): Анализируя динамику грузооборота в отчетном году по сравнению с базисным, можно установить:
В целом по отделению дороги грузооборот уменьшился на – 9,095%, что в абсолютном выражении составляет -5324 млн. ткм. Грузооборот понизился за счёт негативного влияния факторов, влияющих на грузооборот:
- уменьшение принятых груженых вагонов с соседних отделений на 1,29 уменьшило грузооборот на 1,029, что в абсолютном выражении составило 602,633 млн.ткм;
- увеличение динамической нагрузки на груженый вагон на 0,391 % увеличило грузооборот на 0,391 %, что в абсолютном выражении составило 228,886 млн. ткм.
- за счет уменьшения вагоно-км груженых вагонов на -9,486% уменьшился грузооборот на -9,486% или 5552,886 млн. ткм;
- при увеличении количества погруженных тонн грузов на 2,049 % увеличился грузооборот на 2,049 % или 450,98 млн. ткм;
- при увеличение средней статической нагрузки на 1,00 %, это привело к уменьшению грузооборота на 0,33%, что в абсолютном выражении составляет 197,525 млн. ткм;
- изменение статических нагрузок по родам грузов привело к снижению грузооборота на 3,141%, что в абсолютном выражении составляет 1838,848 млн. ткм.
Следовательно, наибольшее влияние на изменение грузооборота в сторону уменьшения оказали: работа отделения дороги, статическая нагрузка по родам грузов и уменьшение количества погруженных тонн грузов.
А наибольшее влияние на изменение грузооборота в сторону уменьшения оказало изменение статических нагрузок по родам грузов.
Схема влияния факторов на изменение эксплуатационных тонно-километров:
Рис. 2
Анализ пассажирооборота
Пассажиро-километры (Σal) определяются как функция двух технико-экономических факторов: с S – вагоно-км груженых редней населенности пассажирского вагона (Н) и объема эксплуатационной работы пассажирских перевозок - вагоно-километров (ΣnSa), т.е.
Σal = ΣnSa* Н; Δ Σal(ΣnSa) Ĵ Σ= nSa * Σ-1alпл ;
ΣnSa = Σal / Н; Δ Σal(Н) Ĵ Σ= al – Ĵ ΣnSa* Σalпл ;
Δ Σal = Δ Σal(ΣnSa) + Δ Σal(Н).
Относительное изменение в %:
Δ Σal% (ΣnSa) = Δ Σal(ΣnSa) * 100 / Σalпл ; Δ Σal%( Н) = Δ Σal(Н)*100 / Σalпл
Анализ пассажирооборота выполняется по табл. 2.6.
Показатели | Обозначение | Ед. измерения | Значение | Абсолютное отклонение | % выполнения плана | Влияние факторов | ||
План | Факт | Асолют. Млн.п-км | % | |||||
Пассажирооборот | ∑al | млн п.-км | 1580,00 | 1520,00 | -60,00 | 96,20 | -60,00 | -3,80 |
Средняя населенность пассажирского вагона | H | чел. | 36,80 | 36,90 | 0,10 | 100,27 | 4,12 | 0,26 |
Объем эксплуатац. Работы | ∑nSa | млн в.-км | 42,93 | 41,19 | -1,74 | 95,94 | 4,12 | -4,06 |
По таблице 2.7. можно сделать следующие выводы.
В отчетном периоде по сравнению с базисным пассажирооборот изменился в сторону снижения на 4 %. Наблюдается и положительные факты работы:
Увеличение средней населенности пассажирского вагона на 0,27 % привело к увеличению на 4,12 млн. пасс-км. Это говорит о продуктивной работе дороги в качественном отношении и о рациональном использовании основных средств пассажирского парка.
3. Анализ выполнения плана доходов
Доходы, получаемые отделением дороги, предназначены для покрытия расходов, и образование прибыли, т.е. являются основным источником финансовых ресурсов. Они включают в себя доходы от перевозок грузов и пассажиров, местные доходы от подсобно-вспомогательной и других видов деятельности.
Доходы отделений дороги по перевозкам состоят:
– по грузовым – из доходов от начальных (DНО) и конечных операций (DКО), от перевозки грузов (DΣPL), пробега порожних вагонов (DΣnSпор), от дополнительных сборов (Dдс):
Dд = DНО + DКО + DΣPL + DΣnSпор + Dдс – Прпс =
=ΣРn * РЦn + ΣPв + ΣPlэ +ΣnSпор +РЦns + Dсб – nрпс* РЦрпс;
– по пассажирским – из доходов от перевозки пассажиров в прямом и местном сообщениях, от плацкарты, перевозки пассажиров в пригородном сообщении:
Dа = Dприг + Dal + Dплац + = Dприг + Σal +РЦal + Dплац .
Из общей сумму доходов по грузовым перевозкам исключается плата за использование РПС.
Анализ следует начать с определения общей суммы доходов по дороге и оценки выполнения плана доходов, составив табл. 3.1.
Рассчитать плановую и фактическую величины средних расчетных цен по грузовым и пассажирским перевозкам:
___ ____
РЦд = (Dд (стр.16) / ΣPLэ)*10; РЦа = (Dа (стр.22) / Σal)* 10.
В целом от перевозок на 10 приведенных тонно-километров считаем:
№ п/п | Показатели | Обозначение | Единица измерения | План | Факт | Абсолютное изменение | % выполнения плана | |
Погружено грузов | ∑Pn | т.тонн | 22005,40 | 22456,38 | 450,98 | 102,05 | ||
Выгружено грузов | ∑Pв | т.тонн | 16206,62 | 16022,04 | -184,58 | 98,86 | ||
Расчетная цена за 1 погруженную и 1 выгруженную тонну | РЦn | руб. | 880,00 | 880,00 | 0,00 | 100,00 | ||
Доходы погрузки | Dn | млн.руб | 19364,75 | 19761,62 | 396,87 | 102,05 | ||
Доходы от выгрузки (стр 2*стр3) | Dв | млн.руб | 14261,83 | 14099,40 | -162,43 | 98,86 | ||
Эксплуатационные тонно- километры | ∑Plэ | млн. | 58540,00 | 53216,00 | -5324,00 | 90,91 | ||
Расчетная цена на 10 эксплуатационных тонно- километров | Рцplэ | руб. | 381,00 | 381,00 | 0,00 | 100,00 | ||
Доходы от перевозки грузов (стр 6*стр7)/10 | Dplэ | млн.руб | 2230374,00 | 2027529,60 | -202844,40 | 90,91 | ||
Вагоно- км порожнего пробега вагонов | ∑nSпор | тыс. в-км | 604140,00 | 573359,00 | -30781,00 | 94,90 | ||
Расчетная цена на1 в-км порожнего пробега | РЦnSпор | руб. | 176,00 | 176,00 | 0,00 | 100,00 | ||
Доходы за пробег порожних вагонов (стр9*стр10 | DnSпор | млн.руб | 106328,64 | 100911,18 | -5417,46 | 94,90 | ||
Доходы дополнительных сборов | Dдс | млн.руб | 36810,00 | 36870,00 | 60,00 | 100,16 | ||
Плата за использование РПС | Прпс | млн.руб | -31910,00 | -31890,00 | 20,00 | 99,94 | ||
Всего доходов от грузовых перевозок (стр4+стр5+стр8+стр11+стр12)-стр15) | Dд | млн.руб | 2402239,22 | 2194191,80 | -208047,42 | 91,34 | ||
Доходы от перевозок пассажиров в пригородном сообщении | Dприг | млн.руб | 4250,00 | 4260,00 | 10,00 | 100,24 | ||
Пассажирооборот | ∑al | млн. п-км | 1580,00 | 1520,00 | -60,00 | 96,20 | ||
Расчетная цена за 10 пассажиро- км | Рцal | руб. | 457,00 | 457,00 | 0,00 | 100,00 | ||
Доходы от перевозок пассажиров | Dal | млн.руб | 72206,00 | 69464,00 | -2742,00 | 96,20 | ||
Доходы от плацкарты | Dплац | млн.руб | 4350,00 | 4360,00 | 10,00 | 100,23 | ||
ВСЕГО доходов от перевозки пассажиров (стр17+стр20+стр21) | Dа | млн.руб | 80806,00 | 78084,00 | -2722,00 | 96,63 | ||
Местные доходы | Dм | млн.руб | 275,00 | 285,00 | 10,00 | 103,64 | ||
Доходы от ПВД | Dпвд | млн.руб | 111000,00 | 103000,00 | -8000,00 | 92,79 | ||
ВСЕГО доходов по НОД (стр16+стр22+стр23+стр24) | D | млн.руб | 2594320,22 | 2375560,80 | -218759,42 | 91,57 |
По данным таблицы 3.1. можно сделать следующие выводы.
В отчетном периоде доходы от погрузки по сравнению с планом увеличилось на 2,05 %, что в абсолютном выражении равно 450,98 млн. руб. Доходы от выгрузки упали на 2,24% или -184,58 млн. руб. Это произошло за счет уменьшения количества погруженных и выгруженных тыс.тонн
Доходы от перевозки грузов, за анализируемый период, упали на 10%, это 202844,40 млн. При этом эксплуатационных т – км не имели отклонений.
Порожний пробег вагонов также уменьшился на 5,1 % или на 30781 ваг.км. Что привело к спаду доходов за пробег порожних вагонов на 5,1% или на 5417,46.руб.
На общем фоне спада доходов по дороге, неизменную динамику проявляют доходы от перевозки пассажиров 100,23% или 10 млн. руб.. На этот показатель большое влияние оказал пассажирооборот также 100%.
Положительную тенденцию имеют местные доходы, которые повысились в отчетном году на 3 % или на 10 млн.руб. Но при этом снизились доходы от ПВД (подсобно-впомогательной деятельности), составившие на 7,41% или на 8000 млн.руб. меньше по сравнению с плановым периодом.
Таблица 3.2.
Анализ выполнения плана доходов от перевозок грузов и пассажиров.
Показатели | % выполнения плана объема перевозок | Доходы от перевозок | Изменение доходов (гр4-гр2) | В т.ч. За счет | |||
План | Скорректированный план (гр1*гр2/100) | Факт | объема перевозок (гр3-гр2) | расчетной цены и структуры (гр4-гр3) | |||
1,В целом доходов от перевозок | 91,045 | 2483045,219 | 2260678,029 | 2272275,797 | -210769,422 | -222367,190 | 11597,768 |
в.т.ч. | |||||||
2,Грузовых | 90,91 | 2402239,219 | 2183764,303 | 2194191,797 | -208047,422 | -218474,916 | 0,0 |
3,Пассажирских | 96,20 | 80806,000 | 77737,41772 | 78084,000 | -2722,000 | -3068,582 | 346,6 |
4,Итого (стр2+стр3) | 2483045,219 | 2261501,720 | 2272275,797 | -210769,422 | -221543,499 | 10774,1 | |
5,Влияние структуры перевозок по их видам (стр1-стр4) | -823,691 |
По данным таблицы 3.2. можно сделать следующие выводы.
Наблюдается ухудшение работы дороги, об этом говорит низкий получаемый доход от совокупных перевозок на- 210769,422 млн. руб. На это повлияло недовыполнение планового объема перевозок на 8,65%.
Если рассматривать доходность в структуре перевозок, то видно, что общее уменьшение вызвало спад доходов от грузовых перевозок на --218474,916 млн. руб., в %-ом соотношении он упал на 9,1%. В то время, как и пассажирские перевозки снизились на -2722 млн. руб., но это оказало значительное влияние в целом на доходы от перевозок.
Таблица 3.3.
Анализ влияния структурных изменений на выполнение плана доходов от перевозок.
Виды перевозок | Структура перевозок | Средняя расчетная цена | ____ | Влияние изменений | |||||||
План | Отчет | Изменение | План | Отчет | Изменение | РЦпл i – РЦпл pl | Ср.расч.цен по видам перевозок на | Структуры перевозок на | |||
__ | Dpl | __ | Dpl | ||||||||
РЦpl | РЦpl | ||||||||||
А | |||||||||||
1.Эксплуатационные тонно-км | 97,372 | 97,223 | -0,149 | 410,359 | 412,318 | 1,959 | -2,656 | 1,905 | 104274,946 | 0,004 | 216,472 |
2.Пассажиро-км | 2,628 | 2,777 | 0,149 | 511,430 | 513,711 | 2,280 | 98,416 | 0,063 | 3465,823 | 0,147 | 8020,441 |
3.Приведенные тонно-км | 413,015 | 415,134 | 2,119 | 1,968 | 107740,768 | 0,150 | 8236,913 |
По данным таблицы 3.3. можно сделать следующие выводы.
Наибольшее влияние на изменение приведенных тонно–км., а таким образом и на доходность перевозок дороги, оказывают грузовые перевозки. Их отрицательное изменение в структуре перевозок за отчетный период на 0,083%, но не смотря на это, произошло снижение средних расчетных цен, что составило 0,005руб. в расчете на 10 т.км. Увеличение пассажирских перевозок на 0,149 % привело к увеличению расчетных цен на 2,280 руб. в расчете на 10 пассаж.км. Все эти изменения привели к увеличению расчетных цен приведенных на 2,119 руб., на 10 т.км.
В итоге, изменение средней расчетной цены по видам перевозок, увеличило общую приведенную цену на 1,968руб. или общие доходы приведённые т.км. на 107740,768 млн. руб.